Применение биологического оружия в современной истории
1763 —применения бактериологического оружия в войне — это преднамеренное распространение оспы среди индейских племён. Американские колонизаторы переслали в их лагерь одеяла, зараженные возбудителем оспы.
1939—1945 — Японией: Маньчжурским отрядом— в рамках разработки. В рамках испытаний — в боевых операциях в Монголии и Китае. Также подготовлены планы применения в районах Хабаровска, Благовещенска, Уссурийска, Читы. Полученные данные легли в основу разработок в бактериологическом центре армии США Форт-Детрике
По мнению некоторых исследователей эпидемия сибирской язвы в Свердловске в апреле 1979 года была вызвана утечкой из лаборатории Свердловск-19.
Бактериальные средства -болезнетворные бактерии и вырабатываемые ими токсины. Для снаряжения биологического оружия могут быть использованы возбудители следующих заболеваний:чума, холера, сибирская язва, ботулизм
№ 16
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2003 г. N 547
О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 481, от 08.09.2010 N 702)
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Установить, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
3. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ предусматривать обязательный минимум подготовки лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 481)
5. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечивать пропаганду знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием средств массовой информации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
6. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3128).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 2003 г.
N 547
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 481, от 08.09.2010 N 702)
1. Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
3. Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
6. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
в) уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 08.09.2010 N 702)
7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
8. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
К проведению командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
10. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
11. Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
12. Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.
13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также работающего населения;
г) согласовывает программы обучения уполномоченных работников в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для образовательных учреждений профессионального образования.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 481)
14. Финансирование подготовки руководителей, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
№ 17
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате ведения боевых действий. Различают долгосрочные и краткосрочные прогнозы.
Мониторинг - система сбора данных о сложных явлениях, процессах, описываемых с помощью определенных ключевых показателей, позволяющих диагностировать состояние объекта исследования, оперативно отслеживать тенденции и динамику происходящих в нем изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.
Система мониторинга, доказала свою высокую эффективность при анализе и прогнозировании различных областей человеческой деятельности.
Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС военного характера МЧС России осуществляет методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на федеральном уровне.
С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организаций и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятия мер защиты осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действия по предупреждению и ликвидации ЧС военного характера.
В основу математических моделей прогнозирования последствий ЧС военного времени положена причинно-следственная связь двух процессов: воздействия поражающих факторов на организацию и сопротивление самой организации этому воздействию. Разрушение организаций будет зависеть от потенциальной устойчивости к факторам разрушений фондовых построек и сооружений.
Прогноз реальной возможной обстановки в ЧС военного времени:
- для ЧС военного времени брать в главном управлении МЧС России по субъекту РФ (Программный комплекс по прогнозированию возможной обстановки, объемов выполнения АСДНР, а также ущерба экономике при воздействии на объекты экономики обычными современными средствами поражения)
Разведка является важнейшим видом обеспечения действий сил и мероприятий ГО.
Она организуется и ведется в целях своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР.
- определение времени и вида примененного противником оружия, эпицентров, вида и мощности ядерных взрывов, районов и объектов, подвергшихся его воздействию,
- индикация ОВ, БС и определение границ зараженной территории;
- уточнение обстановки в местах расположения сил ГО и на направлениях их ввода в очаги поражения;
- определение характера разрушений крупных гидротехнических сооружений и образовавшихся зон катастрофического затопления;
- уточнение состояния крупных инженерных и энергетических сооружении, трубопроводов, линий электропередач и связи, железнодорожных, водных путей и шоссейных дорог;
- определение радиационной, химической и бактериологической обстановки в очагах поражения, на объектах ведения спасательных работ и в районах размещения населения;
- уточнение характера разрушений и состояние объектов, маршрутов движения и подъездов к ним, отыскание защитных сооружений и определение состояния находящихся в них людей, а также условий оказания им помощи;
- ведение непрерывного контроля за изменениями обстановки в ходе проведения АСДНР;
- выявление районов массовых пожаров и направлений их распространения;
- установление мест высадки (выброски) десантов противника, их состава и направления действий.
Наземная разведка ГО ведется разведывательными подразделениями воинских частей и формирований, учреждениями СНЛК, а также постами РХН.
