Глава 3. Пси-поля в природе и в эволюции разума
Живые формы, от простейших до высших, имеют нервные системы, основой которых является нервная клетка — нейрон.
Нервные системы отличаются количеством нейронов, степенью взаимодействия нейронов между собой и сложностью структуры, которую создают нейроны в каждом организме.
Чем более сложную нервную систему имеет данный организм, тем более сложная у него система поведения, условных и безусловных рефлексов.
На определённом уровне развития нервных систем живых организмов, у них появляется новое качество — осознание своего существования в природе, осмысление жизни, её законов.
Возникают зачатки Разума, появляется новое качество живой природы — осознанная деятельность живого организма в ней. Пример — ЧЕЛОВЕК.
Таким образом, свойства и качества нервной системы определяются количеством нейронов, её составляющих, структурой нервной системы и уровнем её развития.
Для проявления сложных поведенческих реакций живое существо должно иметь большое количество взаимодействующих между собой нейронов, а, при меньших количествах нейронов, у организмов проявляется простая поведенческая реакция.
Логично предположить, что существует минимальное число взаимодействующих между собой нейронов, при котором у живого организма проявляется сложная система поведения, взаимодействия его с окружающей средой.
Аналогично, существует минимальное число взаимодействующих между собой нейронов, при котором появляется разумная деятельность или некоторые элементы разумности.
Рассмотрим, какими, возникшими в ходе эволюции жизни, способами может образоваться система, имеющая критическое число нейронов, при котором может возникнуть разумность, разум.
а) при соединении в одно целое нервных систем многих организмов, — чем более простая нервная система одной особи, тем большее количество таких организмов должно объединиться в одну систему (колонию) для того, чтобы проявились изложенные выше свойства;
б) наличие у одной особи какого-нибудь вида критического количества нейронов, создающих его нервную систему, при котором возникает и развивается разум.
Вот — некоторые примеры, подтверждающие эти положения.
Биологи провели серию экспериментов с термитами. На ограниченную, изолированную территорию выпускались термиты, и постепенно увеличивалась их численность. При этом, наблюдалось их поведение.
До определённого момента, пока их численность не достигала критической, действия термитов были хаотическими, бессмысленными.
После превышения некой, критической численности, поведение термитов резко менялось — их действия приобрели слаженность, осмысленность. Часть термитов приступила к строительству термитника, причём, одновременно со всех сторон.
Строительство велось так, что внутренние ходы термитника состыковывались с точностью до доли миллиметра. Другая часть термитов подносила материалы, необходимые для этого строительства. Следующая часть обеспечивала пищей колонию.
Появились также ещё и термиты — солдаты, воспитатели, распределители и т.д. Создалась налаженная, организованная жизнь, характерная для поселений термитов.
Подобное поведение можно наблюдать у муравьёв и пчёл, проживающих, как и термиты, сообществами.
Интересно, что, вне своих сообществ, эти насекомые не живут. В своих жилищах они поддерживают определённый оптимальный микроклимат, микрофлору.
Сообщество само регулирует свою численность, распределяет количество особей выполняющих ту или иную деятельность, в зависимости от необходимости.
Например, если в пчелиной семье много трутней, то часть их (избыток) обрекается на гибель. Пчёлы — охранники впускают только «своих» и т.д.
В чём суть этого феномена природы?! Попытаемся дать объяснение...
Нервная система одной особи этих насекомых не может выполнять сложных поведенческих реакций, которые наблюдаются в колонии.
Если бы эти действия были заложены генетически, они могли бы проявиться и вне колонии. Не говоря уже о том, что возник бы вопрос — кто эти возможности в гены заложил?..
Для возникновения сложных поведенческих реакций необходимо огромное число взаимодействующих в единой системе нейронов.
Что же происходит?..
Природа нашла очень оригинальный способ решения этой проблемы.
