Профессиональное становление педагогического коллектива (Фоменко С.Л.)
Теоретическая значимость исследования:
1. Дана авторская трактовка сущности профессионального становления педагогического коллектива, которая проявляется в двухстороннем, взаимообогащающем влиянии педагогического коллектива и педагога, выражающемся в преодолении социального, профессионального и личностного одиночества учителя, актуализации индивидуального и коллективного профессионального потенциалов, способствующем обретению психологического здоровья, душевной гармонии и профессиональной зрелости членов коллектива.
4. Уточнено и конкретизировано педагогическое значение следующих дефиниций предмета исследования:
− этап профессионального становления педагогического коллектива — это определенный временной промежуток в профессиональном развитии коллектива, характеризующийся достигнутым уровнем профессионализма, определяемый характером качественных изменений профессиональных коллективных характеристик, а также соотношением процессов интеграции и дифференциации в профессиональной жизнедеятельности коллектива;
− уровень профессионального становления педагогического коллектива — качественный результат процесса профессионального становления педагогического коллектива, определяемый степенью выраженности профессиональных коллективных характеристик, степенью преодоления социального, профессионального и личностного одиночества учителя, а также результативностью коллективной профессиональной деятельности;
− мониторинг профессионального становления педагогического коллектива — процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональном становлении педагогического коллектива с целью получения объективной информации и включения результатов наблюдений в управление этим процессом;
− принципы мониторинга профессионального становления педагогического коллектива — это принципы системной интегральности и непрерывности мониторинга; диагностической значимости отслеживаемой информации; этапности мониторинга; учета психолого-педагогических особенностей педагогического коллектива; инверсии в мониторинге; учета непосредственных и косвенно действующих факторов; репродуктивного анализа в мониторинге; учета личности субъекта управленческого мониторинга.
3. Утверждаем, что содержание процесса профессионального становления педагогического коллектива включает:
− ведущие тенденции, раскрывающие зависимость: профессионального становления учителя от профессионального становления педагогического коллектива; динамики исследуемого процесса от характера изменений на предыдущих этапах профессионального развития; результата профессионального становления от степени активности педагогов и комплекса условий в образовательном учреждении;
− теоретические положения: профессиональное становление представляет собой процесс двухстороннего, взаимообогащающего влияния коллектива и педагога, результатом которого является преодоление социального, профессионального и личностного одиночества учителя; профессиональное становление педагогического коллектива представляет собой процесс качественных, изменений коллективных профессиональных характеристик по мере продвижения коллектива к вершинам профессионализма; результат профессионального становления педагогического коллектива зависит от степени активности педагога и от комплекса организационно-управленческих условий, созданных в образовательном учреждении;
− основополагающие принципы реализации ведущих тенденций: интериоризации; гуманистичности; мотивации коллектива на успешность в профессиональной деятельности; многоплановости процесса; диалектической направленности; преемственности и необратимости профессионального развития; субъектности; включения коллектива в инновационную деятельность; единства связи и управления — и условия их реализации в образовательном учреждении.
4.Утверждаем, что кроме основных функций, таких, как: актуализирующая,проявляющаяся в развитии профессионального коллективного потенциала; стабилизационная,направленная на сохранение педагогического коллектива как системы с заданными на определенном этапе развития параметрами в ответ на возмущающее воздействие окружающей среды; мотивационная,оказывающая влияние на формирование потребностей, направленных на профессиональное самосовершенствование членов коллектива; коммуникативная, ориентирующая коллектив на адекватное общение и партнерское взаимодействие (сотрудничество) педагогов в процессе деятельности; духовно-нравственная, ориентирующая на духовное, морально-этическое развитие педагогического коллектива, — процесс профессионального становления педагогического коллектива выполняет специфические: объединяющую функцию, способствующую устранению социального, профессионального и личностного одиночества учителя, сохранную, способствующую гармонизации коллективных взаимодействий и общения, сохранению психического и физического здоровья членов коллектива и рефлексивную, способствующую развитию навыков самоанализа на коллективном и индивидуальном уровне.
