Эталоны ответов на контрольные задачи исходного уровня знаний
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
III КУРС (VI – ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР)
РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) II
ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ
С НЕОСЛОЖНЁННОЙ ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗУБОВ.
Занятие 1.
Ортопедическое лечение больных с частичной потерей зубов несъёмными мостовидными протезами.
Тема занятия:Частичное отсутствие зубов. Этиология. Клиническая симптоматика. Классификация дефектов зубных рядов.
Методы обследования больных. Формулирование диагноза. Заполнение истории болезни (поликлинической, амбулаторной карты).
Цель занятия:Студентs должны: а) усвоить, что частичная потеря зубов является наиболее частым патологическим состоянием зубочелюстной системы, требующим ортопедического лечения; б) изучить её этиологию, методы обследования больных, основные клинические симптомы; в) научиться правильно формулировать диагноз и заполнять историю болезни (амбулаторную карту).
Вопросы и тесты для контроля исходных знаний.
Укажите номера всех правильных ответов.
1. ОРГАН – ЧАСТЬ ТЕЛА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ
1) одним видом составляющих его тканей,
2) как комплекс различных тканей,
3) определённым положением в организме,
4) чётко определёнными развитием, формой, строением и функцией.
Дополните.
2. ЗУБЫ, КАК ОРГАНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ______________________________.
Укажите номер правильного ответа.
3. АППАРАТ КАК ЧАСТЬ ТЕЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
1) одним видом составляющих его тканей,
2) определённым положением в теле,
3) определёнными формой и функцией,
4) как совокупность органов различного происхождения и строения,
связанных общей функцией,
5) 2+4,
6) 2+3+4.
4. МЕЖДУ ОРГАНАМИ ЖЕВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО АППАРАТА СУЩЕСТВУЮТ СВЯЗИ
1) морфологическая,
2) функциональная,
3) рефлекторная,
4) всё верно.
5. СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ ТЕЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
1) одним видом составляющих тканей,
2) определённым положением в теле,
3) определёнными формой и функцией,
4) как совокупность органов, связанных общей анатомией и функцией, имеющих общее происхождение и общие черты строения,
5) 2+3+4, 6) 1+2.
Дополните.
6. ЗУБНЫЕ ОРГАНЫ, РАСПОЛАГАЯСЬ В ЧЕЛЮСТЯХ, ОБРАЗУЮТ_________.
Укажите номера всех правильных ответов.
7. УСТОЙЧИВОСТЬ ЗУБНЫХ РЯДОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
1) межзубными контактами,
2) альвеолярным отростком верхней челюсти и альвеолярной частью нижней челюсти,
3) связками,
4) мышцами,
5) пародонтом.
Укажите номер правильного ответа.
8. ВЕДУЩИМ СИМПТОМОМ ПРИ ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕ ЗУБОВ В ЗУБНЫХ РЯДАХ ЯВЛЯЕТСЯ
1) появлению дефектов,
2) нарушению единства зубного ряда,
3) нарушение жевания.
Ответьте на вопросы.
9. Что скрывается за понятием «зубной орган» в широком смысле?
10. Дайте определение частичной потере зубов.
11. Каковы основные заболевания, приводящие к морфологическим нару-шениям твёрдых тканей зубов?
12. Каковы основные причины удаления зубов?
13. Как называется естественная (незаметная невооружённому глазу) под-вижность зубов?
14. Как называется заметная невооружённому глазу подвижность зубов?
15. Охарактеризуйте степени подвижности зубов по Д.А.Энтину.
16. При какой степени патологической подвижности зубов в стадии ремис-сии заболеваний пародонта зубы не пригодны для использования при ор-топедическом лечении?
017. Раскройте понятие «диагноза».
018. Что такое «болезнь»?
019. Раскройте понятие «патологическое состояние».
Эталоны ответов на контрольные задачи исходного уровня знаний.
1. 2,3,4.
2. жевательно-речевого аппарата.
3. 4.
4. 4.
5. 4.
6. Зубные ряды (зубные дуги).
7. 1+2+5.
8. 1.
9. Зубной орган = зуб + пародонт.
10. Частичная потеря зубов – патологическое состояние, возникающее после утраты одного или нескольких зубов.
11. Кариес, повышенное стирание зубов, острая и хроническая травма, клиновидные дефекты, эрозия коронок зубов, некроз твёрдых тканей.
