Факторы производственной среды,их характеристика. Влияние неблаг.усл.труда
На рабочий процесс оказывают влияние определенные условия производственной среды, которые влияют на трудоспособность и состояние здоровья человека в процессе работы. Существуют опасные и вредные факторы, оказывающие наибольшее влияние на здоровье человека и его жизнедеятельность. Действия , приводящие к травме, а в отдельных случаях — к внезапному ухудшению здоровья или к смерти называются опасным фактором. Действия, приводящие к заболеваниям или снижению трудоспособности , называются вредным фактором. Эти факторы непосредственно отрицательно действуют на организм человека; осложненяют нормального функционирования органов человека.
Физические: температура, влажность воздуха, подвижность воздуха в рабочей зоне, повышенный уровень излучения (инфракрасное, уф, монохроматическое, ионизирующее и пр). шум, вибрации, ультразвук.
Химические: (газы, пары, жидкости, аэрозоли),способные оказывать общетоксическое, раздражающее, сенсибилизирующее, канцерогенное, мутагенное действие.
Биологические: (микро-, макроорганизмы, белковые препараты, витамины и пр.) В условиях производства работающие подвергаются действию сочетания многих факторов, выше перечисленных. Особое значение приобретают вредности, связанные с неправильной организацией трудового процесса. В этом плане определенное место отводится нервно-психическим фактором(эмоциональная напряженность трудового процесса, чрезмерная интенсивность и продолжительность раб.дня, перенапряжение отдельных органов и систем, вынужденное положение тела)
109.Показатели здоровья подрастающего поколения. Физ.развитие детей и подростков. Акселерация, ретардация, децелерация физ.развития, их соц-е и гигиеническое значение.
Гигиена детей и подростков - отрасль профилактической медицины, изучающая влияние факторов среды обитания и деятельности детей на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и профилактические рекомендации для обеспечения оптимального роста и благоприятного развития детской популяции.
Основная задача гигиены детей и подростков заключается в целенаправленном благотворном воздействии средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствование его функциональных и физических возможностей.Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Медицинские критерии:
• уровень биологического развития;
• состояние здоровья на момент осмотра;
• острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологическое критерии развития школьно-необходимых функций:
• результаты выполнения теста Керна-Ирасека по 3 заданиям: нарисовать человечка, скопировать фразу, срисовать группу точек;
• качество звукопроизношения (наличие дефектов речи);
• результаты выполнения мотометрического теста «вырезание круга».
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Акселерация- ускорение процесса роста и развития и стабилизация их в более ранние сроки при абсолютном повышении конечных показателей.
Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 по 1970 г увеличилась на 19-20 см. В западной Европе, в целом, увеличение роста взрослого человека на 1 см каждое десятилетие отмечалось на протяжении 100 лет.Такое ускоренное развитие коснулось и внутриутробного периода, что подтверждается неуклонным нарастанием средних показателей длины и массы тела новорожденных.Ускорился также и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки прорезывания постоянных зубов, прекращение роста, а также половое созревание.Причины акселерации:- миграция населения; - смешанные браки; - сменившиеся биологические ритмы жизни; - изменение особенностей питания
- сменившийся температурный режим в жилых помещениях (центральное отопление поддерживает постоянную температуру воздуха в помещении); - урбанизация - достижения цивилизации, такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое - являются раздражителями для нервной системы, поддерживая возбуждение в ней, и стимулируют рост и развитие;
- наследственные механизмы.
Децелерация - процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.Ни одна из гипотез причин акселерации в отдельности не может объяснить эпохальные сдвиги в темпах роста и развития. Скорее всего, акселерация, так же как и намечающаяся в настоящее времядецелерацияявляется следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека.За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как негативное явление.Причины децелерации:-экологический фактор;-генные мутации;-ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, пита-ния;-все тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению; -снижение физической активности.
110.Здоровый образ жизни,его содержание.Задачи гигиены в утверждении.
ЗОЖ- это гигиеническое поведение базирующееся на научно обоснованных сан.-гиг.нормативах,направленных на укрепление и сохр.здоровья,обеспечение высокого уровня трудоспособности,достижения активного долголетия. Основные элементы здорового образа жизни: хорошее настроение, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, физическая активность, отказ от вредных привычек, закаливание.Хорошее настроение охраняет нервно-психическую сферу от травматизма. Питание должно строиться с учётом вида деятельности, пола, возраста, соответствовать уровню энергозатрат. Труд человека должен быть в достаточной степени интенсивным. Вызывать определённую степень утомления. Такой труд требует и полноценного отдыха. Отдых должен быть как пассивный, так и активный( туризм, гимнастика и тд). Ночной сон должен составлять не менее 7-8 часов в день. Необходима профилактика гипокинезии. Которая часто является причиной избыточного веса, роста сердечно-сосудистых и других заболеваний. Алкоголизм и курение наносят огромный вред здоровью, нарушая деятельность всех органов и систем, значительно повышая риск онкологических заболеваний. Табачный дым разрушающе действует не только на самих курильщиков, но и на окружающих. Неотъемлемой частью здорового образа жизни является закаливание. Оно обеспечивает хорошую работоспособность и самочувствие, совершенствует систему терморегуляции организма, работу ССС, нервной системы, дыхательной системы, поднимает иммунитет.
Гигиеническое воспитание - основной способ формирования ЗОЖ. Главным средством гигиенического воспитания является гигиеническое обучение.Гигиеническое сознание - как одна из форм общественного сознания представляет собой сформировавшийся в результате предшествующего опыта поколений и воспитания стереотип мышления и поведения, направленный на сохранение и развитие личного и общественного здоровья, воспринимающий их как важнейшую целевую, личную и общественную потребность и ценность . Именно это лежит в основе гигиенического образа жизни. Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.