Каждая отдельная особь (термит, муравей, пчела и т.п.) имеют свою нервную систему, пси-систему, которая создаёт вокруг особи защитную оболочку, сохраняющую её индивидуальность, при примитивности её поведенческих реакций (см. Рис.35 и Рис.36).
При повышении концентрации термитов на единице площади, генерируемые всеми термитами пси-поля начинают разрушать индивидуальные защитные оболочки (см. Рис.37).
И, когда концентрация численности становится критической для этого вида, происходит распад индивидуальных защитных оболочек, — и возникает одна, общая для всех защитная оболочка колонии (см. Рис.38).
Каждая особь, при этом, приобретает открытую пси-систему и становится частицей единой нервной системы всего общества.
Для каждого вида существует своя оптимальная численность входящих в семью (сообщество) особей.
Можно отметить, как нижнюю границу численности сообщества, при которой возникает общая пси-система (следовательно, становится возможным весь комплекс сложных поведенческих реакций), так и верхнюю границу концентрации, ограничивающую численность этого сообщества.
Казалось бы, чем больше численность особей создающих колонию, тем более сложные и совершенные поведенческие реакции в такой колонии.
Какие же причины приводят к тому, что сообщество, создающее единую пси-систему, имеет потолок численности и, соответственно, развития?
а) Дальность действия единого пси-поля сообщества, что определяет размеры территории, контролируемой каждым конкретным сообществом (семьёй), — так называемое, жизненное пространство;
б) плотность единого пси-поля сообщества, представляющего собой слияние пси-полей всех особей его образующих. Существует, так называемая, критическая плотность пси-поля сообщества. При большей плотности оно начинает подавляюще и разрушающе действовать на организмы особей, создающих это сообщество;
в) неполная сонастроенность пси-систем особей друг на друга, что, при чрезмерной численности, может привести к рассогласованию действий всего сообщества и сделать его нежизнеспособным.
Оптимальная численность подобных колоний регулируется самим сообществом, следовательно, индивидуальная пси-система (нервная система) термита, муравья, пчелы является только ячейкой огромной пси-системы сообщества.
И по аналогии с многоклеточным организмом, правильно было бы считать организмом всё сообщество (другое название — НАДОРГАНИЗМ), так как только сообщество жизнеспособно и может приспосабливаться к изменениям окружающей среды: отдельная особь сообщества самостоятельно действовать не может, как не может существовать отдельная клетка многоклеточного организма.
Общая пси-система сообщества в состоянии решать довольно сложные задачи, возникающие при борьбе за выживание, что и позволило видам, создающим такие пси-системы выжить и сохраниться на протяжении почти трёх миллиардов лет.
Но, в тоже время, такие пси-системы не достигли того уровня развития, при котором возникает сознание, выделение себя из окружающей среды. Это не случилось по следующим причинам:
1. Каждая особь свободно перемещается в пределах занимаемой сообществом территории, соответственно, сила взаимодействия между пси-полем, излучаемым особью, и совокупным пси-полем сообщества постоянно изменяется.
2. Часть нервных клеток каждой особи продолжает обеспечивать нормальное состояние и регулирует процессы, происходящие в организме самой особи. И только резервные нейроны-особи включаются в единую пси-систему сообщества, что в, свою очередь, сокращает срок жизни данной особи.
3. Взаимодействие между пси-системой особи и совокупным пси-полем сообщества происходит через пространство, что не позволяет поддерживать оптимальное взаимодействие внутри сообщества, в силу постоянно меняющихся условий внешнего и внутреннего пространства, в котором действует единое пси-поле сообщества.
4. Движение особи — хаотично, что делает невозможным специализацию пси-системы каждой особи в интересах эволюционного развития всего сообщества.
5. Невозможность накопления и сохранения значительного опыта, в полной мере, от поколения к поколению, из-за непродолжительной жизни каждой отдельной особи (и по перечисленным выше причинам).
6. Отсутствие такой структуры нейронов, которая позволяет преобразовывать одни формы материи в другие и синтезировать пси-поля с нужными свойствами.
7. Невозможность эволюционного развития нейронов этих особей до уровня, при котором возникают качества, необходимые для зарождения разума.
Вот, по каким причинам не произошло эволюционное развитие этих сообществ, и не возникла цивилизация муравьев, пчёл или термитов на нашей планете, — хотя, на других планетах, где складываются другие (благоприятные) условия, такое вполне возможно.
Природа сообществ термитов, муравьёв или пчёл прекрасно согласуется с гегелевской теорией абсолютной идеи, но на планете Земля нет других, постоянно действующих пси-систем.
Нет постоянно действующих?!.
Но, может быть, есть временно действующие общие пси-системы — надорганизмы?
И если они возникают, то почему и когда, на каком уровне эволюционного развития находятся виды, у которых это явление может возникнуть?!.
У большинства видов живых организмов пси-системы (нервные системы) являются «закрытыми», в большей или меньшей степени.
Это связано с тем, что, при развитии вида, через развитие каждой особи этого вида, необходимо исключить полностью (или, по крайней мере, свести к минимуму) возможность пси-полевого воздействия одной особи на другую, как одного и того же вида, так и разных.
В результате такого воздействия, может произойти нарушение баланса и снизиться жизнеспособность, биологическая активность вида, что может привести к его вымиранию, как это и произошло с очень многими видами, в ходе эволюции жизни на Земле.
Эволюционное развитие видов проявляется в гибком реагировании (приспособлении) на изменения внешней среды существования, посредством приспособления к этой среде, которое закрепляется в генах и передаётся новым поколениям, в качестве отправной точки для дальнейшего развития вида.
Эволюционные изменения приводят к гармоничному изменению внутреннего мира особей каждого вида. При этом, изменяется структура, функции клеток организмов, в том числе и нейронов, что и создаёт условия для эволюционного развития (конечно же, в случае позитивных мутаций и изменений).
И каждый вид, сохранившийся в ходе эволюции, выработал защитные механизмы, защитные пси-полевые оболочки, создающие максимально благоприятные условия для эволюционного развития каждой особи данного вида.
В каких же случаях могут проявляться явления надорганизма у таких видов, когда индивидуальные защитные оболочки распадаются, и возникает единая пси-система надорганизма?
1) При угрозе гибели популяции вида в результате стихийных природных явлений (засуха, землетрясение, наводнение и т.д.).
2) При нарушении экологического равновесия между видом и средой.
3) При необходимости перемещения популяции вида на значительные расстояния.
Рассмотрим примеры, подтверждающие эти предположения.
У кроликов при возникновении диспропорции между численностью популяции и окружающей средой наблюдались интересные явления:
Каждая популяция имеет территорию, на которой она живёт — свой ареал обитания площадью S. На этой территории, без нарушения экологического равновесия среды обитания, может прожить определённое количество особей данного вида (n).
И данная (оптимальная) численность популяции постоянно поддерживается внутренними механизмами самой популяции.
Что же это за механизмы? Какие движущие силы удерживают определённый уровень численности популяции?!..
Колебания рождаемости и воздействие внешних факторов приводят к колебанию численности популяции. При неблагоприятных внешних факторах численность популяции уменьшается и становится меньше оптимальной (N-).
При этом, в популяции повышается рождаемость и, через некоторое время, численность популяции вновь возвращается к оптимальной (см. Рис.39).
Когда же численность становится больше оптимальной (N+), возникают процессы внутри популяции, приводящие к повышению смертности и снижению рождаемости и, через некоторое время, численность вновь возвращается к оптимальной (см. Рис.40).
Что же это за таинственный механизм действует внутри каждой популяции?! И кто или что запускает его в действие?!..
Кролики питаются травой, потребляют, так называемую, растительную биомассу, которая растёт на занимаемой популяцией площади. Количество этой биомассы определяется погодными условиями, солнечной активностью, наличием воды.
Другими словами, данная площадь поверхности планеты может произвести только лишь определённое количество растительной биомассы в единицу времени. Каждый кролик, поедая траву, уменьшает количество произрастающей биомассы.
Для нормальной жизни, кролик должен съесть определённое количество растительной биомассы m(n). Вся популяция в целом, потребляет m(n)хn количество произрастающей биомассы.
Конечно, если численность популяции очень большая, тогда может быть уничтожена вся произрастающая на этой площади растительная биомасса. Поверхность Земли на данной территории превратится в пустыню, что, в скором времени, приведёт и к гибели самих кроликов, съевших растительную биомассу.
Для того, чтобы экологическая система могла существовать долгое время, необходимо выполнение следующего условия: растительная биомасса, воспроизводимая в единицу времени на данной площади, должна быть больше или равной количеству растительной биомассы, потребляемой животными организмами, в частности — кроликами, живущими на этой площади.
Можно предположить, что, при численности N- часть воспроизводимой растительной биомассы остаётся избыточной при кругообороте.
Это благоприятное условие стимулирует повышение рождаемости через изменение целого ряда физиологических параметров, и этот факт согласуется с логикой и здравым смыслом.
Но, тот факт, что, при перенаселённости ареала, включается механизм снижения рождаемости и повышается смертность (в то время, как растительная биомасса может, в течение некоторого времени (до нескольких лет), обеспечить жизнь популяции с численностью N+ и высоким уровнем рождаемости), с логикой, на первый взгляд, не согласуется.
Трудно предположить, что кролик задумается о том, что на следующий год ему нечего будет есть и из-за этого снизит свой рацион, или подумает о регулировании численности своей семьи...
Что же, в таком случае, происходит?!
Что и каким образом управляет и регулирует численность популяции кроликов и других видов живых организмов на данной площади?
Попробуем проанализировать это явление и добиться понимания очередной загадки природы...
Каждая особь излучает вокруг себя пси-поле ω. Пси-поля, излучаемые особями популяции, взаимодействуют друг с другом и влияют на процессы, происходящие в организме каждой особи.
Предположим, что существует оптимальная напряжённость (плотность) совокупного пси-поля популяции, при которой существование каждой особи оптимальное и сохраняется экологическое равновесие.
W= ∫∫k(N;S) ω ds dN (1) n s
Где:
W — совокупное пси-поле популяции.
S — площадь ареала обитания популяции.
ω — пси-поле, излучаемое одной особью.
k(N,S) — коэффициент взаимодействия между пси-полями особей внутри популяции.
Популяция, с численностью больше оптимальной, создаёт совокупное пси-поле большей плотности, а меньшая численность популяции даёт меньшую плотность совокупного пси-поля.
В одном случае, возникает избыточная плотность совокупного пси-поля, а в другом — недостаточная.
ΔW(+) = ∫∫k(N;S)ωdsdN - ∫∫k(N;S)ωdsdN (2) N+ S N S
ΔW(-) = ∫∫k(N;S)ωdsdN - ∫∫k(N;S)ωdsdN (3) N S N- S
Избыточная плотность пси-поля ΔW(+) действует угнетающе на физиологические процессы организма особи: возникают гормональные нарушения, блокируется активность работы гипофиза, тимуса, что приводит к снижению рождаемости и продолжительности жизни.
Недостаточная ΔW(-) плотность пси-поля стимулирующе действует на процессы, протекающие в организме особи, что приводит к повышению рождаемости и т.д.
Именно совокупная плотность пси-поля популяции W, которое создаётся всеми особями популяции, и является тем управляющим механизмом, который обеспечивает баланс между численностью вида и экологической системой.
Очень важное значение имеет коэффициент взаимодействия, характеризующий степень взаимодействия между пси-полями внутри популяции k(N;S).
Этот коэффициент зависит от количества особей популяции и от территории ареала, занимаемой популяцией. Значение этого параметра, для большинства видов, лежит в пределах:
0 < k(N;S) < 1
Хотя существует возможность отрицательных значений этого параметра, а также, случаи, когда он может быть больше единицы.
Рассмотрим природные явления, которые влияют на коэффициент взаимодействия, в результате чего, значения этого параметра изменяются и становятся равными или больше единицы.
Во время сильных засух, когда целому ряду популяций разных видов животных грозит гибель, можно наблюдать интересные явления: все особи популяции собираются вместе, — их численность порой достигает многих миллионов, а иногда и миллиардов (саранча, термиты и т.д.) и эти скопления начинают вести себя очень интересно...
Возьмём, в качестве примера, явление надорганизма у крыс и мышей. Состояние надорганизма у них возникает при коэффициенте взаимодействия равном единице [k(N,S)=1]. Индивидуальное поле особи, при этом, исчезает, но формируется общее пси-поле популяции.
Огромные полчища крыс и мышей перемещаются, преодолевая все преграды, туда, где нет засухи и где популяция может сохраниться. В этом явлении интересно следующее:
а) встречая на пути движения преграды (ручьи, реки, овраги и т.п.), тысячи, а порой и сотни тысяч особей заполняют своими телами эти преграды и гибнут, чтобы остальные миллионы их собратьев по такому мосту из тел продолжали движение вперёд.
Интересно то, что, в состоянии надорганизма, у определённой особи совершенно отсутствует инстинкт самосохранения. Каждая особь становится, как бы, клеткой огромного организма, для которого потеря тысяч, а порой и сотен тысяч таких «клеток» незаметна и служит для сохранения всего надорганизма, популяции в целом.
б) перемещение надорганизма, популяции происходит на десятки, а иногда и сотни километров на территории, которые не охвачены засухой, или другими стихийными бедствиями.
Движение этой массы живых организмов происходит в нужном направлении, хотя, в отдельности взятая особь не удалялась, до этого момента, за пределы своего жизненного пространства.
Откуда скопление особей знает, куда нужно двигаться, как ориентироваться на местности, где раньше ни одна из этих особей не была?
Попытаемся объяснить это явление.
Резкое повышение температуры воздуха, отсутствие влаги, уменьшение количества пищи в течение нескольких дней, через рецепторы воздействует на кору головного мозга особи и влияет на разные его функции, в том числе и на создаваемое защитное пси-поле ω, которое обеспечивает сохранение её индивидуальности.
Неблагоприятные природные условия приводят к возникновению опасности гибели, как этой особи, так и всей популяции этого ареала. Мозг одной особи не в состоянии справиться с этой сложной ситуацией, в силу его ограниченных возможностей.
Поэтому, при возникновении негативных природных явлений, о которых говорилось выше, происходит изменение состояния коры головного мозга — торможение зоны коры, создающей и контролирующей защитное пси-поле особи.
При этом, защитное пси-поле особи исчезает, коэффициент взаимодействия становится равным единице и нервная система особи включается, на правах элемента, в функционирование колоссальной нервной системы надорганизма.
У большинства видов явление надорганизма проявляется лишь в экстремальных условиях. При восстановлении нормальных условий, состояние нервных систем особей популяции возвращается к обычному, и явление состояния надорганизма прекращается (коэффициент взаимодействия становиться меньше единицы).
Состояние надорганизма для этих видов является эволюционным приобретением, позволившим им выжить и приспособиться к изменяющимся природным условиям.
В состоянии надорганизма суперпозиция (суммарная плотность) пси-полей особей популяции позволяет объединённой нервной системе решать качественно новые задачи, такие, как ориентирование в пространстве при перемещении популяции на большие расстояния и ряд других.
При этом, в состоянии надорганизма происходит активное разрушение организмов особей, его создающих, но, если это состояние непродолжительное, то, после восстановления нормального защитного пси-поля у каждой особи, происходит постепенное возвращение организма к норме.
Явление надорганизма у целого ряда видов возникает периодически, чаще всего это бывает связано с годичным циклом изменения климатических условий. Примером тому могут служить перемещения на большие расстояния перелётных птиц.
Как показали исследования орнитологов, в шести случаях из десяти, во главе стаи перелётных птиц находились молодые птицы, впервые совершавшие перелёт к месту зимовки, и, естественно, не знающие маршрута.
Что интересно, одна птица, даже опытная, не отправляется в полёт к месту зимовки в одиночку (так же, как и небольшие группы особей). Порой они гибнут от голода, замерзают, но ничто не может их заставить лететь к местам зимовок.
Опять же — в чём тут секрет? В чём причина такого странного поведения птиц?!.
В процессе эволюции, птицы выработали у себя способность создания надорганизма.
Проявляется это состояние к периоду перелёта. Основой этого проявления служит внутренний биологический годичный цикл, стимулирующее действие на проявление которого оказывают: влияние перепада температур (похолодание), уменьшение продолжительности дня, сокращение количества и качества пищи.
Влияние природных условий приводит к варьированию, в некоторых пределах, начала перелёта.
В весенне-летний период, когда природные условия благоприятны для жизни птиц (когда они высиживают яйца, выкармливают своих птенцов), мозг каждой особи создаёт защитное пси-поле, которое обеспечивает максимально благоприятные условия для функционирования организма в целом (см. Рис.41).
Годичный биологический цикл плотности защитного пси-поля особи приводит к тому, что к осени у перелётных птиц индивидуальное защитное пси-поле становится очень слабым, практически исчезает, что является необходимым условием для возникновения состояния надорганизма (см. Рис.42).
То, что природные факторы являются лишь запускающим механизмом биологического внутреннего годичного цикла подтверждается тем, что резкие временные похолодания и заморозки не заставляют птиц отправляться к местам зимовок, хотя часть из них и гибнет.
Таким образом, изменение биохимических процессов в клетках организма (особенно в нервных клетках мозга) приводит к изменению структуры излучаемых нейронами полей и, в целом — изменению всего пси-поля организма.
Пси-поле из замкнутой структуры преобразуется в открытую, т.е. коэффициент взаимодействия стремится к единице.
Каждый вид птиц имеет минимальное число особей, которое необходимо для возникновения явления надорганизма у этой популяции.
В состоянии надорганизма стая птиц (общая нервная система) может ориентироваться по звёздам, по солнцу, рассчитывать траекторию полёта, оптимальную скорость перелёта от одного места к другому.
При этом, в состоянии надорганизма общая пси-система (нервная система) может учитывать целый ряд случайных факторов — силу и направление ветра, изменение скорости полёта от атмосферных условий и т.д. (см. Рис.43).
Отдельная особь всех этих сложных действий выполнить не может, как можно понять из приведённых выше примеров.
Нервная система особи каждого вида позволяет решать задачи, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности и функционирования организма. При этом, степень развития этой индивидуальной нервной клетки зависит от сложности условий среды обитания данного вида.
Именно в процессе эволюционного развития многие виды приобретали возможность создавать объединённые нервные системы групп или популяций в целом (состояние надорганизма), когда действия и возможности нервной системы одной особи не позволяют разрешить возникшие жизненно важные ситуации...
Эволюционное развитие привело к появлению видов, у которых каждая особь имеет структуру нервной системы, позволяющую решать сложные задачи.
Такая структура представляет собой систему взаимодействующих между собой миллиардов нейронов, сконцентрированных у одной особи. Взаимосвязь между нейронами, входящими в эту систему, максимальна и стремиться к единице.
В тоже время, вся система максимально изолирована от влияния других пси-систем (коэффициент взаимодействия между такими системами стремится к нулю).
Это приходит в результате создания самой пси-системой особи защитного (изолирующего) поля. В случае таких сложных пси-систем, максимальная изоляция необходима для возможности приобретения и закрепления индивидуального опыта, с передачей его последующим поколениям.
Передача осуществляется посредством изменения генетического кода и непосредственным обучением.
Наличие у одной особи сложной пси-системы, состоящей из миллиардов взаимодействующих между собой нейронов, даёт возможность разграничить функции, обеспечивающие биологические процессы организма, связанные с ними поведенческие реакции и функции по накоплению информации о внешней среде, в которой существует данная особь.
На определённом этапе накопления информации и развития таких пси-систем, возникает способность анализа этой информации, и появляется осознанное действие и реакции на процессы, происходящие в окружающей среде.
При этом, огромное число нейронов специализируется на преобразовании одних форм материи в другие, на создании голограмм и синтезе, и развитии эфирного, астрального и ментальных тел особи. Синтез и развитие этих тел возможны лишь при определённом уровне эволюционного развития нейронов мозга.
Этот процесс возникает при наличии необходимого объёма и качества информации, которая поступает в мозг через зрительные, слуховые, осязательные и обонятельные каналы, в виде различных нервных сигналов.
Эти сигналы производят изменение качественного состояния внешней и внутренней сред нейронов, принимающих эту информацию.
Информация, накопленная в нейронах в виде сгустков различных форм материи, приводит к качественному и количественному изменению органических и неорганических молекул, ионов, внутри нейронов.
Всё это вместе приводит к изменению величины искривления микрокосмоса клетки. И, когда это искривление достигает величины Δλ'2, происходит раскрытие, в зоне действия этого искривления, качественного барьера между физическим и астральным уровнями.
При этом возникают условия для перетекания форм материи на астральный уровень, и начинается наработка астрального тела нейронов (см. Главу 2).
Если говорить о человеке, мозг ребёнка должен впитать в себя определённый объём информации, желательно лучшего качества.
Чаще всего, эта несистематизированная информация, необходимая для всестороннего развития ребёнка, должна впитаться мозгом в течение определённого времени его развития (до 4-6 лет).
Если до этого возраста мозг ребёнка не получает критического объёма информации, то его нейроны не успевают наработать эфирные тела до нужного качественного уровня, при котором изменение искривления микрокосмоса нейрона приводит к открытию качественного барьера между эфирным и астральным уровнями.
Такой мозг дальше не в состоянии развиваться, и хотя обеспечиваются все биологические потребности организма, но осознанности в действиях, разумности в поведении такого ребёнка обнаружить невозможно.
Такое состояние возникает только в двух случаях:
а) когда мозг ребёнка не получает из окружающей среды информации необходимого количества и качества, или же, качество этой информации — недостаточно для изменения качественной структуры нейронов мозга.
Примерами могут служить случаи реальных «маугли», когда маленькие дети, в силу тех или иных обстоятельств, оказывались среди диких животных и были «воспитаны» ими. Всё — поведение и образ жизни таких детей полностью соответствовали повадкам и образу жизни их воспитавших животных.
Когда, по счастливой случайности, такие дети возвращались в общество людей, то, к сожалению, они и дальше продолжали вести себя, как животные, и практически уже не могли приобрести навыки поведения, соответствующие человеческим.
б) когда нормальное развитие нейронов мозга ребёнка невозможно, в силу генетических проблем или же, при наличии в мозге ребёнка (в спинномозговой жидкости) разных видов инфекций, которые выделяют, как продукт своей жизнедеятельности, большие дозы токсинов.
В результате — случаи врождённой или приобретённой умственной отсталости разной степени тяжести, при наличии которой, развитие ребёнка вообще не происходит, а если и происходит, то оно так отстаёт от нормы, что, в конечном счёте, тоже приводит к отставанию умственного развития.