5.Утверждаем, что среди основных признаков профессионального становления педагогического коллектива (сформированность единого ценностного поля и единого понимания целей профессионального развития всех субъектов педагогического процесса; совпадение правил поведения, общения и взаимодействия с принципами профессиональной жизни и деятельности; наличие профессиональной саморефлексии; профессиональная активность членов коллектива; наличие творческого характера профессиональной деятельности; система средств и методов, используемых в управлении профессиональным становлением педагогического коллектива) следует выделять главный — сформированность профессионального поля коллектива.
6. Утверждаем, что для эффективного управления процессом профессионального становления педагогического коллектива необходимо: выделение системы субъективных и объективных факторов, выступающих в качестве источников и мотиваторов исследуемого процесса; создание комплекса управленческих условий (организационных, мотивационных, средовых и ресурсных), определяющих позитивную направленность процесса профессионального становления педагогического коллектива.
7. Утверждаем, что для информационного обеспечения исследуемого процесса возможно использование технологии мониторинга профессионального становления педагогического коллектива, состоящей из взаимосвязанных этапов (подготовительный; исходно-диагностический; уточняющий; планово-прогностический, процессуально-технологический; коррекционно-творческий и итогово-прогностический); выявлены принципы педагогического мониторинга (системной интегральности и непрерывности; диагностической значимости отслеживаемой информации; этапности мониторинга; учета психолого-педагогических особенностей педагогического коллектива и личности субъекта мониторинга; учета непосредственных и косвенно действующих факторов; репродуктивного анализа); выделены критерии оценки сформированности уровней профессионального становления педагогического коллектива (аксиологический, технологический, эмоционально-волевой, креативный, рефлексивно-результативный) и комплекса показателей, в качестве которых выступают профессиональные характеристики педагогического коллектива.
Сложность и многоплановость процесса профессионального развития педагогического коллектива требует его рассмотрения, по меньшей мере, в двух планах.
Первыйплан анализа профессионального становления педагогического коллектива — анализ профессионального развития по его уровням, который представляет определенный результат профессионального становления педагогического коллектива, позволяет сравнивать степень выраженности отдельных профессиональных характеристик коллектива и его состояние в целом по уровню. Основаниями для выделения уровней являются: степень выраженности профессиональных качеств педагогического коллектива; степень преодоления в коллективе социального, профессионального и личностного одиночества учителя; результативность профессиональной деятельности. Мы выделяем:
− высокий уровень —характеризует профессионально зрелый коллектив, который отличается разделением всеми членами коллективных ценностей и целей, установившимся благоприятным психологическим климатом, способствующим преодолению профессионального, личностного одиночества учителя, является саморегулирующейся социальную системой; обладает высокой степенью сформированности всей совокупности связей и коллективных профессиональных характеристик, деятельностью, носящей инновационный, творческий характер и стабильностью высоких результатов;
− средний уровень,характеризующий коллектив с позитивной динамикой развития, отличающийся поддержкой коллективных целей и ценностей абсолютным большинством членов коллектива, складывающимся общественным мнением; противоречия между установками отдельных групп в коллективе приводят к профессиональным и личностным конфликтам, которые, однако, успешно разрешаются; наблюдается неуравновешенность в поведении коллектива, достаточная для эффективной деятельности степень сформированности коллективных профессиональных характеристик; сочетание наряду с инновационными и традиционных подходов к выполнению ведущей деятельности, обусловливающих стабильность удовлетворительных результатов с тенденцией к их повышению;
− низкий уровень —характеризует профессионально незрелый коллектив, отличающийся формальной внешней целостностью коллектива, цели коллектива принимаются всеми, но личные мотивы их достижения могут у многих не совпадать с общественной направленностью; недостаточная для качественного выполнения деятельности степень сформированности связей и коллективных профессиональных характеристик; традиционные подходы в решении профессиональных задач, нестабильность получаемых результатов профессиональной деятельности, чувство профессионального и личностного одиночества у большинства членов коллектива.
