| Код раз-дела | Код контро-лиру-емого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменуемой работы | |
| | | Биология как наука. Методы биологии | |
| 1.1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. | |
| | | Признаки живых организмов | |
| 2.1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. | |
| 2.2 | Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемывыращиванияиразмножениярастенийидомашнихживотных,уходазаними. | |
| | | Система, многообразие и эволюция живой природы | |
| 3.1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии–возбудители заболеваний растений, животных, человека. | |
| 3.2 | Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | |
| 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. | |
| 3.4 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. | |
| 3.5 | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | |
| | Человек и его здоровье |
4.1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. |
4.2 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. |
4.3 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. |
4.4 | Дыхание. Система дыхания |
4.5 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет |
4.6 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. |
4.7 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. |
4.8 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. |
4.9 | Покровы тела и их функции. |
4.10 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.Наследственные болезни, их причины и предупреждение. |
4.11 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. |
4.12 | Органы чувств, их роль в жизни человека. |
4.13 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. |
4.14 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждениеинфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. |
4.15 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. |
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
5.1 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. |
5.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. |
5.3 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
| | | | | | |