Она с наибольшей полнотой и достоверностью независимо от времени суток и погоды решает весь объем разведывательных задач - определяет эпицентры ядерных взрывов, границы очагов поражения зоны заражения, уровни радиации, характер разрушений и пожаров, состояние защитных сооружений, дорог и дорожных сооружений.
Наземная разведка свои задачи выполняет наблюдением и непосредственным осмотром местности, зданий, сооружений, с помощью приборов РХР, при необходимости; производит отбор проб зараженных объектов внешней среды, воды, продовольствия, собирает образцы примененных противником боеприпасов.
Разведка на средствах железнодорожного транспорта, дрезинах, автомотрисах, тепловозах ведется разведывательными звеньями на путях, станциях и других объектах железнодорожного транспорта, а также на прилегающих к ним объектах и территории. Свои задачи разведка выполняет на ходу и во время остановок. При необходимости формирования ведут разведку на автотранспорте или пешим порядком.
Воздушная разведка ведется специально подготовленными экипажами самолетов и вертолетов, отдельных вертолетных отрядов ГО, а также самолетов и вертолетов, выделяемых военным командованием.
Она свои задачи выполняет визуальным наблюдением, с помощью приборов радиолокационной и телевизионной аппаратурой, установленной на самолетах и вертолетах.
Воздушная разведка в короткие сроки определяет эпицентры ядерных взрывов, уровни радиации в очагах поражения и по следу радиоактивного облака, характер разрушений и пожаров, состояние мостов, переправ, объектов экономика, основных железнодорожных и автомобильных магистралей, гидротехнических сооружений и других объектов.
Речная (морская) разведка ведется на быстроходных судах и катерах АСФ, а также силами, выделяемыми военно-морским командованием. Она выявляет обстановку в очагах поражения на прибрежной территории и на объектах речного (морского) флота - в портах, на пристанях, шлюзах, а также на соответствующих акваториях.
В зависимости от характера и объема решаемых задач разведка ГО подразделяется на общую и специальную.
Общая разведка добывает первоочередные разведывательные данные для предварительной оценки обстановки на территории республики, области, города, района и быстрого принятия руководителем ГО решения на организацию защиты населения и действий сил ГО.
Для ведения общей разведки в районе (городе) создаются разведывательные группы, а на объекте - разведывательные группы, звенья или посты радиационного и химического наблюдения.
Первоочередными разведывательными данными общей разведки являются:
- вид примененного противником оружия, координаты эпицентров ядерных взрывов и их основные параметры (вид, мощность);
- районы, подвергшиеся радиоактивному, химическому и бактериологическому заражению;
- обстановка (радиационная, химическая, инженерная) в категорированных городах, в организациях и на прилегающей к ним местности.
Специальная разведка ведется в целях:
- получения более полных данных о характере радиоактивного, химического, бактериологического заражения;
- уточнение пожарной обстановки и определения способов борьбы
- выявление характера разрушений;
- уточнение медицинской, эпидемиологической, ветеринарной, фитопатологической обстановки;
- определение объема, характера и способов наиболее эффективного использования сил и средств при проведении АСДНР.
В зависимости от характера выполняемых задач и средств специальная разведка подразделяется на радиационную, химическую, бактериологическую, пожарную, инженерную, ветеринарную и фитопатологическую.
Для её ведения используют:
- группы (звенья) радиационной, химической, эпидемиологической, бактериологической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной и фитопатологической разведки;
- звенья наблюдения и разведки НАСФ (территориальные и организаций);
- посты радиационного и химического наблюдения, учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Группы (звенья)радиационной и химической разведки устанавливают:
- степень радиоактивного и химического заражения местности;
- участки и маршруты с наименьшими уровнями радиации, концентрации ОВ;
- места, где нельзя вести спасательные работы без изолирующей защитной одежды;
- направление распространения радиоактивного облака и воздуха, зараженного ОВ;
- источники химического заражения и определяют их характер;
- границы зараженных участков и пути их обхода.
Отделения разведки команд пожаротушения выявляют:
- пожарную обстановку на маршрутах движения и в очагах поражения;
- участки сплошных пожаров, препятствующих движению и действиям сил ГО;
- возможности обхода районов пожаров, локализации или тушения пожаров;
- потребность в противопожарных силах и рубежи их развертывания;
- водоисточники и определяют способы подачи воды.