Второй план — анализ профессионального становления по этапам, не совпадающим с уровнями профессионального становления, так как очередной этап фактически может быть переходом на нижележащий уровень или некоторым преобразованием (изменением) в процессе профессионального становления коллектива без перехода на какой-либо другой уровень. В нашем понимании этап профессионального становления педагогического коллектива — это определенный временной промежуток в профессиональном развитии коллектива, характеризующийся достигнутым уровнем профессионализма, определяемый характером качественных изменений профессиональных коллективных характеристик, а также соотношением процессов интеграции и дифференциации в профессиональной жизнедеятельности коллектива. Результаты наших исследований показывают, что в процессе прохождения педагогическим коллективом этапов профессионального становления, наряду с прогрессивными, могут иметь место регрессивные изменения в профессиональных коллективных характеристиках, которые могут привести в кризисное состояние всю систему, а значит, понизить уровень профессионального становления педагогического коллектива. Основаниями для выделения этапов являются: характер качественных изменений профессиональных характеристик педагогического коллектива; определенное соотношение (одновременное сочетание) процессов интеграции и дифференциации в профессиональной жизнедеятельности коллектива. Мы выделяем:
1. Этап зарождения профессионализма. Характеризуется формированием признаков собственно педагогического коллектива, преобладанием процессов профессиональной дифференциации и низким уровнем профессионального становления.
2. Этап накопления коллективного потенциала развития.Характеризуется средним уровнем профессионального становления коллектива, сочетанием процессов профессиональной дифференциации и интеграции в определении взаимодействий с другими коллективами при решающей роли последнего, прогрессивной направленностью накоплений профессиональных коллективных характеристик.
3. Этап устойчивого профессионального функционирования.Характеризуется целенаправленным и успешным профессиональным развитием членов педагогического коллектива, определяется переходом на высокий уровень профессионального становления, доминированием процессов профессиональной интеграции.
4. Этап профессионального расцвета педагогического коллектива. Характеризуется высоким уровнем качественных изменений профессиональных коллективных характеристик, творческим характером профессиональной деятельности не только всего коллектива, но и управленческой деятельности администрации, стабильным качеством результатов деятельности, высоким уровнем профессионального становления. Данного этапа может достигать не каждый педагогический коллектив, но в любом случае руководитель должен понимать, что для педагогического коллектива необходим этап обновления.
5. Этап профессионального обновления. Нужен в определенной «точке» этапа расцвета или устойчивого оптимального профессионального функционирования или по завершении этапа накопления коллективного потенциала развития, а также на этапе вывода из кризиса. Необходимость данного этапа определяется тем, что в педагогическом коллективе постепенно накапливаются неразрешенные противоречия, может измениться внешняя обстановка, в которой живет и развивается коллектив, поэтому возникает потребность в профессиональных обновлениях различного масштаба (локальных, модульных или системных). На этом этапе идет перестройка в деятельности, связях и отношениях педагогического коллектива, вызываемая усилением дезинтегрирующих явлений и ведущая к «кризису» системы. Если не вносить обновление в систему, то следующим этапом может стать этап профессионального кризиса педагогического коллектива.
6. Этап профессионального кризиса.Характеризуется переходом на низкий уровень профессионального становления, преобладанием процессов дифференциации (отчуждения, изоляции) во взаимодействиях с другими коллективами, профессиональным застоем, изменением настроений, развитием регрессивных явлений в коллективе (профессиональная стагнация).
