Рекомендации к разработке комплекса упражнений
В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).
Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий, например молотобойца, землекопа и т.д.,— значит искажать самою ее суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального физического состояния организма.
Вместе с тем это не значит, что в современной ППФП вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Однако моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает свою специфику.
Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляет собой обще (широко)-прикладные упражнения. Таковыми правомерно считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или в экстремальных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она строятся применительно к профессиональной деятельности, включающей в большом объеме двигательную активность в форме основных, необходимых в обыденной жизни двигательных действий (ходьбу и другие циклические действия по преодолению пространства, поднимание и переноску грузов и т. д.), когда эффективность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообразия и отлаженности двигательных навыков как, например, в работе монтажников-высотников, выполняющих немеханизированные операции, а также когда для адекватных действий в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности нужны специализированные сложные двигательные навыки. Состав средств ППФП в таких случаях, понятно, наиболее специфичен.
Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и косвенного переноса тренировочного эффекта упражнений, используя и общий (неспецифический) эффект адаптации к различным видам мышечной деятельности и факторам внешней среды.
Так для воспитания двигательно-координационных способностей, нужных в сапных видах профессиональной деятельности, в процессе ППФП используют широкий круг разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости — аэробный бег и другие упражнения циклического характера; для повышения уровня работоспособности в деятельности, осуществляемой в условиях высокой внешней температуры, — различные виды упражнений, в процессе выполнения которых существенно возрастает температура тела и Нанимающийся вынужден длительное время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и максимальной физиологической мощности и т. д.). ППФП в таких случаях практически сливается с общей физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в аспекте профессионального профиля, или спортивной тренировкой в соответственно избранном виде спорта.
Возможности развития
Причины и обстоятельства, необходимые для дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда:
1) время,необходимоенаосвоениесовременныхпрактическихпрофессий,и достижение профессионального мастерства в них в большей степени зависит от уровня функциональных возможностей организма, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.
2) несмотря на снижение доли мышечных усилий в современном материальном производстве,производительностьдостаточномногих видовпрофессиональноготруда прямо или косвенно остается зависимой от физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников и т.д.;
В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;
3) всёещеостаетсяпроблеманегативноговлиянийопределенныхвидов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры;
4) социальныйинаучно-техническийпрогрессзаставляютчеловекапостоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и способности. Их развитие неотделимо от физического совершенствования индивида.
Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания форм занятий может быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 2008.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М, 2007.
3. Амосов Н. М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. М., 2005.
4. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М.,2008.
5. Борсук Т.В., Леванов Г.В. Исследование динамики результатов троеборья у студентов Курской ГСХА. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства», 29-31 января 2014 г., Курск/ Изд-во Курской ГСХА. – С.390-394.
6. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания медицинских институтов. М., 2009.
7. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для ВУЗов. М., 2009.
8. Верхошанский Ю.Ф. Программирование и организация тренировочного процесса. М., Физкультура и спорт, 2008. 176 с.
9. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М., 2010.
10. Виленский М. Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М., 2010.
11. Гулько Я. Н. Социально-биологические основы физической культуры. М., 2009.
12. Гуреева Е.Г. Физическая подготовка баскетболистов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях», 12 марта 2014 г., город Орёл / Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. – С.14-19.
13. Гуреева Е.Г., Колесников А.И. Физическая культура как социальное явление. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях», 12 марта 2014 г., город Орёл / Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. – С.19-21.
14. Евсеев Ю. И.Физическая культура (учебное пособие для студентов вузов). Ростов н/Д: Феникс, 2008.
15. Евсеев Ю. И. Основы гигиены и самоконтроля. Ростов н/Д, 2008.
16. Евсеев Ю. И., Асланов В. А., Кравченко П. В.Самостоятельная физическая подготовка студентов полевых специальностей. Ростов н/Д, 2008.
17. Железняков А.Г., Панкратьева О.В., Баранов А.Ф. Оценка уровня подготовленности студентов первых курсов на примере Курской ГСХА. – Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Российский электронный научный журнал, №1(30), 2014. – С.33-40.
