Локальная регуляция кровоснабжения
Управление в системе кровообращения
Как известно, основная функция системы органов кровообращения заключается в обеспечении транспорта питательных веществ, кислорода и углекислого газа, а также продуктов метаболизма гормонов и воды в организме. В конечном итоге работа органов системы кровообращения направлена на поддержание баланса всех этих компонентов обмена веществ в тканях и межклеточном пространстве различных органов на постоянном уровне.
Обобщенная схема сердечно-сосудистого хемостата
Так как реакции сердца и сосудов диктуются в первую очередь интересами химизма дыхания, то есть все основания определить систему управления кровообращением как сердечно-сосудистый хемостат. Управляемыми переменными здесь, очевидно, являются величины напряжения кислорода (р02) и углекислого газа (рС02), а управляющими переменными — минутный объем сердца — количество крови, выбрасываемой желудочком сердца в 1 мин. Поскольку в настоящее время нет пока адекватных методов для прямого определения концентраций этих веществ непосредственно в тканях, ограничиваются обычно количественным анализом ряда других косвенных параметров системы, связанных определенным образом с концентрационными изменениями указанных веществ в тканях.
В упрощенной схеме сердечно-сосудистого хемостата начальным возмущающим фактором (задающим сигналом) является изменение напряжения углекислого газа и кислорода в тканевом резервуаре, которое прежде всего отражается в химическом составе венозной крови. По мнению Гродинза, между правым предсердием и легочными капиллярами должен располагаться хеморецептор, играющий решающую роль в деятельности сердечно-сосудистого хемостаза. Однако отсутствие экспериментального подтверждения существования такого рецептора заставляет искать другой параметр, который может дать информацию о составе венозной крови. Таким параметром может служить артериальное давление в большом круге кровообращения (Ра).
Упрощенная схема сердечно-сосудистого хемостата
При некотором упрощении факторов, регулирующих величину артериального давления, последнее в большом круге кровообращения будет равно произведению минутного объема сердца (Q) на периферическое сопротивление (Rпериф)
Так как изменения локального химического состава венозной крови (тканей) изменяют сопротивление артериол (в результате сокращения или расслабления мускулатуры стенки сосудов), то, измеряя величину РА, можно получить информацию о составе венозной крови. Таким образом, величина артериального давления (Ра) может стать косвенной мерой концентрации кислорода (О2)v.
Изменения величины РА отражаются в работе сердечной мышцы, в свою очередь меняющей величину регулирующего параметра — минутного объема крови Q. В полной блок-схеме сердечно-сосудистого хемостата Ф. Гродинза включена механическая сердечнососудистая система, тканевый и легочный газообменник. В схеме использованы кривая диссоциации кислорода и упрощенные передаточные функции для обмена кислородом, не учитывающие быстрые изменения разности парциальных давлений кислорода в крови и в воздухе легких в течение дыхательного цикла. Наиболее точно эта модель может быть описана как адаптивная система регулирования, предназначенная для регулирования уровня кислорода в тканях (венозной крови). Если приписать всем параметрам передаточных функций определенные значения, то, решая уравнения модели с помощью цифрового или аналогового вычислительного устройства, можно получить динамические реакции зависимых переменных на различные воздействия.
Локальная регуляция кровоснабжения
Локальная регуляция должна быть особой системой автоматического контроля — системой согласования затрат и поступления энергетического и строительного материала. Эта система«следящая». Она, как и стабилизирующая система, поддерживает регулируемую величину на заданном уровне. Значение регулируемой величины в этом случае определяется управляющим сигналом. Как видно на рис. 34, под влиянием продуктов метаболизма артериолы расширяются и прекапиллярные сфинктеры расслабляются, артериальное давление раскрывает капилляры.
Рис. 34. Схема регулирования рабочей гиперемии и рефлексов с тканевых рецепторов, компенсирующих влияние местного «возмущения» рабочей гиперемии
При этом увеличение поверхности диффузии способствует в результате обмена газом и питательных веществ уменьшению концентрации продуктов метаболизма, оказывающих сосудорасширяющее действие. Таким образом, осуществляется локальная обратная связь .в данном участке системы органов кровообращения. Когда клетки органа возбуждены, образование сосудорасширяющих продуктов метаболизма продолжается. В этих условиях задача локального химического контура регулирования состоит в приведении просвета артериол в соответствие с уровнем обмена веществ, в обеспечении дополнительного притока кислорода и питательных веществ, необходимых для поддержания высокой активности данных клеток.
В условиях целого организма регулирование кровоснабжения не может быть ограничено пределами деятельного органа. Местный химический контур оказывается недостаточным и появляется второй, рефлекторный контур: выделение метаболитов→раздражение тканевых рецепторов →возбуждение вазомоторного центра →компенсаторное сокращение.
Рефлексы с тканевых рецепторов представляют собой систему управления «по возмущению». Воздействие регулятора — вазомоторного центра направлено не на ликвидацию уже совершившегося изменения общего периферического сопротивления, а на то, чтобы предупредить такое изменение. Системой управления «по возмущению» достигается решение двух задач. Первая заключается в том, что организм с помощью системы рефлексов с тканевых рецепторов получает возможность распределять кровь, направляя ее из относительно покоящихся органов в более активные. Вторая задача сводится к компенсации эффекта прямого действия на просвет сосудов гуморальных механизмов, которые для всей системы кровообращения являются «возмущениями».
Сосудорасширяющий эффект действия продуктов тканевого метаболизма в организме сосуществует с обратным вазоконстрикторным (сосудосуживающим) действием тканевых рецепторов. Сосудосуживающий эффект, начинающийся возбуждением тканевых рецепторов, компенсирует сосудорасширяющее действие продуктов метаболизма и тем самым поддерживает величину общего сопротивления сосудов, характерного для данного состояния активности организм.
Значение стабилизации общего сопротивления определяется тем, что величина кровотока зависит не только от сопротивления артериол данной области, но и от уровня системного артериального давления. Артериальное же давление зависит от суммарного сопротивления сосудов всего тела.
Таким образом, в организме существует важная система компенсаторных рефлексов, обеспечивающих относительную инвариантность общего периферического сопротивления, т. е. его независимость от «внутренних возмущений» местных изменений просвета сосудов. Без рефлекторного управления «по возмущению» система кровообращения была бы неустойчивой, так как все местные контуры не были бы связаны в единое целое и каждое местное расширение сосудов приводило бы к падению артериального давления.
Регуляция движения
Движение лежит в основе жизнедеятельности организма. Подчеркивая важнейшее значение двигательных актов в жизни человека, значение нервной их регуляции, И. М. Сеченов (1863) писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению...». И. П. Павлов (1927) считал движение «главнейшим проявлением высшей нервной деятельности животного, т. е. видимой реакцией на внешний мир».