7. Этап профессиональной перестройки и выхода из кризиса. Характеризуется процессами изменения в профессиональной жизни коллектива, активным внедрением антикризисных программ, обеспечивающих обновление системы посредством внедрения инновационных технологий, изменения стратегии развития образовательного учреждения, пересмотра и корректировки целей, стоящих перед педагогическим коллективом, и, как следствие, повышаются результаты профессиональной деятельности коллектива, происходит переход на более высокий уровень профессионального становления. В диссертации (параграф 3.2) дается характеристика этапов профессионального становления педагогического коллектива на основе анализа изменений в коллективных профессиональных характеристиках.
Третья тенденция — это тенденция, раскрывающая зависимость результата процесса профессионального коллектива от управления данным процессом и меры активности педагогов. Теоретическое положение, конкретизирующее данную тенденцию: результат процесса профессионального становления педагогического коллектива зависит от степени активности педагогического коллектива, от технологии управления этим процессом, а также от комплекса условий, созданных в образовательном учреждении.Данное теоретическое положение находит свое практическое выражение в реализации: принципа субъектности, определяющего педагогический коллектив как субъект социально значимой совместной деятельности, общения и межличностных отношений, как транслятор культурного опыта и одновременно как автономный, самоактуализирующийся феномен, как духовное начало, часть современного мира; принципа включения педагогического коллектива в инновационную деятельность,предполагающегосоздание педагогами педагогических новшеств, их оценку, освоение и применение на практике; принципа единства процессов связи и управления, требующего создания в образовательном учреждении системы информационного обеспечения профессионального становления педагогического коллектива на коллективном и индивидуальном уровнях.
Реализация вышеперечисленных принципов предполагает создание в образовательном учреждении комплекса управленческих условий, обеспечивающих исследуемому процессу позитивную динамику. К ним мы относим условия:
1) организационные: четкость, конкретность, выполнимость, социальная и практическая значимость целей и задач, стоящих перед коллективом в вопросах профессионального развития и самосовершенствования; рациональное планирование деятельности по повышению уровня профессионального мастерства педагогов, организация контроля и объективной оценки деятельности каждого педагога и коллектива в целом;
2) средовые:благоприятный психологический климат в коллективе: повышенный эмоциональный тонус в коллективе; взаимоотношения, строящиеся на принципах сотрудничества и взаимовыручки; высокая степень психологического единства членов коллектива; удовлетворенность профессиональной деятельностью; идейно-нравственная и творческая атмосфера в коллективе; комфортность условий в образовательном учреждении; высокий уровень культуры в педагогическом коллективе; удовлетворенность учителей атмосферой в коллективе, организацией работы в коллективе; согласованность требований преподавателей к учащимся; внимание коллектива к профессиональным и личностным проблемам каждого учителя;
3) ресурсные:материально-техническое обеспечение деятельности педагогического коллектива в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; высокий уровень информационной обеспеченности образовательного процесса; наличие необходимых материальных, финансовых ресурсов для реализации модели профессионального становления педагогического коллектива.
Таким образом, рассмотренные выше тенденции, раскрывающие их теоретические положения, принципы и условия реализации составляют комплексную характеристику его основных сторон и аспектов. Концептуальная модель профессионального становления педагогического коллектива представлена на рис. 2.
Профессиональное становление педагогического коллектива |
Теоретико-нормативный уровень Тенденции и конкретизирующие их теоретические положения процесса профессионального становления педагогического коллектива | 1 уровень |
Деятельностно-технологический уровень Принципы, конкретизирующие теоретические положения профессионального становления педагогического коллектива | 2 уровень |
Организационно-управленческий уровень Условия практической реализации, конкретизирующие их принципы профессионального становления педагогического коллектива | 3 уровень |
Рис. 2. Концептуальная модель профессионального становления педагогического коллектива
Теоретическая значимость исследования:
1. Дана авторская трактовка сущности профессионального становления педагогического коллектива, которая проявляется в двухстороннем, взаимообогащающем влиянии педагогического коллектива и педагога, выражающемся в преодолении социального, профессионального и личностного одиночества учителя, актуализации индивидуального и коллективного профессионального потенциалов, способствующем обретению психологического здоровья, душевной гармонии и профессиональной зрелости членов коллектива.