Группы инженерной разведки определяют:
- состояние дорог, мостов, путепроводов, дамб, плотин и объем работ по их восстановлению;
- объезды разрушенных участков дорог и дорожных сооружений;
- наличия строительных материалов для производства восстановительных работ;
- состояние линий и объектов связи; гидротехнических и коммунально-энергетических сооружений и систем;
- степень и характер разрушений зданий, характер завалов улиц и убежищ, объем и условия проведения АСДНР.
Группы медицинской разведки отрядов первой медицинской помощи определяют:
- санитарно-эпидемиологическую обстановку на маршрутах движения и в очаге поражения;
- места нахождения пораженных, их количество и состояние;
- пути выноса и эвакуации пораженных;
- помещения и места пригодные для развертывания отрядов первой медицинской помощи и медицинских подразделений;
- объем работы по оказанию медицинской помощи на участках спасательных работ и потребное количество сил и средств, безопасные места сбора и погрузки пораженных перед эвакуацией из очагов поражения.
Группы эпидемиологической разведки в очагах бактериологического заражения:
- производят отбор проб воздуха, почвы, воды, продовольствия, растений;
- собирают образцы примененных боеприпасов, насекомых, грызунов;
- устанавливают способ применения бактериальных средств, места вскрытия боеприпасов, направление распространения аэрозольного облака, границы очага заражения;
- определяют численность населения и животных, подвергшихся непосредственному воздействию бактериальных средств.
Непосредственно организуют разведку органы управления ГОЧС и руководители спасательных служб (СС), которые осуществляют ее планирование, доводят задачи до исполнителей, организуют подготовку, отправку развед подразделений и АСФ и управление ими, собирают, изучают и обобщают данные об обстановке, докладывают их руководителям, вышестоящим органам управления и информируют подчиненные органы управления, СС, командиров АСФ. Руководители СС организуют специальную разведку в соответствии с возложенными на них общими задачами, а также в интересах служб.
№18
К обычным средствам поражения относят огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы, снаряженные обычным взрывчатым веществом, высокоточное оружие, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси и вещества, а также некоторые новейшие виды оружия (инфразвуковое, радиологическое, лазерное).
В ряду высокоточных средств поражения особое место занимают крылатые ракеты. Эти ракеты оснащены сложной комбинированной системой управления, наводящей их на цели по заблаговременно составленным картам полета, в том числе на малых высотах, что затрудняет их обнаружение и многократно увеличивает вероятность поражения цели. Высокоточным оружием являются также управляемые авиационные бомбы, разведывательно–ударные, зенитные и противотанковые ракетные комплексы.
В последнее время широкое распространение получили боеприпасы объемного взрыва. Принцип действия таких боеприпасов (вакуумных бомб) основан на принципе подрыва топливно–воздушной смеси. Их основным поражающим фактором является ударная волна, мощность которой в несколько раз превышает энергию взрыва обычного взрывчатого вещества. Кроме того, при взрыве температура достигает 2500–3000 °C. В результате этого на месте взрыва образуется безжизненное пространство размером примерно с футбольное поле.
Поражающее действие зажигательного оружия основано на непосредственном воздействии на человека высоких температур, создаваемых при горении зажигательных веществ и смесей. Зажигательное оружие подразделяют на зажигательные смеси (напалмы), металлизированные зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (пирогель), термит и термитные составы, белый фосфор.
№19
Дисциплина БЖД возникла путем слияния многих дисциплин и имеет научное и практическое значение, а также прикладную направленность.
Развитие безопасности жизнедеятельности связано с именами крупнейших российских ученых. Основоположник отечественной науки М.В.Ломоносов положил начало научным разработкам в области охраны труда в металлургии, теории атмосферного электричества. Роль центральной нервной системы и органов чувств в процессе труда обосновал великий физиолог И.М. Сеченов. Большой вклад в науку об охране труда внесли Н.Н. Семенов теория горения, взрыва, детонации, А.А. Скочинский взрывы угольной пыли, силикозные заболевания, Н.Д. Зелинский создание противогаза, А.А. Пресс, П.Э. Синев и др. Научными исследованиями в области безопасности жизнедеятельности занимаются научно-исследовательские организации и лаборатории разных регионов России.
Жизнедеятельность — это способ существования человека, т. е. его повседневная трудовая, бытовая и другая деятельность, включая отдых.
