При подготовке к данному занятию

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель– Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и, овладев особенностями морфофункционального состояния ядра клетки, разобраться в строении и функциях его компонентов. Определить связь между строением структурных компонентов ядра и функциями, выполняемыми ядром. Научиться выявлять нарушения, возникающие на ядерном уровне. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

б) частные цели:

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы,

- общий план и общие закономерности строения ядра для понимания наиболее часто встречающихся ядерных аномалий,

-особенности строения всех компонентов ядра,

- способы репродукции соматических и половых клеток,

- фазы митотического цикла.

У М Е Т Ь:

- идентифицировать структурные компоненты ядра и фазы митотического деления клеток на микроскопическом уровне;

-используя данные микроскопического строения различать структурные компоненты ядра и фаз митоза,

- микроскопировать «немые» гистологические препараты, выносимые на практическую часть занятия (общая морфология животной клетки, митоз растительной клетки),

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических препаратов;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- должен обладать объемом знаний и пониманием гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и патологических состояниях и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов для выяснения причин возникновения патологических состояний органов;

- способностью использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

- способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- об аномалиях ядра и его структурных компонентов,

- о разновидности митотического деления клеток - эндомитозе.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

1. Гистология под ред. проф Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-е изд-е, 2001.

2. Гистология под ред. проф. Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 4-е изд-е, 1989.

3. Гистология под ред. В.Г.Елисеева, 1983.

4. А.А.Заварзин, А.Д.Хазарова. Основы общей цитологии, Л., ЛГУ, 1982.

5. А.Хэм, Д.Кормак, Гистология, т.1, М., Мир, 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. К.Свенсон, П.Уэбетер, Клетка, М., Мир, 1980.

2. Ю.С.Ченсов, Общая цитология, М., Изд-во МГУ, 1984.

3. Гистология, цитология, эмбриология. Атлас. О.В.Врлкова, О.В.Елецкий. М., Медицина, 1996.

4. Клеточная теория и ее историческое развитие. З.С.Кацнельсон, Л., 1963.

5. Цитология и общая гистология. В.Л.быков, СПБ СОТИС, 1998.

6. Гистология под ред. Э.Г.Углумбекова. Москва, ГЭОТАР, 2001.

7. Молекулярная биология клетки. Б.Альбертс, Д.Брейд, М., Мир, 1994.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал по теме: «Ядро. Способы репродукции клеток», по материалам, ранее изучаемым в школе (школьный учебник, биология). Это очень важно, т.к. этот материал является базисным и на нем строится вся программа данного занятия.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее:

1. Хранение и передача генетической информации, а также синтез белка – основные функции ядра. Компонентами фиксированных интерфазных ядер эукариотических клеток являются: ядерная оболочка (неклеолемма), ядерный сок (нуклеоплазма), ядрышко и хроматин.

2. Ядерная оболочка состоит из двух мембран (наружной и внутренней), между которыми располагается перионуклеарное пространство. В местах слияния мембран образуются поры, заполненные сложноорганизованными гранулярными и фибриллярными белками, в совокупности формирующими комплекс поры. Он выполняет роль диафрагмы, регулирующей поступление веществ в ядро из цитоплазмы и наоборот. Нуклеолемма отграничивает содержимое ядра от содержимого цитоплазмы.

3. Ядрышко – самая плотная структура ядра, не имеющая собственной оболочки и являющаяся производным хромосом, у которых в области вторичной перетяжки есть участок, называемый ядрышковым организатором. Функция ядрышка – синтез субъединиц хромосом, поэтому по строению оно неоднородно.

4. Хроматин в интерфазном ядре представляет собой хромосомы, находящиеся в стадии деспирализации. В зависимости от степени деконденсации различают эухроматин и гетерохроматин.

5. Тельце Барра или половой хроматин встречается в соматических клетках женских особей и представляет собой неполностью деконденсированную 2 х-хромосому.

6. Основным способом деления соматических клеток является митоз, состоящий из интерфазы (подготовки клетки к делению) и собственно деления. В интерфазе различают следующие периоды: постмитотический или пресинтетический (G 1), в который происходит синтез структурных и функциональных белков и белков-ферментов, синтетический (S) период характеризуется удвоением ДНК и постсинтетический или премитотический (G 2), во время которого синтезируются белки тубулины для образования нитей веретена деления и накапливается энергия.

7. Собственно митоз подразделяется на следующие фазы: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.

8. Мейоз, его механизм и биологическое значение.

9. Определение и сущность понятий дегенерации, некроза и апоптоза.

Решите тесты 1-15:

Наши рекомендации