Примерная продолжительность непрерывного бега в одном занятии на 4 мес. тренировки
Пол | Возраст, лет | Продолжительность бега по месяцам, мин. | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | ||
Мужчины | до 24 25-33 35-44 45-59 60 и старше | ||||
Женщины | до 21 22-29 30-41 42-57 58 и старше |
Режим 1.Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после напряженных тренировок. ЧСС сразу после бега20-22,через1мин. 13-15 ударов за 10 секунд.
Режим 2. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем 2 года.
Бегун ощущает приятное тепло, ноги продолжают работать легко и свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, мешает легкая усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием.
ЧССсразупослебега24-26,через1минуту18-20ударовза10 секунд.
Режим 3. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для спортсменов как тренировочный режим. Бегуну жарко, несколько тяжелеют ноги, особенно бедра, при дыхании не хватает воздуха на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость сохраняется напряжением воли.ЧССсразупослебега27-29,через1минуту23-26 ударов за 10 секунд.
Режим 4.Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в соревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут», дыхание напряженное, с большой частотой, мешает излишнее напряжение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется с трудом, несмотря на усилия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу после бега30-35,через1минуту 27-29 ударов за 10 секунд.
Основной, если не единственный метод тренировки в оздоровительном беге- равномерный (или равномерно ускоренный) метод, развитие которого связано с именем А. Лидьярда. Его суть заключается в том, что вся дистанция проходится в ровном темпе с постоянной скоростью.
Начинающие бегуны в качестве подготовительного средства могут применять чередование ходьбы и бега. Например: 50 м бега и 150 м ходьбы, затем100 мбегаи100 мходьбы.Отрезкибегадолжныувеличиватьсянепроизвольно,естественнымпутем,дотехпор,покабегнестанет непрерывным.
Из всего богатого арсенала тренировочных средств бегунов на средниеи длинные дистанции для любителей оздоровительного бега подходят только три.
1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 минут при пульсе 120-130 ударов в минуту.Дляначинающихбегуновэтоосновноеиединственноесредство тренировки.Подготовленныебегуныиспользуютеговразгрузочныеднив качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению.
2. Длительный,равномерныйбегпоотносительноровнойтрассе от60до 120 минутприпульсе132-144уд/мин.Применяетсядля развития и поддержания общей выносливости.
3. Кроссовыйбегот30до90минутприпульсе144-156 уд/мин. 2-3 раза в неделю.Применяетсядляразвитиявыносливости только хорошоподготовленнымибегунами.
Занятиеначинаетсясразминкипродолжительностью10-15 мин.
Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке, предотвратить травмы.
Начинаябег,важнособлюдатьсамоеглавноеусловие-темпбегадолженбытьневысокимиравномерным,бегдоставляетудовольствие,«мышечнуюрадость».Еслинагрузкаслишком высокаибыстро наступает утомление,следуетснижатьтемпилинесколькосокращатьего продолжительность.
Плавание. Плаванием занимаются в летние каникулярные периоды воткрытых водоемов, а в остальное время учебного года – в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.
Вначальныйпериодзанятийнеобходимопостепенноувеличивать времяпребываниявводеот10-15до30-45 мин.идобиваться,чтобыпреодолеватьзаэтовремябезостановоквпервыепятьдней600-700 м,во вторые- 700-800,азатем 1000-1200 м.Длятех,ктоплаваетплохо, сначаласледуетпроплыватьдистанцию25,50или100 м.,но повторять ее 8-10 раз.По мере овладения техникой плавания и воспитания выносливости переходить к преодолению указанных дистанций.
Оздоровительноеплаваниепроводитсяравномерносумеренной интенсивностью.Частотасердечныхсокращенийсразупосле проплываниядистанцийдлявозраста 17-30 лет должнабытьв пределах 120-150 уд/мин.
Призанятияхплаваниемнеобходимособлюдатьследующиеправила безопасности: занятия в открытом водоеме проводить группой из 3-5 человек итольконапроверенномместеглубинойне более1м 20 см.;заниматься следуетнеранеечемчерез1,5-2 ч.послеприемапищи;запрещается заниматьсяплаванием при плохом самочувствии,повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваний; лучшее время для занятий плаванием – с 10-11 до 13 ч., в жаркую погоду можно заниматься второй разс 16 до 18 ч.
Ходьба и бег на лыжах.Индивидуальныесамостоятельныезанятия можнопроводитьтольконастадионахиливпаркахвчертенаселенных пунктов;занятиянаместности,отдаленнойотнаселенныхпунктовилив лесу во избежание несчастных случаев не допускаются.
Выезд или выход на тренировки за пределы населенного пункта должен осуществлятьсягруппамив3-5человекиболее.Приэтомдолжны быть принятывсенеобходимыемерыпредосторожностипопрофилактике спортивныхтравм, обмороженной и т.д.Отдельные спортсмены не должны отставать от группы.
Полезнозаниматьсяналыжахкаждыйдень хотя бы поодномучасу. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1-1,5 ч. и более при умеренной интенсивности.
