Мероприятия и методы защиты населения
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности
и медицины катастроф
профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН
И.М. Чиж
« » ___________ 2015 года
Тема № __Основные мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения
ЛЕКЦИЯ
для студентов лечебного факультета
Обсуждено на УМК кафедры БЖиМК | ||
« » ________ 201__ г. | ||
Протокол № ___ | ||
Москва 2015
I. Время: 2 часа
II. Место: Лекционная аудитория.
III. Учебно-материальное обеспечение:
Литература:
1. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. – 320 с.
2. Чиж И.М Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов/ Чиж И.М , Баженов В.Г., Белых В.Г. и др.- М.: Первый МГМУ им. Сеченова. Москва 2013. – 216 с.
3. Классификация опасных и вредных производственных факторов (гост 12.0.003-74).
4. Технические индивидуальные и коллективные средства защиты. Учебное пособие / Под ред. проф. Гладких В. Д. - М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 2010. – 78 с.
5. Путило В.М., Тимошевский А.А., Гладких В.Д. и др. Химическая разведка, индикация отравляющих и аварийно-опасных химических веществ, оценка химической обстановки Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2009. – 128 с.
IV. Технические средства обучения:
- cистема «Мультимедиум»
- презентация лекции в PowerPoint
V. Расчет учебного времени:
№№ п/п | Структура лекции | Учебное время, мин |
1. | Введение | |
2. | Мероприятия и методы защиты населения. | |
3. | Методы и средства обнаружения и измерения вредных и опасных факторов | |
4. | Технические индивидуальные средства защиты. | |
5. | Медицинские средства индивидуальные защиты. | |
6. | Санитарная и специальная обработка. | |
7. | Заключение | |
Всего: |
Введение.
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
- конституционным правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Эти мероприятия являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Меры по защите населения осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
В то же время, знание вредных и опасных факторов окружающей среды природного, техногенного, биолого-социального и социально-политического происхождения, способов и средств их контроля, основных мер и приемов технической и медицинской защиты, необходимо каждому человеку, и особенно медицинскому работнику, для возможности защитить себя, своих коллег и пациентов, оказать доступную помощь пострадавшим.
Практика защиты людей показала, что как можно более раннее и комплексное использование медицинских и технических средств обеспечивает надежную защиту от опасных факторов радиационной, химической и биологической природы. Так, при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с применением боевых фосфорорганических отравляющих веществ, своевременное одевание противогаза наряду с использованием индивидуального противохимического пакета и антидота из индивидуальной аптечки, а также последующая специальная и санитарная обработка позволяют спасти жизнь и здоровье пострадавших.
Мероприятия и методы защиты населения.
Защита населения– комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Основными мероприятиями по защите населения являются:
- индикация (выявление) опасности и оценка обстановки;
- оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
- эвакуация и рассредоточение;
- инженерная защита населения и территорий;
- использование средств индивидуальной защиты;
- медицинская защита;
- подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения
Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
В Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”.
Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м.
Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы. Тем не менее, учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.
Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.
Эвакуация
Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) людей из зон прогнозируемых или возникших ЧС и временному размещению эвакуируемых в безопасных районах, заранее подготовленных для жизнеобеспечения.
Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным.
Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
- видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
- способам эвакуации– различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
- удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
- временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза, возможности возникновения за проектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.
Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.