Социальные функции физической культуры и спорта
Главная функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в производстве. С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели важное значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда.
В условиях научно-технического прогресса, автоматизации и всесторонней интенсификации производственных процессов возрастает производственное значение физической культуры, ее роль в повышении работоспособности трудящихся, экономической эффективности производства.
Физическая культура и спорт необходимы для всех людей, а не только для тех профессий, в которых нужна особая физическая сила или особые умственные усилия. Это связано с тем, что современные условия жизни приводят к неуклонному снижению двигательной активности человека.
Высокий уровень развития современного военного дела существенно повышает значение человеческого фактора. В связи с этим, а также в связи с необычным увеличением мобильности войск, повышением удельного веса в них таких
родов войск, как авиационные, воздушно-десантные, танковые, атомный подводный флот, новыми тактическими и стратегическими условиями военных действий, возрастает роль военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).
ВПФП в новых условиях позволит создавать необходимые предпосылки эффективной службы, вооружать воина нужными в ней двигательными умениями и навыками, увеличить степень функциональной устойчивости организма к действию стрессовых факторов боевой обстановки, воспитывать физические качества важные в военных условиях.
Хотя наше государство последовательно проводит политику мира, предотвращения войн, разрядки международной напряженности, международного сотрудничества, оно оказалось бы нежизненно способным, если бы пассивно относилось к опасности развязывания войны со стороны агрессивных сил.
Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготовленность воина. Требования к ней не только не снижались, а более того - повысились. По мере ускорения темпов технического перевооружения армия все больше нуждается в людях, способных овладеть сложной военной техникой в сжатые сроки и эффективно применять ее в боевой обстановке, требующей предельной мобилизации духовных и физических сил.
Таким образом, всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности, в разнообразных трудовых процессах, в различных условиях среды.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой и спортивной деятельности. Чем большим объемом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Без двигательных усилий и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, "полученные им от природы", так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными способами выполнения двигательных действий, двигательными умениями и навыками.
Формируясь как целесообразно отлаживаемые способы управления движениями, двигательные умения и навыки являются необходимыми слагаемыми реально проявляемых двигательных способностей. От системного формирования их в процессе физического воспитания во многом зависит его практическая эффективность.
Какими бы значительными не представлялись результаты, достигаемые воспитанием физических качеств и двигательных способностей человека, они могут оказаться, по меньшей мере, бесполезными для общества, если обладатель их не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы и нет активного стремления приложить свои силы на благо общества. Общественно полезный эффект физического воспитания определяется тем, насколько тесно соединены физическое и нравственное воспитание.
В процессе физического воспитания формируются волевые качества, положительные черты характера. Занятия физической культурой создают благоприятные условия для эстетического воспитания. Осуществляется гармоническое развитие форм телосложения.
Совершенные формы тела выражают в какой-то мере совершенство функций организма. Являясь одним из естественных выражений нормального физического развития человека, черты телесной красоты внешне свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют эстетическую ценность. Не случайно образы телесной красоты с давних времен вошли в эстетическое представление человечества. В Древней Греции они получили свое воплощение в знаменитых произведениях искусства: "Дискобол", "Копьеметатель", "Кулачный боец".
Кроме совершенствования телосложения, можно решать и задачи лечебно-профилактического характера (исправление осанки, борьба с плоскостопием и т. д.).
Лесгафт П.Ф. подчеркивал, что было бы принципиально неверным ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу".