Особенности и порядок изучения дисциплины
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа.
На лекциях, которые являются аудиторными занятиями, до сведения студентов доводятся наиболее сложные и проблемные аспекты дисциплины, научно-теоретические основы курса. В содержании лекционных тем учебной дисциплины освещаются вопросы, связанные с исследованием человека как целостности. Рассматриваются вопросы культурного наследия человека как творца и активного участника деятельности. Раскрывается структура и классификация потребностей человека и общества. Большой комплекс вопросов посвящён характеристике сферы обслуживания. Уделяется особое внимание формам и методам удовлетворения потребностей с помощью сферы сервиса. Рассматриваются вопросы прогнозирования и дальнейшей реализации возможностей сферы обслуживания.
На практических и семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя выступают с докладами, решают задачи, проводят игры и выполняют практические задания. Проведению практического (семинарского) занятия должны предшествовать вступительные к теме занятия лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения занятия применяются приемы актуализации опорных знаний учащихся. Средством управления деятельностью во время практического (семинарского) занятия служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий обучаемых, дается информация о повторении необходимого материала, предлагаются контрольные вопросы по теме и необходимая литература.
На практических и семинарских занятиях углубляются и закрепляются знания студентов по основным темам дисциплины, закладываются умения анализировать конкретные проблемные ситуации, активизируются способности студентов к творческому мышлению и вырабатывается готовность к практической деятельности в сфере обслуживания потребителей.
Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже полученных в результате изучения студентами философии, социологии, психологии и педагогики. Отсюда возможность сократить время на изучение некоторых дидактических единиц, общих для этих дисциплин: общечеловеческие моральные ценности и ценностные ориентации; основные понятия психологии, основы общественных отношений и др.
Дисциплина изучается на 2-ом курсе в течение одного семестра (3-го).
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Человек и его потребности» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 3 зачетных единицы(108 часов).
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии занятий: лекции, лекции проблемные, кейс-стадиз, имитационное моделирование, ролевые и деловые игры, практические задания, тестовые задания, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности, компьютерные технологии. Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).
Формы организации и методы активного обучения
Виды занятий | Активные/интерактивные методы обучения | |
Часы | Проценты | |
Лекция проблемная | 12,5% | |
Кейс-стадиз | 6,25% | |
Деловая игра | 6,25% | |
Ролевая игра | 6,25% | |
Имитационное моделирование | 6,25% | |
Всего | 37,5% |
Для изучения дисциплины применяются электронные технологии, позволяющие с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал – СПБУУЭ. -http://e.spbume.ru/.
Примеры методов проведения лекционных, семинарских и практических занятий приведены в разделе 10.5.2.
Организация самостоятельной работы студентов
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 2з. е. (76 часов).
Во время самостоятельной работы используется три вида самостоятельной работы: учебные задания с указанием источника, откуда можно получить необходимую информацию; задания, ориентирующие студента на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль; задания, требующие от студента творческой деятельности по самостоятельному сбору материала, составлению заданий и подготовке творческой работы. Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим и семинарским занятиям в различных формах: подготовка доклада, выполнение письменного домашнего задания. Задание выдаётся на предыдущем практическом занятии со сроком исполнения.
Пример задания для самостоятельной работы студентов к практическому занятию №2 по теме «Потребности, возможности и социальная активность человека»