18. Железняков А.Г., Баранов А.Ф. Технология оздоровления студентов специальной медицинской группы. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства», 29-31 января 2014 г., Курск/ Изд-во Курской ГСХА. – С.394-399.
19. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь / В.И. Ильинич. – М.: АО «Аспект Пресс», 2009.183 с.
20. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 2002.
21. Ковтун О.Г., Ковтун Р.П., Аксентьев А.Н. К вопросу информационно-аналитического сопровождения тренерской деятельности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье», 1-20 апреля 2014 г., город Йошкар-Ола / Изд-во Марийского гос.ун-та, 2014. – С.163-165.
22. Купер К. Новая аэробика. М., 2009.
23. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. М., 2010.
24. Лищук В. А., Мостовая Е. В. Обзор основ здоровья. М., 2009.
25. Николаева Ю.А., Потапова О.Л., Борсук Т.В. Перетренированность и недовосстановление у студентов-лыжников. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях», 12 марта 2014 г., город Орёл / Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. – С.139-141.
26. Николаева Ю.А., Дуболазова Д.А., Шефер Н.В. Опыт развития познавательных способностей и их отдельных компонентов в практике спортивного ориентирования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье», 1-20 апреля 2014 г., город Йошкар-Ола / Изд-во Марийского гос.ун-та, 2014. – С.181-183.
27. Новицкий З.Б., Панкратьева О.В. Некоторые аспекты современных технологий физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья студентов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях», 12 марта 2014 г., город Орёл / Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. – С.48-52.
28. Панкратьева О.В., Греков В.Е., Ковтун О.Г., Гуреева Е.Г. К вопросу формирования профессиональной культуры будущих специалистов через физическую подготовленность. – Вестник АПК Ставрополья. Спецвыпуск, октябрь, 2013,- ISSN 2222-9345. – С.67-70.
29. Панкратьева О.В. Уровень физической подготовленности и анализ заболеваемости студентов в группах специальной подготовки в Курской ГСХА. - Вестник АПК Ставрополья. Спецвыпуск, октябрь, 2013,- ISSN 2222-9345. – С.70-73.
30. Панкратьева О.В., Ковтун О.Г., Гуреева Е.Г., Боев Н.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства», 29-31 января 2014 г., Курск/ Изд-во Курской ГСХА. – С.401-408.
31. Панкратьева О.В., Ковтун О.Г. К вопросу проектирования интерактивной сетевой системы мониторинга качества деятельности кафедры ВУЗа (на примере кафедры физвоспитания). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодёжи в современных условиях», 12 марта 2014 г., город Орёл / Орёл: ООО «Модуль-К», 2014. – С.193-195.
32. Панкратьева О.В. Физическая культура и здоровый образ жизни. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства», 29-31 января 2014 г., Курск/ Изд-во Курской ГСХА. – С.408-409.
33. Панкратьева О.В. К вопросу проектирования и применения интерактивной сетевой системы мониторинга качества деятельности кафедры физвоспитания ВУЗа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье», 1-20 апреля 2014 г., город Йошкар-Ола / Изд-во Марийского гос.ун-та, 2014. – С.50-51.
34. Потапова О.Л., Дуболазова Д.А., Шефер Н.В. Развитие скоростно-силовых способностей студентов средствами спортивных игр. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства», 29-31 января 2014 г., Курск/ Изд-во Курской ГСХА. – С.398-401.
35. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 2007.
36. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – М., Высшая школа, 2007.
37. Рыбченко Е.И., Конотопченко О.А. Повышение уровня выносливости студентов Курской ГСХА. – Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного производства», 29-31 января 2014 г., Курск/ Изд-во Курской ГСХА. – С.387-390.
38. Соколов П. П., Герасимов Ю. Н. Помоги себе сам . М.:ФиС, 2010.
39. Тамбиан Н.Б. Самоконтроль спортсмена, М., ФиС, 2010.
40. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие /Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И.Попова.СПб, 2009.324 с.
41. Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2007. 448 с.
42. Физическая культура студентов. –М.: Гардарики, 2009.
43. Физическая культура: Учебник / Под. ред. Ю. И. Евсеева. Ростов-н/Д: Феникс, 2008. 384 с.
44. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
45. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.:Академия, 2007. 479с.