Базовая фрактальная модель языка
Структура модели
Средство Процесс
Фильтр Обобщение Искажение Опущение |
Вопрос
Выявить рамки Установить связи Вставить деталь |
Уточнение Как? Обновление Почему? Добавление Что? Кто?
Паттерны модели
Главный уровень | Подуровни | Тип паттерна | Пример утверждения | |
Рамка | Рамки | С | Статические рамки | Меня не любят |
Д** | Динамические рамки | Мое состояние ухудшается | ||
Связи | С | Модальные операторы структуры | Я не могу это сделать | |
д | Модальные операторы следствия | Я нуждаюсь в помощи | ||
Детали | С | Квантификаторы | Это очень много | |
д | Квалификаторы | Это не интересно | ||
Связи | Рамки | с | Конкуренция (уравнивание) | Я устал и заболел |
д | Комплексный эквивалент | НЛП не эффективное, потому что быстрое | ||
Связи | с | Вывод | Он отвернулся и я поняла, он не любит меня | |
д | Причинно-следственная связь | Я не исправился и был наказан | ||
Детали | с | Суждения/чтение | Ее мать меня не | |
д | мыслей Предписания | любит Не касайтесь этой темы | ||
Детали | Рамки | с | Соотношения компонентов | Все делается не так |
д | Отношения процессов | Его жизнь стала лучше | ||
Связи | с | Номинализация | Они свободны | |
д | Номинализация | Мы делаем любовь | ||
Детали | с | Компоненты | Я удручен | |
д | Сравнительные степени | Мне хуже | ||
* С — стат | ические | |||
** тт Д — Диь | тмические. |
Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга
После того, как вы обнаружили глубинную структуру проблемы, можно переходить к ее рефреймированию. Помните историю о том, как Том Сойер заставил мальчишек покрасить за него забор? Это и был классический рефрейминг, в ходе которого юный хитрец, одним только своим вопросом: «Часто ли мальчикам достается красить заборы?» настолько «изменил рамку», «рефрей-мировал» или попросту переопределил и переосмыслил ситуацию, что забор был не просто выкрашен не им, а другими, но целых три раза, да еще и перед забором была проведена белая полоса. И было бы сделано еще больше, да вот «краситель» закончился... Так что принцип рефрейминга (буквально, «изменения рамки») известен уже очень давно (утверждают, что его — в терапевтических целях — использовал еще Авиценна). И заслуга Нейролингвистического программирования заключается только в том, что оно отнеслось к этому принципу с должным уважением и доработало его до совершенства.
С точки зрения специалистов по НЛП, рефрейминг — это очень мощный инструмент общения. В общей теории коммуникации есть базовая аксиома, что сигнал имеет смысл только в рамке или контексте, в котором он появляется. Неожиданная задержка в отправлении поезда — это неприятность для пассажиров в вагонах, но подарок судьбы для тех, кто опаздывает на вокзал. Воспринимается ли что-либо как преимущество или недостаток — очень существенно зависит от того обрамления, «рамки», в котором понимается сообщение. Эффективный рефрейминг приводит к изменению переживания опыта.
Имеются два основных типа рефрейминга. Рефрейминг содержания — это изменение значения содержания, оставляющее контекст прежним. Поведение само по себе ничего не значит и вы всегда можете придать ему значение, которое сделает его полезным. Для рефрейминга содержания подходит формула «Я чувствую X, когда случается У» (реакция X связана с классом событий У комплексной эквивалентностью). Например:
К: «Я начинаю работать только тогда когда наступает крайний срок».
П: «Здорово. Значит у вас остается масса времени для отдыха.
Чтобы применить рефрейминг содержания к проблеме клиента, задайте себе вопросы:
Что еще могло бы это значить?
Какова позитивная направленность этого?
Как еще я мог бы описать это?
Какой другой аспект этой же ситуации, неявный для этого человека, мог бы создать другой фрейм (рамку) значения?
И найдите новое значение, которое может послужить переходом от негативного высказывания по поводу чего-то к хотя бы частичному признанию того, чем ценно это что-то.
