Классификация основных форм деятельности

Основные формы трудовой деятельности делят­ся на физический и умственный труд.

Физический трудтребует большой мышечной актив­ности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительно­стью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтомати­ческим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсут­ствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые опе­рации по обслуживанию станков.

Конвейерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой пос­ледовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной устало­сти и быстрому нервному истощению.

Умственный трудсвязан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский— подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий— характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее пере­работки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд— требует большого объема памя­ти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повы­шению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников —это постоянный контакт с людьми, повышенная ответствен­ность, частая нехватка времени и информации для при­нятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов— подразумевает концен­трацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые си­туации (на экзаменах, зачетах).

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ЧЕЛОВЕКА

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напря­женности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной орга­низации.

Уровень энергозатратопределяют методом пол­ного газового анализа, при этом учитывается объем по­требления кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают по­требление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность трудахарактеризуются сте­пенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический трудхарактеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспече­ния, а также оказывает влияние на функциональные си­стемы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыха­тельную и др.), стимулирует обменные процессы.

Основ­ным его показателемявляется тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы со­ставляют 4000—6000 ккал в сутки, а при механизиро­ванной форме труда энергетические затраты составляют 3000—4000 ккал.

Умственный трудобъединяет работы, связанные с при­емом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двига­тельной активности.

Основным показателемумственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при ум­ственном труде составляют 2500—3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии пре­вышают на 5—10% уровень основного обмена; стоя — на 10—25%, при вынужденной неудобной позе — на 40— 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потреб­ность мозга в энергии составляет 15—20% общего обме­на в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный рас­ход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% — при чтении лекций, на 90—100% — у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг скло­нен к инерции, так как после прекращения работы мыс­лительный процесс продолжается, что приводит к боль­шему утомлению и истощению ЦНС, чем при физичес­ком труде.

Наши рекомендации