Шестой этап – коллективная реализация замысла социального проекта
На данном этапе социального проектирования авторы идеи имеют возможность проявить свои лидерские, организаторские и творческие способности в социально значимой деятельности в среде сверстников.
В зависимости от целей и задач участники проектной деятельности могут решать разнообразные задачи:
– информировать сверстников о молодежной политике;
– привлекать их к активной общественной работе, стимулировать их общественную деятельность;
– выпускать тематические газеты, листки, плакаты и т.п.;
– проводить культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия среди сверстников.
Завершающий этап социального проектирования - подведение итогов молодежных инициатив.
На данном этапе предлагается проведение коллективного обсуждения итогов мероприятия. При этом решается ряд задач:
– выявление реальных изменений социальной ситуации, выбранной в качестве объекта молодежных инициатив; эта задача решается с помощью диагностического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность проектной деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
– анализ изменений, происшедших в социуме; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и целесообразности;
– выявление возможностей развития идей, заложенных в основу проекта; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования социальной работы;
– определение эффективности влияния проектной деятельности на развитие личности участников молодежных инициатив, отношений в проектной команде.
Решая первую задачу, участники проектной группы могут повторить процедуру изучения состояния социальной проблемы, которая легла в основу молодежных инициатив. Сравнительный анализ первого и второго среза позволяет выявить изменения, произошедшие в молодежном социуме и дать им объективную оценку.
Результат можно отразить по следующим показателям:
– количественный показатель – востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций и т.п.;
– показатели социального развития личности – динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел и т.п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив;
– показатели общественного мнения – популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации;
– технологические показатели – уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников.
Методика выявления изменений в гражданской позиции участников социально проектной деятельности? |
Инструкция. Дорогой друг! Мы предлагаем Вам ответить на ряд вопросов-утверждений, касающихся различных сторон твоей жизни в нашем государстве. Эта методика позволит выявить степень сформированности у Вас гражданской позиции и побудить к осмыслению ее значимости. Вам необходимо подчеркнуть тот ответ, который считаешь верным.
Вопросы
1. Стремитесь ли Вы найти свое место в обществе, освоить социальное пространство?
2. Стремитесь ли Вы участвовать в процессе изучения и приумножения культурных ценностей общества и социальной среды?
3. Стремитесь ли Вы достичь идеала, сформировавшего в твоем сознани?
4. Желаете ли Вы строить социальные отношения на основе самостоятельно сделанного экзистенциального выбора?
5. Считаете ли Вы себя равноправным гражданином страны?
6. Относитесь ли Вы положительно к культурным ценностям своего государства?
7. Считаете ли Вы стремление к социальному признанию нормой?
8. Считаете ли Вы себя свободным человеком, имеющим право выбора?
9. Знаете ли Вы историю своей страны?
10. Знакомы ли Вам культурные ценности твоей страны?
11. Есть ли у Вас идеал, на которого хочется быть похожим?
12. Знакомы ли Вам альтернативные гражданские позиции?
13. Активно ли Вы участвуете в социально значимой деятельности?
14. Используете ли ресурсы социума для самосовершенствования?
15. Занимаетесь ли Вы самосовершенствованием, стремясь к вершинам созидательной гражданской жизнедеятельности?
16. Отстаиваете ли Вы свои взгляды и убеждения?
17. Выполняете ли Вы законы страны?
18. Понимаете ли Вы зачем человеку нужно быть активным участником происходящих в стране событиях?
19. Понимаете ли Вы, зачем были созданы библиотеки?
20. Можете ли Вы объяснить, почему многие люди не останавливаются на достигнутом уровне личностного развития?
21. Можете ли однозначно ответить на вопрос: «Каково мое место в истории моей страны?»
22. Следуете ли Вы культурным ценностям и традициям?
23. Заставляете ли Вы себя заниматься самосовершенствованием?
24. Самостоятельны ли Вы в принятии решений?
25. Свободны ли Вы в выборе способа поведения?
26. Свободны ли Вы в выборе интересов и увлечений?
27. Свободны ли Вы в выборе смысла жизни?
28. Имеете ли Вы собственные жизненные принципы и убеждения?
29. Стремитесь ли Вы быть полезным людям?
30. Стремитесь ли Вы внести свой вклад в историю своего вуза, города?
31. Хотите ли Вы максимально самореализоваться в жизни?
32. Вы отрицаете позицию ведомого в жизни?
33. Считаете ли Вы, что можешь, как другие, воспользоваться своими гражданскими правами?
34. Интересны ли Вам памятники истории твоей страны?
35. Считаете ли Вы стремление к личностному саморазвитию нормой?
36. Желаете ли Вы быть инициатором отношений с другими людьми?