Велосипед.Езданавелосипеде,благодаряпостоянно меняющимся внешнимусловиям,являетсяэмоциональнымвидомфизических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное педалирование (вращение педалей) увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляетсердечную мышцуи развивает легкие.
Передкаждымвыездомисправность машинытщательно проверяется.
При этом следует убедиться, что шины достаточно накачаны; колеса, педали икареточнаяосьвращаютсясвободно;цепьнеповрежденаиимеет правильноенатяжение;седлопрочнозакреплено. Особеннотщательно проверяется исправность тормозов.
Езданавелосипедехорошо дозируется по темпуидлинедистанции.
Хорошоиметьвелосипедныйспидометр,спомощьюкоторогоможноопределить скорость передвижения и расстояние.
Ритмическая гимнастика (аэробные танцы).Ритмическая гимнастика – этокомплексынесложных,общеразвивающихупражнений,которые выполняются,какправило,безпауздляотдыха,вбыстромтемпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движенияруками,ногами;наклоныиповоротытуловищаиголовы; приседанияивыпады;простыекомбинацииэтихдвижений,атакже упражнениявупорах,в положениилежа. Всеэтиупражнения сочетаются спрыжкаминадвухинаоднойноге,сбегомнаместеинебольшим продвижением во всех направленных,танцевальными элементами.
Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15до 45-60мин.ритмическаягимнастика,кромевоздействиянаопорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательнуюсистемы(табл.6.).Повоздействиюна организмее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Отсюда и ее второе название – аэробика или аэробные танцы (греч. «аэро» - воздух,и «биос»- жизнь).
Атлетическая гимнастика.Атлетическаягимнастика–этосистема физических упражнений,развивающих силув сочетании с разносторонней физической подготовкой.Занятия атлетическойгимнастикойспособствуют развитиюсилы,выносливости,ловкости,формируютгармоничное телосложение.
Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых упражнений:
-упражнениясгантелями(масса 5-12 кг):наклоны,повороты,круговыедвижениятуловищем,выжимание,приседание,опусканиеи поднимание гантелейвразличныхнаправленияхпрямымируками,подниманиеиопускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;
-упражнений с гирями (16,24,32 кг): поднимание к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчокижимоднойидвухгирь,рывок,бросание гири, жонглирование гирей;
-упражнениясэспандером:выпрямлениеруквстороны,сгибаниеи разгибаниеруквлоктевыхсуставах,изположения -стоянарукояткеэспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч;
-упражненияс металлическойпалкой (5-12 кг):рывок различным хватом, жим-стоя,сидя,отгруди,из-за головы,сгибаниеивыпрямлениерук в локтевых суставах;
-упражнениясоштангой(массаподбираетсяиндивидуально):подъемштанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа; приседания со штангой
на плечах, на груди, за спиной;жим штанги, лежа на наклонной плоскости, скамейке;толчокштанги,стоя,отгруди,то жесподседом;повороты,наклоны,подскоки,выпрыгиваниясоштангойнаплечах;классические соревновательные движения:рывок, толчок;
-различныеупражнениянатренажерахиблочныхустройствах,включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.
При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах необходимо следить,чтобынебылозадержкидыхания.Дыханиедолжнобыть ритмичным и глубоким.
Каждоезанятиеследуетначинатьсходьбыимедленного бега, затем переходитькгимнастическим,общеразвивающимупражнениямдлявсех групп мышц (разминка). После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики,включающегоупражнениядляплечевогопоясаирук,для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки.Взаключительнойчастипроводятсямедленныйбег,ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.
Чтобы обеспечить разностороннюю физическую и функциональную подготовку,в системузанятийнеобходимовключатьподвижныеи спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), плавание, ходьбуи бег на лыжах и т.п.
Атлетическаягимнастикаполезнаиженщинам.Сеепомощью укрепляются опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна.Используяупражнения,можнообеспечитьстройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.
Спортивныеиподвижныеигрыимеютбольшоеоздоровительное значение.Ихотличаетразнообразнаядвигательнаядеятельностьиположительныеэмоции,ониэффективноснимаютчувствоусталости, тонизируютнервнуюсистему,улучшаютэмоциональноесостояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действиявпроцессеигрывоспитываютнравственныекачества: общительность,чувствотоварищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.
Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут комплектоваться произвольно. Можно рекомендовать следующиеподвижныеигры:«третий лишний»,«мяч по кругу»,«мяч в корзину», «пионербол», «диск на льду».
Спортивныеигры,по сравнениюсподвижными,требуютболее высокоговладенияприемамитехникиконкретноговидаигрыизнания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведения играющих.
Наиболеераспространеннымиспортивнымииграмиввузах являются:волейбол,баскетбол,ручной мяч,футбол,хоккей,теннис,настольныйтеннис, городкиидр.Спортивныеигрытребуютспециально оборудованных стандартных спортивных площадок или спортивных залов.