Рефрейминг контекста — это изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, представляет или приобретает ценность. Здесь вы меняете контекст, оставляя содержание прежним. Для рефрейминга контекста подходит формула «Они слишком X» или «Это слишком Y» (сравнительное сообщение относительно себя или кого-то (чего-то). Например:
К: «Она слишком давит на меня\»
В: «Здорово. Ведь это делает вас более сильным».
Чтобы воспользоваться рефреймингом содержания, задайте себе вопросы:
Когда и где это могло бы быть полезным?
При каких обстоятельствах это было бы уместно?
В принципе, разница между двумя видами рефрейминга не всегда выглядит ясной и однозначной. Да и не всегда рефреимировать приходится возражения, имеющие четкую формулировку «X, потому что Y» или «Слишком X». Что ж, тогда запомните, что в случае рефрейминга содержания вы просто меняете смысл возражения, а в случае рефрейминга контекста — точку или место его приложения. То есть, услышав суждение «Это слишком X», вы говорите: «Да, но только в этом контексте», после чего предлагаете клиенту совсем другую ипостась ситуации, в которой X становится выгодным или удобным.
При утверждении же типа «Ваш X дает Y» — просто ответствуете: «Нет, наш X дает вам Z, а, кстати, ваш Y еще что-то весьма интересное». Однако и там и там вы в результате переопределяете «карту» клиента.
Значимый или генеративный рефрейминг. В Нейролингвистическом программировании существует еще одно модель рефреймирования, которая получила название значимый или генеративный рефрейминг. Суть ее — не столько в переопределении значения разногласия или проблемы, сколько в признании их определенной ценности и достоинства. Использовать эту модель несложно, хотя годится она только для не слишком интенсивных противоречий. Например, клиент утверждает, что ему тяжело жить и работать. Для того, чтобы применить генеративный рефрейминг, сделайте следующее:
1. Признайте настоящее состояние проблемы («Да, жить и работать нынче тяжело»)
2. Постулируйте функциональное значение этого состояния («Но кому сейчас легко? Только тем, кто ничего не хочет добиться в жизни. Успех приходит лишь к тем, кто много и тяжело работает...»)
3. Дайте одобряющую индукцию («Так что хорошо, что вам тяжело жить и работать — значит вы тот, кто сможет добиться успеха»)
4. И уведите клиента с опасной темы («Другое дело, что вас, наверное, интересует, чего именно вы хотите добиться и как? Давайте займемся всем этим...»)
Овладение рефреймингом — дело не простое. Потому дадим вам два подспорья:
• примеры рефрейминга Мастеров и
• общую технику рефрейминга значения.
Следующие примеры жалоб и ответов на них даны в классической работе Дж. Гриндера и Р. Бэндлера («Рефрейминг»). Разберите их.
ЖАЛОБА. Я не говорю моей жене, чего от нее хочу, потому что для нее это было бы ограничением.
ОТВЕТ. Но вы ведь в самом деле ограничиваете ее, если она хочет сделать вам приятное, а вы не говорите что.
ЖАЛОБА. По вечерам больше не дают кофе, и это мне не нравится.
ОТВЕТ. Хорошо ли вы спали?
ЖАЛОБА. Слишком много занятий назначается в одно и то же время. Трудно выбрать, на какой семинар пойти.
ОТВЕТ. Сочувствую вам. Но в такой организации занятий есть своя хорошая сторона, ведь это дает вам дополнительную практику в принятии решений.
ЖАЛОБА. Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать платье, она осматривает все, какие есть, и сравнивает между собой.
ОТВЕТ. Значит, она очень тщательно принимает решения. Как Вам должно быть приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас.
ЖАЛОБА Мои дети слишком уж кричат и бегают.
ОТВЕТ. Вы должны быть довольны, что благодаря вам они сохранили здоровье и естественную жизнерадостность,
ЖАЛОБА. Я ужасно себя чувствую, потому что мой начальник всегда меня критикует.
