Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры
Температура воды, оС | Время до наступления (без спецодежды и снаряжения) | Способ нахождения в воде | Прогнозируемое время выживания, ч, при температуре 10оС | |
потери сознания | вероятной смерти | |||
15-30 мин | 15 мин.- 1,5 ч. | Плавание без спасательного жилета | До 1,5 | |
11-12 | 30-60 мин | 1-2 ч. | Плавание в спасательном жилете | |
13-15 | 2-4 ч | 6-8 ч | Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете | Около 3 |
16-18 | 2-4 ч. | 6-8 ч. | Нахождение в спасательном жилете (в положении сгруппировавшись) | |
19-21 | 3-7 ч. | 8-10 ч | Нахождение в воде группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу | |
12 ч | Безопасно для жизни |
При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для уменьшения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.
Вопрос 9. Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при дорожно-транспортном происшествии (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности.
Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.
Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.
При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.
После аварии определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.
При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.
При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили - свой и пострадавшего водителя (если вы виновник аварии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «02» или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работников ГИБДЦ. Максимально сохраните все следы происшествия.
Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя, оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.
В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:
- водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, а в пути обеспечить исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
- пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
- пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.
Вопрос 10. Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая: при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду. Действие пассажиров метрополитена: при пожаре в вагоне поезда; при аварийной остановке в туннеле. Основные правила пользования метрополитеном.
Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности: не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки; не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна; внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай экстренного торможения (надежная точка опоры - поручень над головой); стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину); в случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении пытаться в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и увидеть место приземления.
Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.
Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами. Не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.
При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.
При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.
При падении в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
Вопрос 11. Виды террористических акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или совершении террористической акции.
Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.
К особо опасным угрозам террористического характера относятся:
- взрывы в местах массового скопления людей;
- захват воздушных судов и других транспортных средств для перевозки людей, похищение людей, захват заложников;
- нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;
- отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней;
- проникновение в информационные сети и телекоммуникационные системы с целью дезорганизации их работы вплоть до выводаиз строя.
По мнению зарубежных экспертов, радиоактивные изотопы, компоненты химического и биологического оружия, делящиеся материалы, в том числе высокообогащенные уран и плутоний, сейчас в значительной степени стали доступны террористам. Это объясняется возможностью "взлома" компьютерных сетей (даже защищенных от несанкционированного доступа), "прозрачностью" границ, слабостью экспортного контроля, открытостью данных о новейших разработках различных типов вооружений, усиливающейся интернационализацией преступности и терроризма.
Тревогу и озабоченность вызывает сравнительно новый вид терроризма с применением высокотоксичных химических отравляющих веществ и биологических соединений.
В ряде государств террористы пытаются создать биологическую рецептуру, подобную вирусу Эбола, и патогенные типы микроорганизмов, способные воздействовать на определенные этнические группы и расы. Особую озабоченность вызывает то, что многие из них в состоянии вести обмен информацией по химическому и биологическому оружию через сеть Интернет.
В новой программе подготовки террористических групп "Мировой фронт джихада" (МФД) существует раздел по работе с токсичными веществами и газами типа зарин. Террористов обучают приемам изготовления сильных отравляющих веществ для заражения водоемов на основе химических препаратов, которые имеются в свободной продаже.
По оценкам командования вооруженных сил США, дислоцированных в Европе, подпольные структуры МФД в ряде европейских стран могут располагать портативными, легко камуфлируемыми взрывными устройствами, в том числе химическими отравляющими веществами. В этой связи с 1 января 1999 г. все подразделенияВС США в Европе и даже члены семей военнослужащих получили средства защиты от химического оружия.
Наиболее крупномасштабные теракты с применением отравляющих веществ были осуществлены членами религиозной секты "АУМ синрике" в Японии. В городе Мацумото 27 июня 1994 г. в результате применения отравляющего вещества зарин 7 человек погибли, 114 получили поражения различной степени тяжести. Японской полиции в то время выявить организаторов акции не удалось. 20 марта 1995 г. террористы из секты "АУМ синрике" на 5 линиях токийского метро применили отравляющее вещество зарин. В результате террористического акта было заражено 16 подземных станций. Погибло 12 человек и около 4 тысяч человек получили отравления разной степени тяжести. Позднее, 8 мая, полиция на станции метро "Шинд-жуки" обнаружила устройство с таймером, которое должно было в установленное время запустить реакцию с образованием синильной кислоты.
Канадский центр стратегического анализа, изучив более 200 случаев химико-биологического терроризма, считает, что наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения терактов являются:
- токсичные гербициды и инсектициды;
- сильнодействующие ядовитые вещества: хлор,фосген, синильная кислота;
- отравляющие вещества: зарин, зоман, иприт, люизит;
- психогенные и наркотические вещества;
- возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии;
-природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.
Получение высокотоксичных химических веществ и особо опасных биологических агентов для использования в террористических целях в настоящее время не является не разрешимой задачей. Сложнее создать эффективные и надежные устройства для совершения террористических актов с применением этих веществ.
Местами применения химического и биологического оружия могут стать крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания.
Особую опасность представляет применение быстродействующих фосфорорганических отравляющих веществ в замкнутом объеме помещений с приточно-вытяжной вентиляцией. Высокие скорости распространения зараженного воздуха в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв. Если бы террористы "АУМ синрике" в помещениях станции метро создали облако зарина с концентрациями 0,02-0,01 мг/л, то все находившиеся на станции пассажиры получили бы смертельное поражение в течение нескольких минут.