Анализ и интерпретация результатов
Самоуправление - целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление - процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.
Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.
1..Анализ противоречий или ориентировка в ситуации. Человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас все получается не так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что в данный момент происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?
2. Прогнозирование. Человек формирует модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, противоречий между ними. Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли что-то изменить? Что поменяется, если я вмешаюсь и буду действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?
3. Целеполагание. Человек формирует субъективную модель желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить ответы на следующие вопросы: какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить: ситуацию или самого себя?
4. Планирование. Человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы на вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять?
5. Критерии оценки качества. Человек должен решить вопросы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Каким образом оценить достаточность моих поступков и действий? Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать.
Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или просто ошибочными, а это может повлечь совершенно иные результаты, чем те, которые были первоначально задуманы.
6. Принятие решения - это переход от плана к действиям, самоприказ: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать или еще нужно немного подождать?
Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову», «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение задуманного.
Упущенное время может быть потеряно безвозвратно: когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все значительно изменилось и любое, даже очень хорошо подготовленное действие потеряло всякий смысл.
7. Самоконтроль - сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?
6. Коррекция - изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ зависит от результатов самоконтроля. Если все идет, как задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторять еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления.
Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения — немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?
После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т.д.
Способность самоуправления оценивается по данной методике на основе обработки результатов анкеты.
Подсчитайте количество ответов «да» и «нет» в первой строке (см. контрольную карточку); затем - определите количество ответов «да» и «нет» во второй строке, найдите сумму и т.д.
Определите общую способность к самоуправлению, затем сравните с психодиагностической шкалой, учитывая свою половую принадлежность.