ОТВЕТ. Должно быть, ему нравится, как выработаете, и он хочет помочь вам работать еще лучше.
ЖАЛОБА. Очень уж легко я отношусь ко всему на свете.
ОТВЕТ. Что ж, а я припоминаю, сколько моих друзей заработали инфаркт, потому что слишком серьезно ко всему относились...
Ну а общая техника рефрейминга предполагает учет следующих четырех условий:
• обнаружьте или создайте мета-фрейм для предъявленной клиентом проблемы. То есть вместо того, чтобы «атаковать» проблему непосредственно, отступите назад и изучите «карту», в которой она «напечатана». Расширьте и видоизмените точку обзора и результат;
• откройте и создайте пути, средства и контексты, при которых содержание проблемы, может стать ценным, выгодным и удобным;
4 3ак. 2731
• определите выгоду клиента от предъявленной им проблемы. Что оправдывает эта проблема? Что объясняет? Для чего он использует эту проблему (чтобы быть/делать/иметь что?) Какая от нее польза (не быть/не делать/не иметь?) Если это условие исчезает, с чем еще придется справляться?
• определите свою собственную цель в рефрейминге: что вы хотите получить от переформулирования проблемы?
Упражнение 16.
-►Сделайте полную «раскрутку» («вверх», «вниз» и «в сторону») любой своей цели.
-►Осуществите все это для не слишком сложной проблемы вашего родственника или знакомого.
Упражнение 17.
-►При всяком удобном случае уделяйте внимание визуализации высказываний ваших знакомых. Возникший образ сразу же оценивайте с точки зрения «полноты картины» и необходимости применения метамодели.
Упражнение 18.
-►Научившись определять неполные (без ясной и видимой глубинной структуры) сообщения, начните их записывать с тем, чтобы позднее осуществить их анализ с точки зрения конкретизаторов и схемы мета-модели.
-►Заучите наизусть вопросы мета-модели и потренируйтесь в их использовании
сначала в речевом обиходе,
а далее в работе с высказываниями о проблемах ваших друзей.
Упражнение19.
-►В любой подходящей беседе или ситуации попробуйте выделить в сообщениях ваших партнеров комплексные эквиваленты. Обнаружив их и дождавшись паузы, уничтожьте связку А = В с помощью логического квадрата.
Упражнение 20.
-►Составьте список любых своих проблем или противоречий и потренируйтесь в создании контекстов и значений, которые их рефреймируют. Для этого
идентифицируйте форму каждой проблемы или противоречия, чтобы определить, какой тип рефрейминга здесь больше подходит — контекста или содержания:
в случаях «X -► Y» создайте несколько различных значений, которые это поведение могло бы иметь в конкретном контексте, в котором оно появляется (рефрейминг содержания);
в случаях «слишком X» отыщите несколько других контекстов, в которых то, что подразумевается проблемой, приобрело бы ценность (рефрейминг контекста).
-►После того, как вы потренировались в создании значений и/или контекстов на бумаге, объединитесь с кем-либо из своих знакомых и поупражняйтесь в непосредственном рефрейминге. Один человек играет клиента и выдает проблемы, а другой предлагает возможные варианты рефрейминга.
-►Потренируйтесь в осуществлении значимого рефрейминга, используя в качестве материала для рефрей-мирования любые «сентенционные» суждения ваших знакомых.
Глава 5. Определение стратегии изменений
Как показывает психотерапевтический опыт, клиенты, обращавшиеся по поводу психологического консультирования и психокоррекции, далеко не всегда знают, чего они действительно хотят. В большинстве случаев стремятся уйти ОТ проблемы вместо того, чтобы прийти К решению. И очень часто не обладают необходимой психологической готовностью к достижению желаемой цели. При этом собственные их стратегии и способы разрешения проблемы, «карты» сложившейся ситуации, оказывались заведомо неэкологичными — иначе они не обращались бы за помощью. Помочь определить желаемый
результат, наметить пути его достижения, разработать структуру необходимой деятельности и обрести готовность к достижению цели можно с помощью разработанных в Нейролингвистическом программировании моделей и фреймов стратегических изменений.