2. Дано определение понятия «структура профессионального становления педагогического коллектива», которое представляет собой развитие отношений зависимости между компонентами данного процесса (ценностно-ориентационным, индивидуально-групповым, функционально-деятельностным, пространственно-временным и координационно-управленческим), заключающихся в связях факторов и условий, детерминирующих исследуемый процесс.
3. Обогащена педагогическая теория коллективов за счет создания концептуальной модели профессионального становления педагогического коллектива, включающая в себя компоненты теории 3-х уровней: теоретико-нормативный,определяющийведущие тенденции и конкретизирующие их теоретические положения; деятельностно- технологический,проявляющийся в развитии и конкретизации каждого из теоретических положений соответствующими принципами профессионального становления педагогического коллектива; организационно-управленческий,раскрывающий условия реализации каждого из принципов в реальной профессиональной деятельности педагогического коллектива.
3. Введены новые педагогические понятия и даны их дефиниции:
− объединяющая функция профессионального становления педагогического коллектива — это функция, выражающаяся в устранении социального, профессионального и личностного одиночества учителя в процессе прохождения коллективом этапов и уровней профессионального становления;
− сохранная функция профессионального становления педагогического коллектива —это функция, способствующая гармонизации коллективных взаимодействий, общения и сохранению психического и физического здоровья членов коллектива;
− рефлексивная функция профессионального становления педагогического коллектива — это функция, способствующая развитию навыков самоанализа на коллективном и индивидуальном уровне.
− профессиональное поле педагогического коллектива — это интегративная характеристика педагогического коллектива как целостной системы, внутри которой возникают и изменяются психологические состояния (стремления, потребности, интересы, настроения, мнения), имеющие определенную направленность и величину, образующиеся в результате совместной взаимообогащающей профессиональной деятельности и отношений сотрудничества между членами коллектива, стимулирующие профессиональную активность и направленность деятельности педагогического коллектива;
− профессиональная мотивационная индукция — социально-психологический феномен, выражающийся в возникновении эффекта интеллектуального «заражения» в результате психологических контактов членов педагогического коллектива в процессе профессиональной деятельности, создающего такое психологическое поле, которое обеспечивает направленность и активизацию усилий, прилагаемых его членами для достижения поставленных профессиональных целей и задач.
4. Уточнено и конкретизировано педагогическое значение следующих дефиниций предмета исследования:
− этап профессионального становления педагогического коллектива — это определенный временной промежуток в профессиональном развитии коллектива, характеризующийся достигнутым уровнем профессионализма, определяемый характером качественных изменений профессиональных коллективных характеристик, а также соотношением процессов интеграции и дифференциации в профессиональной жизнедеятельности коллектива;
− уровень профессионального становления педагогического коллектива — качественный результат процесса профессионального становления педагогического коллектива, определяемый степенью выраженности профессиональных коллективных характеристик, степенью преодоления социального, профессионального и личностного одиночества учителя, а также результативностью коллективной профессиональной деятельности;
− мониторинг профессионального становления педагогического коллектива — процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональном становлении педагогического коллектива с целью получения объективной информации и включения результатов наблюдений в управление этим процессом;
− принципы мониторинга профессионального становления педагогического коллектива — это принципы системной интегральности и непрерывности мониторинга; диагностической значимости отслеживаемой информации; этапности мониторинга; учета психолого-педагогических особенностей педагогического коллектива; инверсии в мониторинге; учета непосредственных и косвенно действующих факторов; репродуктивного анализа в мониторинге; учета личности субъекта управленческого мониторинга.
