Очное, заочное обучение
Шифр раздела, темы дисциплины | Наименование раздела, темы дисциплины | Количество часов | Компетенции | |||||||||||||
Общекультурные | Профессиональные | Σ (общее количество компетенций) | ||||||||||||||
ОК3 | ОК7 | ОК15 | ПК8 | ПК9 | ПК11 | ПК12 | ПК14 | ПК15 | ПК16 | ПК17 | ПК 18 | ПК21 | ||||
Р1 | Введение в безопасность. Основные понятия и определения | 10 | + | + | 1 | |||||||||||
Р2 | Человек и техносфера | 20 | + | + | + | + | + | 3 | ||||||||
Р3 | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | 40 | + | + | + | + | + | 4 | ||||||||
Р4 | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | 40 | + | + | + | + | + | 5 | ||||||||
Р5 | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | 40 | + | + | + | + | + | 5 | ||||||||
Р6 | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | 20 | + | + | + | + | + | 3 | ||||||||
Р7 | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | 26 | + | + | + | + | + | + | 5 | |||||||
Р8 | Управление безопасностью жизнедеятельности | 20 | + | + | + | + | + | 4 | ||||||||
Итого: | 216 |
6. Структура и содержание дисциплины
6.1. Распределение учебных занятий по разделу:
Рубеж дисциплины | Шифр раздела, темы дисциплины | Наименование раздела, темы дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий | ||||||
Очное обучение | Заочное обучение | ||||||||
Лекции | Лабораторные занятия (3 сем.) | Практические занятия (4 сем.) | Лекции | Лабораторные занятия (4 сем.) | Практические занятия(5сем.) | ||||
Рубеж 1 | Р1 | Введение в безопасность. Основные понятия и определения | |||||||
Р2 | Человек и техносфера. | ||||||||
Рубеж 2 | Р3 | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | |||||||
Р4 | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | ||||||||
Рубеж 3 | Р5 | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | |||||||
Р6 | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | ||||||||
Рубеж 4 | Р7 | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | |||||||
Р8 | Управление безопасностью жизнедеятельности | ||||||||
6.2. Содержание лекций:
Шифр раздела, темы дисциплины | Наименование раздела, темы дисциплины | Наименование и содержание лекции | Трудоемкость, час Очное/Заочное |
Р1 | Введение в безопасность. Основные понятия и определения | Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности. | 2/1 |
Р2 | Человек и техносфера. | Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов. | 2/1 |
Р3 | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно- допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно- допустимые уровни. | 4/1 |
Р4 | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторингаопасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней. | 6/2 |
Р5 | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая, психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности. | 4/2 |
Р6 | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности.Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности.Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места. | 4/0,5 |
Р7 | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционированияобъектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персоналав мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персоналаиз зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательныхи других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. | 6/0,5 |
Р8 | Управление безопасностью жизнедеятельности | Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы эко- логической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Корпоративный менеджментв области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента. | 4/1 |
6.3. Содержание практических занятий:
Шифр раздела, темы дисциплины | Наименование раздела, темы дисциплины | Наименование и содержание практических занятий | Трудоемкость, часы | |
Очное | Заочное | |||
Р3 | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | Определение опасных и вредных факторов и уровня допустимого воздействия для конкретного объекта исследования | ||
Р4 | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | Выбор и расчет систем электробезопасности в сетях переменного тока с напряжением до 1000 В. | ||
Принципы создания благоприятной акустической среды и акустические расчеты | ||||
Организация и расчет общеобменной и местной вентиляции в помещении и рабочей зоне для оздоровления воздуха и удаления вредных веществ | ||||
Рубежный контроль 1 | ||||
Р5 | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Принципы формирования световой среды в рабочей зоне, зоне отдыха, быту, расчет освещения | ||
Способы организации вентиляции и кондиционирования для создания благоприятных микроклиматических условий на рабочем месте, определение требуемой производительности | ||||
Р6 | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Тренинг уверенности в себе | ||
Р7 | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Категорирование помещений и зданий по взрывопожароопасности | ||
Определение границ и структуры зон очагов поражения при химическом, радио- активном заражении, пожарах и взрывах. Организация работы предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | ||||
Р8 | Управление безопасностью жизнедеятельности | Расследование несчастного случая, связанного с работой (ролевая игра) | ||
Рубежный контроль 2 |
6.4. Лабораторный практикум
Шифр раздела | Наименование раздела, темы дисциплины | Наименование и содержание лабораторных работ | Трудоемкость, часы | |
Очное | Заочное | |||
Р3 | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | Определение уровня шума (звукового давления) на территории и в помещении | ||
Определение уровня вибрации | ||||
Определение мощности гамма-излучения | ||||
Определения уровня электромагнитного, электрического и магнитного поля источника излучения | ||||
Определение концентрации вредного вещества | ||||
Определение качества питьевой воды | ||||
Рубежный контроль 1 | ||||
Р4 | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | Исследование методов и средств защиты от шума | ||
Исследование методов и средств защиты от электромагнитного поля | ||||
Исследование эффективности методов и средств защиты от тепловых излучений | ||||
Исследование эффективности средств обеспечения электробезопасности | ||||
Р5 | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении | ||
Исследование параметров естественного освещения в помещении | ||||
Исследование параметров искусственного освещения | ||||
Рубежный контроль 2 |
Курсовая работа
Курсовая работа состоит из 2-х частей: аналитической и расчетно-графической объемом 15-20 с. Пояснительной записки и 1-2-х графических листов А-1 по наиболее актуальным рассматриваемым вопросам.
Цель курсовой работы – практическая реализация знаний в области безопасности жизнедеятельности путем решения огранизационно-технических, социально-экономических, правовых, медико-биологических и других вопросов по профилю учебной дисциплины, а так же оформления проектной документации в соответствии с действующими стандартами.
Задачи курсовой работы:
1. Анализ опасных и вредных факторов объекта техносферы.
2. Нормирование действующих опасных и вредных факторов.
3. Защита от действующих опасных и вредных факторов техносферы.