12. а) неподдающиеся консервативному лечению осложнения кариозной болезни, б) заболевания пародонта в той степени тяжести, которые не позволяют ему выполнять его основную опорную функцию, в) травмы, г) операции по поводу новообразований челюстей, д) аномалии положения зубов, неподдающиеся ортодонтическому лечению, е) ави-таминозы.
13. Физиологическая (нормальная) подвижность зубов.
14. Патологическая подвижность зубов.
15. Д.А.Энтин выделил 4 степени подвижности зубов: 1 степень – подвиж-ность в одном вестибуло-оральном направлении, 2 степень – подвиж-ность в вестибуло-оральном и мезио-дистальном направлениях, 3 сте-пень – к вышеуказанным направлениям подвижности добавляется верти-кальная подвижность, 4 степень – добавляются вращательные движения.
016. В стадии ремиссии заболеваний пародонта уже 3 –я степень подвижнос-ти зубов является показанием к их удалению.
017. Диагноз – врачебное заключение о сущности и индивидуальном прояв-лении заболевания или патологического состояния, выраженное терми-нами, принятыми в современных медицинских номенклатурах и класси-фикациях.
018. Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в от-вет на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды.
019. Патологическое состояние – относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма.
Краткое содержание темы.
Потеря части зубов в зубных рядах вследствие различных причин (осложнённая кариозная болезнь, заболевания пародонта, травма, оперативные вмешательства и т.д.) приводит к появлению в зубных рядах дефектов. Зубноё ряд (зубная дуга) перестаёт существовать как единое целое, а, являясь частью зубочелюстной системы, он в таком состоянии создаёт новые условия для жизнедеятельности жевательного аппарата.
Ведущими клиническими симптомами частичной потери зубов явля-ются: 1) нарушение непрерывности зубного ряда (зубной дуги), вызванное возникновением дефектов, 2) появление двух групп зубов: имеющих антагонистов (функционирующая группа), и не имеющих их (нефункционирующая группа), 3) функциональная перегрузка пародонта некоторых зубов, 4) деформация зубных рядов, 5) нарушение функции жева-ния, речи , эстетики внешнего вида, 6) нарушение деятельности височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц.
Возникающая клиническая картина при частичной потере многообразна и, в первую очередь, зависит от количества утраченных зубов. В тоже время имеет значение, из какой функционально ориентированной группы удалены зубы (передние или боковые), состояние пародонта оставшихся зубов, высота их коронок и состояние твёрдых тканей, вид прикуса, степень и характер атрофии беззубых частей челюстей, возраст и общее состояние больного и др.
В зависимости от количества утраченных зубов дефекты зубного ряда подразделяют на малые (нет от 1 до 3 зубов), средние (утрачено от 4 до 6 зубов) и большие (отсутствует более 6 зубов). При этом дефекты зубного ряда могут быть ограничены зубами с обеих сторон, в этом случае они называются включёнными, если же они ограничены с одной стороны то это – концевые дефекты. Включённые дефекты могут располагаться в переднем отделе зубного ряда, в боковом и в переднебоковом. Концевые дефекты могут размещаться на одной стороне зубного ряда и на обеих, а также в переднебоковом отделе. В одном зубном ряду могут присутствовать как включённые, так и концевые дефекты, тогда такой дефект называют комбинированным. Зубы могут быть утрачены только на одной челюсти, а могут отсутствовать на обеих челюстях.
Множество вариантов дефектов зубных рядов послужило основанием для их классификации. В нашей стране наибольшее распространение получили классификации Е.И.Гаврилова и Кеннеди. Гаврилов объединил де-фекты зубных рядов в 4 класса: 1 класс – все концевые дефекты и одно, и двухсторонние; 2 класс – все включённые дефекты независимо от их локализации; 3 класс – комбинированные дефекты; 4 класс – челюсти с одиночно сохранившимся зубом. Выделение дефектов при одиночно сохранившемся зубе обусловлено особенностями подготовки больных, получения оттисков и методик протезирования.
Кеннеди также разделил зубные ряды в зависимости от вида дефектов и их локализации на 4 класса. К первому классу он отнёс зубные ряды с двухсторонним концевым дефектом, ко второму – с односторонним конце-вым дефектом, к третьему – с включёнными дефектами в боковых отделах (на одной стороне зубного ряда и на обеих), кчетвёртому - зубные ряды с включённым дефектом в переднем отделе. Если в зубном ряду имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то его следует отнести к меньшему по порядку классу. Остальные дефекты относят зубной ряд к подклассам, определяемым также расположением соответствующего им класса в классификации Кеннеди.