Базовая модель изменений
НЛП — это прежде всего стратегичность и нацеленность на результат. Для того, чтобы они осуществились, в Нейролингвистическом программировании есть много самых разных моделей, фреймов и техник стратегии осуществления изменений.
Самое интересное здесь то, что модели, фреймы и техники Нейролингвистического программирования универсальны и могут быть использованы в любой области человеческой деятельности, а не только в ПК.
Первая из моделей, которые мы предлагаем в данном пособии — это модель, которую для простоты можно назвать «НС-ЖС». Графически она отображается следующим образом:
Ресурсы
Настоящее состояние
(проблема)
Желаемое состояние
(результат)
Техники
В сути своей модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Клиент, обратившийся за помощью находится в своем настоящем состоянии (НС)— скорее всего, проблемном. Если он действительно хочет не просто уйти от проблем, а прийти к решениям, его цель — некоторое желаемое состояние (ЖС) — тот самый результат, которого он хочет добиться. Для того, чтобы это продвижение осуществилось, ему и вам, во-первых, нужно точно знать, куда вы идете — т.е. результат должен быть определен и описан. Во-вторых, нужны ресурсы — пока
Рис.8 |
определим их как любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи. Ну а в-третьих, необходимы техники — некие приемы и методы работы, с помощью которых вы и осуществите нужные изменения. Из модели «НС — ЖС» следует, что перед тем, как перейти собственно к осуществлению психокоррекции, нам надо определить «параметры» не только желаемого (что полностью соответствовало бы принципу стратегичности НЛП), но и настоящего состояния клиента. Наиболее простым способом здесь выступает составление карты проблемы, при котором вы последовательно разукрупняете предъявляемые вам симптомы до уровня, допускающего возможность введения ресурса или использования какой-либо техники. Сущность данного составления достаточно наглядно представлена на рис. 8, где мы, однако, ограничились разбором только одного из симптомов клиента — чувства страха, да и то не до конца...
После составления детальной карты проблем следует, во-первых, внимательно изучить возможные взаимосвязи между частными проблемами, а во-вторых, попробовать выделить своеобразные их синдромы (т.е. системные совокупности симптомов). Например, в вышеприведенном случае нами было выделено два синдрома: страха, базирующегося на неуверенности в себе, и головной боли, основывающейся на глубокой обиде.
Последующий анализ выявленных проблем и/или синдромов может осуществлятся по следующей схеме (По: Б. Кейд, В.Х. О'Хэнлон. «Краткосрочная терапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП»).
1. Когда появилась проблема?
2. Где она возникает?
3. Как внешне выглядит эта проблема?
4. В чьем присутствии она появляется?
5. Какие бывают исключения из правил, связанных с появлением проблемы?
6. Что из-за проблемы клиенту приходится делать иначе?
7. Какие из типов проблемного поведения проявляются во время сеанса?
8. Как клиент объясняет проблему и в каких категориях?
9. Какие способы решения проблемы видит клиент или значимые для него люди?
10. Как мы узнаём, что достигли цели?
Модель «НС-ЖС» универсальна, ибо даже рядовая ваша поездка из пункта А (настоящее состояние в плане местопребывания) в пункт Б (желаемое состояние в том же плане) требует определенных средств-ресурсов (например, денежных) и некоего технического устройства, в которое эти средства вложатся (например, автомобиля). Однако в ней нет одного очень важного момента: предыстории вопроса, то есть причины, по которой вы или ваш клиент оказались в своем настоящем состоянии. Ответ на этот вопрос в Нейролингвистическом программировании ищется с помощью другой модели — SCORE.
Модель SCORE
Эта английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:
S (simtom) — симптом
С (causa) — причина
О (outcame) — результат
R (resours) — ресурс
Е (effect) — эффект.
Графически для единичного случая она может быть отображена так:
РЕСУРСЫ
Причина Симптом Результат Эффект