По дисциплине «Биология»
1. Клетка - структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы.
2. Строение и жизнедеятельность растительной клетки.
3. Естественный и искусственный отборы, их сходства и отличия, роль в возникновении многообразия органического мира.
4. Строение и жизнедеятельность клетки животного.
5.Деление клеток - основа размножения и рост организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.
6. Основные положения клеточной теории, ее значение.
7. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их роль в этом процессе.
8. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу, сохранение равновесия в ней.
9. Вид - надорганизменная система, его критерий.
10. Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов. Приспособленность растений к использованию света в биогеоценозе.
11. Экологическое и географическое видообразование, их сходство и различие.
12. Половое размножение. Строение и функции мужских и женских гамет. Развитие половых клеток.
13. Мейоз его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и соматических клетках.
14. Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы - возбудители опасных заболеваний.
15. Пластический обмен. Биосинтез белка. Роль ядра, рибосом и эндоплазматической сети в этом процессе. Матричный характер реакции биосинтеза.
16. Наследственная изменчивость, ее виды. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции.
17. Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моно- и дигибридное скрещивание.
18. Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение. Зиготы - начало индивидуального развития организма.
19. Изменение в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности.
20. Эволюция человека. Доказательство происхождения человека от млекопитающих животных.
21. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции.
22. Популяция - структурная единица вида .Численность популяций. Причина колебания численности популяций. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными популяциями одного и разных видов.
23. Многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Биологический прогресс и регресс.
24. Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Солнце - источник энергии для круговорота веществ.
25. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика.
26. Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию. Колебание численности популяций.
27. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое. Причины ослабления конкуренции между родителями и потомством при непрямом развитии.
28. Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и гетерозигота.
29. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа, в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных.
30. Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Охрана биогеоценозов - главный путь сохранения видов.
Вопросы к зачету
по дисциплине «Физическая культура»
1. Дать определение термину «физическая культура»,
2. Роль физической культуры в жизни человека.
3. Особенности организации физического воспитания в учреждениях СПО.
4. Цель и задачи физической культуры
5. Дать определение термину «физическое воспитание».
6. Дать определение термину «спорт».
7. Формы и виды физической культуры.
8. Формы организации физической культуры студентов.
9. Дать определение терминам «здоровье», «здоровый образ жизни».
10. Факторы, определяющие здоровье. Взаимосвязь физического и психического здоровья.
11. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни.
12. Организация режима питания.
13. Режим труда и отдыха.
14. Профилактика вредных привычек.
15. Личная гигиена и закаливание.
16. Дать определение термину «закаливание», виды закаливания.
17. Физическая культура как средство борьбы с гиподинамией и гипокинезией.
18. Плоскостопие и причины его возникновения.
19. Влияние физических упражнений на организм человека.
20. Ценности физической культуры
21. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
22. Дать определение понятию «профессиональные заболевания».
23. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
24. Дополнительные средства повышения работоспособности.
Самостоятельная работа
по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»