На защиту выносятся:
2. В отличие от детализированного анализа, используемого в науке для описания профессионального развития коллектива, структурная характеристикаэтого процесса представляет собой развитие отношений зависимости между ценностно-ориентационным (идеальным), индивидуально-групповым (личностным), функционально-деятельностным, пространственно-временным, координационно-управленческим компонентами, заключающихся в связях факторов и условий, детерминирующих исследуемый процесс.
3. Утверждаем, что содержание процесса профессионального становления педагогического коллектива включает:
− ведущие тенденции, раскрывающие зависимость: профессионального становления учителя от профессионального становления педагогического коллектива; динамики исследуемого процесса от характера изменений на предыдущих этапах профессионального развития; результата профессионального становления от степени активности педагогов и комплекса условий в образовательном учреждении;
− теоретические положения: профессиональное становление представляет собой процесс двухстороннего, взаимообогащающего влияния коллектива и педагога, результатом которого является преодоление социального, профессионального и личностного одиночества учителя; профессиональное становление педагогического коллектива представляет собой процесс качественных, изменений коллективных профессиональных характеристик по мере продвижения коллектива к вершинам профессионализма; результат профессионального становления педагогического коллектива зависит от степени активности педагога и от комплекса организационно-управленческих условий, созданных в образовательном учреждении;
− основополагающие принципы реализации ведущих тенденций: интериоризации; гуманистичности; мотивации коллектива на успешность в профессиональной деятельности; многоплановости процесса; диалектической направленности; преемственности и необратимости профессионального развития; субъектности; включения коллектива в инновационную деятельность; единства связи и управления — и условия их реализации в образовательном учреждении.
4.Утверждаем, что кроме основных функций, таких, как: актуализирующая,проявляющаяся в развитии профессионального коллективного потенциала; стабилизационная,направленная на сохранение педагогического коллектива как системы с заданными на определенном этапе развития параметрами в ответ на возмущающее воздействие окружающей среды; мотивационная,оказывающая влияние на формирование потребностей, направленных на профессиональное самосовершенствование членов коллектива; коммуникативная, ориентирующая коллектив на адекватное общение и партнерское взаимодействие (сотрудничество) педагогов в процессе деятельности; духовно-нравственная, ориентирующая на духовное, морально-этическое развитие педагогического коллектива, — процесс профессионального становления педагогического коллектива выполняет специфические: объединяющую функцию, способствующую устранению социального, профессионального и личностного одиночества учителя, сохранную, способствующую гармонизации коллективных взаимодействий и общения, сохранению психического и физического здоровья членов коллектива и рефлексивную, способствующую развитию навыков самоанализа на коллективном и индивидуальном уровне.
5.Утверждаем, что среди основных признаков профессионального становления педагогического коллектива (сформированность единого ценностного поля и единого понимания целей профессионального развития всех субъектов педагогического процесса; совпадение правил поведения, общения и взаимодействия с принципами профессиональной жизни и деятельности; наличие профессиональной саморефлексии; профессиональная активность членов коллектива; наличие творческого характера профессиональной деятельности; система средств и методов, используемых в управлении профессиональным становлением педагогического коллектива) следует выделять главный — сформированность профессионального поля коллектива.
6. Утверждаем, что для эффективного управления процессом профессионального становления педагогического коллектива необходимо: выделение системы субъективных и объективных факторов, выступающих в качестве источников и мотиваторов исследуемого процесса; создание комплекса управленческих условий (организационных, мотивационных, средовых и ресурсных), определяющих позитивную направленность процесса профессионального становления педагогического коллектива.
7. Утверждаем, что для информационного обеспечения исследуемого процесса возможно использование технологии мониторинга профессионального становления педагогического коллектива, состоящей из взаимосвязанных этапов (подготовительный; исходно-диагностический; уточняющий; планово-прогностический, процессуально-технологический; коррекционно-творческий и итогово-прогностический); выявлены принципы педагогического мониторинга (системной интегральности и непрерывности; диагностической значимости отслеживаемой информации; этапности мониторинга; учета психолого-педагогических особенностей педагогического коллектива и личности субъекта мониторинга; учета непосредственных и косвенно действующих факторов; репродуктивного анализа); выделены критерии оценки сформированности уровней профессионального становления педагогического коллектива (аксиологический, технологический, эмоционально-волевой, креативный, рефлексивно-результативный) и комплекса показателей, в качестве которых выступают профессиональные характеристики педагогического коллектива.