Если же мозг своевременно получил нужное количество и качество информации, в нейронах происходит необходимое изменение микрокосмоса и исчезает качественный барьер между эфирным и астральным уровнями, начинается формирование и эволюционное развитие астральных тел нейронов мозга.
При завершении полного развития астральных тел нейронов, происходит изменение мерности микрокосмоса нейронов на величину Δλ'2 (см. Главу 2), и исчезает качественный барьер между астральными и ментальными уровнями нейронов мозга.
Возникают условия для формирования и развития ментальных тел нейронов. С наработкой каждого тела (эфирного, астрального и ментальных), существенно изменяются свойства нейронов, возможности мозга по накоплению и обработке информации, поступающей, как из внешнего, так и из внутреннего мира.
Развитие таких пси-систем (нервных систем) приводит к тому, что виды, обладающие такими пси-системами, в ходе своего эволюционного развития, начинают осознавать себя в природе и выделять себя из неё.
Приобретают способность влияния на окружающую природу и развивают различные способы такого влияния. Перестраивают среду своего обитания в более приемлемые для себя формы, часто при этом, к сожалению, нарушая экологическое равновесие.
Экологический дисбаланс имеет максимально допустимые границы, выход за пределы которых, приводит к нарушению экологической системы.
Разумным, в полном смысле, можно назвать только тот вид, эволюционное развитие которого приводит к пониманию своего единства с природой, и разумная деятельность которого не приводит к разрушению экологической системы, а гармонично изменяет её, не нарушая баланса.
Это, в конечном счёте, приводит к периодической смене экологических систем.
Некоторые виды земных живых организмов имеют подобные сложные пси-системы. Все эти виды объединяются в один подкласс — высших млекопитающих. Особое место среди этого подкласса занимают два вида: дельфин и человек.
Человек — единственный разумный вид (гомосапиенс), имеющий сложную пси-систему, эволюционное развитие которого сопровождалось и сопровождается изменением экологической системы.
К сожалению, человек, по отношению к природе, находится в «состоянии войны» с редкими перемириями, а не в гармоничном единении с ней... Остаётся лишь надеяться, что это единение, всё же, произойдёт в ближайшем будущем...
Особое положение человека в живой природе следует из его видовых и поведенческих особенностей. Прежде всего, это прямоходящее существо — общественное.
Наличие пары свободных верхних конечностей — рук, позволило человеку, в ходе эволюционного развития, создать орудия труда, совершенствование которых привело к возможности влияния и изменения окружающей среды, в соответствии с потребностями человека.
Общественная форма существования позволила решить другую проблему — накопление и передачу последующим поколениям необходимой информации (сначала, в устной, а потом и в письменной форме) в виде полученного и приобретённого опыта не только семьи, племени, но и тысяч, а по мере развития человечества, сотен тысяч, миллионов людей многих поколений.
От поколения к поколению множилась накопленная информация, изменялось и качество её. Всё это вместе привело к тому, что новые поколения впитывая совокупный опыт, поднимались на следующую, более высокую ступень эволюционного развития.
И, когда человечество изобрело разные средства массовой информации — книги, газеты, радио, телевидение, произошёл резкий качественный скачок этого развития. Особенно сильно это наблюдалось последние сто лет.
В силу того, что человечество имеет огромное количество информации, которая, в каждом конкретном случае, достоверна и соответствует действительности, но теоретическое её объяснение построено на ошибочном логическом фундаменте, «разумная» деятельность человека привела природу в целом на грань катастрофы.
И если эта катастрофа произойдёт, то это приведёт к гибели не только человечества, как вида живой природы, но и к гибели практически всей экологической системы...
Хочется ещё раз обратить внимание на то, что человек не рождается разумным, а только имеет возможность стать разумным, при впитывании мозгом ребёнка необходимого объёма информации, в виде знаний и опыта, накопленного человечеством, его принципов, законов, морали... И синтезе, на основе всего этого, своего индивидуального мышления, своего Я.