37. Знаете ли Вы историю своей малой родины?
38. Знакомы ли Вам культурные ценности малой родины?
39. Знаете ли Вы, чего хочешь достичь в жизни?
40. Знакомы ли Вам варианты жизни человека в современном обществе?
41. Проявляете ли Вы активность в ситуации, когда другой человек нуждается в помощи?
42. Вы часто посещаешь библиотеки, выставки, публичные лекции?
43. Занимаетесь ли Вы самообразованием?
44. Настойчивы ли Вы в споре?
45. Можете ли ты однозначно ответить на вопрос: «Каково мое отношение к законам и традициям страны?»
46. Можете ли Вы однозначно ответить на вопрос: «Зачем люди ставят памятники»
47. Можете ли Вы объяснить поведение людей, стремящихся к социальному признанию?
48. Можете ли Вы однозначно ответить на вопрос: «Для чего люди инициировали волонтерское движение?»
49. Выполняете ли Вы морально-этические нормы, признанные в обществе?
50. Соблюдаете ли Вы народные обряды и традиции?
51. Можете ли Вы заставить себя целенаправленно работать над собой?
52. Вы не отказываетесь от ранее принятого жизненно важного решения под влиянием обстоятельств?
53. Знаете ли Вы, как отстаивать свои гражданские права?
54. Свободны ли Вы в принятии решения относительно способа организации досуга?
55. Вы независимы в выборе жизненной траектории?
56. Вы независимы от влияния других людей в вопросах социальных отношений?
Ключ к диагностике
За каждый ответ «Да» ставится 1 балл. Чем больше изменений в сторону положительных ответов, тем выше показатель гражданской позиции участника социально-проектной деятельности.
Кадры решают все! Подумайте, как создать команду, решив задачу. |
Жила была одна команда гребцов... Вызвала наша команда на соревнование по гребле команду конкурентов из другой страны. В состав той и другой команды включили по 8 гребцов. Обе команды тренировались очень упорно и к моменту соревнований они были в одинаковой кондиции. Но конкуренты нас победили, обойдя на километр. Настроение в нашей команде было хуже некуда. Высшее руководство задумалось над тем, как нам победить их в следующем году. И позвала тогда группу аналитиков, чтобы проанализировать ситуацию и найти спасительное решение. В результате после нескольких дней детального анализа команд они пришли к заключению, что конкуренты имеют 7 гребцов и только одного капитана.
Вместе с тем, наша команда имела целых 7 капитанов ,и только одного гребца и тут менеджмент нашей команды вдруг озарило: было предложено нанять консалтинговую фирму для реструктуризации нашей команды.
После нескольких месяцев консультирования они пришли к заключению, что наша команда имеет слишком много капитанов и слишком мало гребцов. На основе этого анализа они сделали предложение: структуру нашей команды надо поменять. С этого дня у нас должно быть только 4 капитана, 2 менеджера, один топ-менеджер и один гребец. Согласно этому, они пришли к решению, что с гребцом надо интенсивно работать, чтобы повысить его мотивацию и стремление к победе. На следующий год конкуренты победили с разрывом в два километра. Гребца исключили из команды, поскольку были не удовлетворены результатом его работы. Менеджеров наградили за высокие показатели по мотивации команды в отчётном периоде.
Консалтинговая фирма провела новый анализ, который показал, что стратегия была хорошая, мотивация «ОК», но средства реализации плохие. Сейчас наша команда проектирует новую лодку... Каждое дело проходит в 5 этапов: Шумиха. Неразбериха. Поиск виноватых. Наказание невиновных. Награждение тех, кто не имеет к этому никакого отношения.
Правильные ли выводы были сделаны. Ответ обоснуйте.
Глава 2. «Молодежный кадровый резерв в вузе» |
Кто не бывал в студенческом отряде,
Тот не поймет всей молодости вкус,
Ребят, тех, что вперед идут не глядя
На то, какой на плечи ляжет груз.
Он не поймет ни радости, ни смеха
При встрече стройотрядовских знамен,
Большие расстояния не помеха,
Чтоб встретиться нам за одним столом.
Он ни поймет тех слез при расставанье,
Что катятся нечаянно из глаз,
С улыбкой говорим мы до свидания,
Увидимся, дай Бог, еще не раз!
Здесь дружба настоящая не просто слово,
Что с легкостью тебе могут сказать,
В строительном отряде ты поймешь любого
И друга настоящего, и тех,
Кто хочет дружбу навязать!
А главное, что мы живем, мы вместе
И жаль мне тех, кто в стройотряде не бывал!
Не знают они вкуса жизни интересной,
А в молодости так, кто не успел, тот опоздал!