Сложность и многоплановость процесса профессионального развития педагогического коллектива требует его рассмотрения, по меньшей мере, в двух планах.
Первыйплан анализа профессионального становления педагогического коллектива — анализ профессионального развития по его уровням, который представляет определенный результат профессионального становления педагогического коллектива, позволяет сравнивать степень выраженности отдельных профессиональных характеристик коллектива и его состояние в целом по уровню. Основаниями для выделения уровней являются: степень выраженности профессиональных качеств педагогического коллектива; степень преодоления в коллективе социального, профессионального и личностного одиночества учителя; результативность профессиональной деятельности. Мы выделяем:
− высокий уровень —характеризует профессионально зрелый коллектив, который отличается разделением всеми членами коллективных ценностей и целей, установившимся благоприятным психологическим климатом, способствующим преодолению профессионального, личностного одиночества учителя, является саморегулирующейся социальную системой; обладает высокой степенью сформированности всей совокупности связей и коллективных профессиональных характеристик, деятельностью, носящей инновационный, творческий характер и стабильностью высоких результатов;
− средний уровень,характеризующий коллектив с позитивной динамикой развития, отличающийся поддержкой коллективных целей и ценностей абсолютным большинством членов коллектива, складывающимся общественным мнением; противоречия между установками отдельных групп в коллективе приводят к профессиональным и личностным конфликтам, которые, однако, успешно разрешаются; наблюдается неуравновешенность в поведении коллектива, достаточная для эффективной деятельности степень сформированности коллективных профессиональных характеристик; сочетание наряду с инновационными и традиционных подходов к выполнению ведущей деятельности, обусловливающих стабильность удовлетворительных результатов с тенденцией к их повышению;
− низкий уровень —характеризует профессионально незрелый коллектив, отличающийся формальной внешней целостностью коллектива, цели коллектива принимаются всеми, но личные мотивы их достижения могут у многих не совпадать с общественной направленностью; недостаточная для качественного выполнения деятельности степень сформированности связей и коллективных профессиональных характеристик; традиционные подходы в решении профессиональных задач, нестабильность получаемых результатов профессиональной деятельности, чувство профессионального и личностного одиночества у большинства членов коллектива.
Второй план — анализ профессионального становления по этапам, не совпадающим с уровнями профессионального становления, так как очередной этап фактически может быть переходом на нижележащий уровень или некоторым преобразованием (изменением) в процессе профессионального становления коллектива без перехода на какой-либо другой уровень. В нашем понимании этап профессионального становления педагогического коллектива — это определенный временной промежуток в профессиональном развитии коллектива, характеризующийся достигнутым уровнем профессионализма, определяемый характером качественных изменений профессиональных коллективных характеристик, а также соотношением процессов интеграции и дифференциации в профессиональной жизнедеятельности коллектива. Результаты наших исследований показывают, что в процессе прохождения педагогическим коллективом этапов профессионального становления, наряду с прогрессивными, могут иметь место регрессивные изменения в профессиональных коллективных характеристиках, которые могут привести в кризисное состояние всю систему, а значит, понизить уровень профессионального становления педагогического коллектива. Основаниями для выделения этапов являются: характер качественных изменений профессиональных характеристик педагогического коллектива; определенное соотношение (одновременное сочетание) процессов интеграции и дифференциации в профессиональной жизнедеятельности коллектива. Мы выделяем:
1. Этап зарождения профессионализма. Характеризуется формированием признаков собственно педагогического коллектива, преобладанием процессов профессиональной дифференциации и низким уровнем профессионального становления.