Например, зубной ряд с формулой 0 0 151413 0 | 0 222324 0 0 27 отно-сится по классификации Кеннеди ко второму классу (односторонний концевой дефект имеет наименьший порядковый номер в классификации), третьему и четвёртомуподклассам.
Как уже отмечалось, клиническая картина при частичной потере зубов многообразна и бывает, порой, очень сложной. Выбор метода лечения определяется причинами и характером поражения зубочелюстной системы и общим состоянием больного (возраст, перенесённые общие заболевания). Поэтому важное значение имеет тщательное обследование больных с целью выяснения причин, характера и степени морфологических и функциональных нарушений жевательно-речевого аппарата при этом патологическом состоянии. Кроме этого, немаловажным является выяснение условий и патологических механизмов, лежащих в основе развития осложнений частичной потери зубов (которые будут изучаться на 4 курсе).
При частичной потере зубов применяют как клинические, так и пара-клинические методы обследования. Клинические методы, используемые у кресла больного, - это: а) опрос и внешний осмотр больного, б) изучение височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц путём осмотра, пальпации, аускультации, в) обследование полости рта (слизистой оболочки, зубов и зубных рядов, пародонта зубов, беззубых отделов челюстей) путём осмотра, пальпации и перкуссии. Параклинические методы – инструмен –тальные и лабораторные, проводимые как во врачебном кабинете (гальвано-метрия, термодиагностика, гнатодинамометрия электроодонтометрия, изучение диагностических моделей и др.), так и во вспомогательных отделениях клиники (ретгенологические исследования, электромиография, реографические исследования, мастикациография и др.).
Обследование больных заканчивается постановкой диагноза, который должен отражать как морфологические, так и функциональные нарушения при частичной потере зубов. В соответствии с нозологическим принципом диагноз должен содержать:
- название определённой болезни,
- по возможности характеризовать этиологию (причину) заболевания,
- раскрывать механизм основных проявлений (патогенетический ком-понент),
- патологоанатомические проявления болезни (морфологический ком-понент),
- указать степень и характер функциональных расстройств (функцио-нальный компонент).
Клинический диагноз формулируется по определённым правилам, согласно которым в диагнозе последовательно указываются:
1) основное заболевание (патологическое состояние),
2) осложнение основного заболевания,
3) сопутствующие болезни и их осложнения.
Например. Генерализованный пародонтит тяжелой степени Частичная потеря зубов вследствие заболевания пародонта (комбинированные дефекты
зубных рядов обеих челюстей). Деформация окклюзионной поверхности зуб-ных рядов (2-я форма по Пономарёвой). Нарушение жевания, речи и эстетики внешнего вида.
После обследования больного и постановки диагноза составляют план предварительного и ортопедического лечения больного. В подготовку больного к протезированию входят санация (оздоровление) полости рта и специальные мероприятия, направленные на выполнение рационального пла-на ортопедического лечения. Под санацией понимают лечение заболеваний в полости рта (кариес, его осложнения, заболевания краевого пародонта и сли-зистой оболочки, удаление непригодных для протезирования зубов и их корней и т.д.). Специальные мероприятия слагаются из терапевтических, хи-рургических и ортопедических (в том числе ортодонтических) процедур. К ним относится депульпирование интактных зубов в целях протезирования, удаление зубов и операции на челюстях по показаниям, исправление деформаций зубных рядов, исправление аномалий прикуса и т.д.
В план ортопедического лечения больного с частичной потерей зубов входит выбор вида протезирования (непосредственного, ближайшего и отдалённого) и методики его. Протезирование больных с данным патологиче-ским состоянием не только устраняет морфологические и функциональные нарушения в жевательно-речевом аппарате, но н решает профилактические задачи: сохранение оставшегося зубного ряда, предупреждение дальнейшего его разрушения, профилактику осложнений со стороны височно-нижнечелю-стного сустава, жевательных мышц и др.
История болезни (амбулаторная карта)является обязательным ме-дицинским докумнтом, в который врач заносит данные обследования, диагноз, план подготовки и ортопедического лечения больного, дневник и эпикриз лечения, прогноз болезни. Записи в история болезни отражают дина-мику развития болезни, методы лечения и его результаты, они отражают уровень грамотности и уровне клинической зрелости врача. история болезни является юридическим документом, который рассматривается в конфликт-ных ситуациях, в судебных разбирательствах.