Жизнедеятельность человека протекает в биосфере, т. е. в области распространения жизни на Земле. В биосфере выделяют техносферу — регион города или промышленной зоны, производственную или бытовую среду, где и протекает современная жизнь человека.
Практически все опасные и вредные факторы созданы в результате деятельности человека. Поэтому мы придерживаемся общепринятого определения, что безопасность жизнедеятельности это наука о безопасном взаимодействии человека с техносферой.
20. Реагирующие действия граждан при ограблении квартиры и при азартных играх.
Лучший способ обеспечить безопасность своей квартиры - это постановка квартиры на пульт сигнализации в отдел вневедомственной охраны МВД России. Также не стоит пренебрегать следующими способами безопасности:
установкой металлической укрепленной двери;
установкой сложных запорных механизмов (замков) - чем больше замков, тем лучше безопасность вашей квартиры;
установкой электронных замков.
Гражданам, живущим в квартирах, которые расположены на верхних и первых этажах, следует обратить внимание на установку балконных рам и установку металлических решеток в оконных и балконных проемах. Если вы надолго покидаете квартиру (отпуск, командировка), необходимо закрыть все окна, двери и решетки. Уезжая на долгий срок, не стоит оповещать знакомых и соседей о своем долгосрочном отсутствии.
Закрывать входную дверь необходимо, даже если вы вышли вынести мусор или взять почту.
Желательно поддерживать хорошие отношения с соседями, так как они могут уберечь вас от квартирной кражи на период вашего отсутствия. На период вашего долгосрочного отсутствия сбережения и ценности лучше отдать на хранение ближайшим родственникам или хранить в сейфе.
Если кража произошла:
позвоните в ближайшее отделение милиции;
не прикасайтесь к вещам и предметам, примите меры к сохранению следов и улик;
с прибытием милиции внимательно осмотрите квартиру (дом), определите, что у вас похищено;
оказывайте сотрудникам милиции всяческую помощь в расследовании.
Если в вашу квартиру позвонил незнакомый человек
Если кто-то позвонил в вашу квартиру, никогда не забывайте посмотреть в глазок входной двери, а если вы видите, что за дверью стоит незнакомый вам человек, то спросите, кто он и какова цель его визита. В том случае, если он представился сотрудником МВД, работником ЖЭКа или другой службы, обязательно спросите, по какому телефону вы можете проверить достоверность его слов и уточнить его данные.
Аза́ртная игра́ (фр. jeu de hasard — букв. «игра случая», до революции в России писали «азардная игра», существовало и забытое ныне слово «азардовать» — рисковать), иногда гэмблинг (от — англ. gambling) — игра, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая.
Термин азартная игра имеет множество различных значений в зависимости от культурного или исторического контекста, в котором он употребляется. В настоящее время азартная игра имеет следующее экономическое определение: заключение пари на деньги или какую-либо материальную ценность на событие с сомнительным исходом с главным намерением получения прибыли или материальных ценностей. Обычно исход игры ясен в пределах короткого промежутка времени. Лудомания (игровая зависимость, игромания, гэмблинг-зависимость) — патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах
21. Подготовка ВПРХ (Войсковой прибор Химической разведки). Определение ОВ (Отравляющее вещество) «Иприт».
Войсковой прибор химической разведки ВПХР предназначен для определения в воздухе, на местности, вооружении и военной технике зарина, зомана, иприта. фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана, люизита, адамсита, хлорацетофенона а также паров VX и BZ в воздухе.
Принцип работы прибора ВПХР заключается в следующем: при просасывании ручным поршневым насосом зараженного воздуха через общевойсковые индикаторные трубки в них происходит изменение окраски наполнителя под действием отравляющих веществ. По изменению окраски наполнителя и её интенсивности или времени перехода окраски судят о наличии отравляющего вещества и его примерной концентрации.
Определение ОВ в воздухе производится в такой последовательности: определяется наличие паров ФОВ в малоопасных концентрациях, ОВ типа фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана и в последнюю очередь определяется наличие иприта. При определении на местности, вооружении и военной технике необходимо использовать насадку к насосу и защитный колпачок. При очень низких температурах обследование местности и поверхности различных предметов надо проводить с использованием грелки.