Пример 1. 16 лет, учащ. 9 класса
“Ож” “Рб” “Э-Ф”
12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______
П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф
Пояснение: для наглядности введена дифференциация реальных показателей:
- реальный показатель (удовлетворение мотива), значительно превы-
шает показатель собственно мотивации ( ) - сильное пресыщение.
- удовлетворение мотива несколько выше его уровня - пресыщение.
- удовлетворение мотива примерно соответствует его уровню
(+\- 2 балла)
- удовлетворение мотива несколько ниже его уровня – недосыщение
- удовлетворение мотива значительно ниже его уровня – сильное
недосыщение.
В мотивационном профиле обращает внимание общая тенденция подъема профильной линии слева направо по линии “идеальной” мотивации, как в общежитейской сфере (“Ож”), так и в учебной (“Рб”) рабочей сфере Это означает заметное превышение общего уровня мотивов производительного, развивающего ряда (Д, ДР, ОД) над мотивацией поддерживающего, потребительного характера (П,К,С), хотя это и не выражается линейно однозначно. Так, мотивационный профиль в учебной сфере имеет отчетливо выраженный пульсирующий рисунок с пиками на предпочитаемых мотивах - К, О, ДР и очень низкими значениями на игнорируемых - П, С, Д. В общежитейской сфере соответствующий подъем профильной линии от потребительной сферы к производительной имеет более ровный характер, хотя и здесь имеют место свои пики и спады.
Важный диагностический смысл имеют рисунки профилей, полученных в результате сложения одноименных “идеальных” показателей по “Ож” и “Рб”. В данном случае получается обобщенный мотивационный профиль, который значительно ближе к первичному “рабочему” профилю, чем к “общежитейскому”(здесь не приводится). Это говорит о том, что мотивация, связанная с учебой, играет в структуре личности ведущее значение.
Сопоставление одноименных показателей “идеальной” и “реальной” мотивации отражает степень реализованности, насыщения по данным мотивам. В разбираемом случае обращает внимание заметное превышение “идеального” показателя мотивации жизнеобеспечения в общежитейской сфере ( “Ож”-П/ ) над соответствующим показателем “реальной” мотивации(“Ож”-П/ ); это означает заметное недосыщение в удовлетворении данной мотивации, недостаток материальной обеспеченности. В отношении мотивации общения наблюдается противоположная картина: при достаточно большом стремлении к общению имеет место еще большее его удовлетворение, то есть определенное “пресыщение” (сравните “Ож”-О/ и “Ож”-О/ ).
Информацию может представлять не только разность “идеальных” и “реальных” показателей, но и их сумма (здесь не приводятся); в нем отражается действенная мотивация, подкрепленная затрачиваемыми на ее реализацию усилиями. При превышении “реального” значения над “идеальным” последнее как бы повышается, усиливается, как, например, в шкалах “Ож”-О, “Рб”-С, “Рб”-Д. В про-тивоположном случае происходит обратное - идеальная мотивация как бы снижается: под влиянием неуспеха само устремление ослабевает; это характерно, в частности для шкал “Ож”-П, “Ож”-ДР, “Рб”-К, “Рб”-ДР.
В эмоциональной сфере можно отметить в целом эмоциональные устремления на умеренном, среднем уровне, как по стенической эмоциональности, связанной с активными переживаниями (“Э”/ ), так и по астенической, связанной с пассивными переживаниями сибаритского типа (“Э”/ ). Если сравнить показатели поведения в ситуации фрустрации, то здесь заметно более выраженное поведение стенического, стрессоустойчивого характера (“Ф”/ ) в сравнении с астеническим (“Ф/ ).
В ответах по шкале коррекции испытуемый отмечает такие свои увлечения как:
коллекционирование марок, занятия аэробикой, баскетболом, обязанности спорторганизатора, увлечение биологией, участие в работе краеведческого отряда.
В целом - пример активного, личностно развивающего мотивационного профиля с естественными особенностями юношеского возраста.