Извлечение из ГОС ВПО
Пояснительная записка.
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии c требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является обязательной для изучения общепрофессиональной учебной дисциплиной. В ней соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Программа дистанционного обучения предусматривает изучение учебной дисциплины по принципу комбинированного использования различных форм и методов обучения в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Важным отличием общей организации данного курса дистанционного обучения является то, что студент имеет возможность выбора изучаемого материала в границах курса, формы и способа контроля полученных знаний и индивидуально организует свой темп обучения.
Программа предполагает использование на каждом занятии разнообразных форм организации учебной деятельности студентов, причем переход в течение занятия от одной формы обучения, к другой и обратно, для студента диктуется только его индивидуальным познавательным потенциалом и успехами в достижении целей занятия.
Основным методом обучения является синхронный метод, когда общение студентов и преподавателей осуществляется в реальном времени с помощью современных электронных средств передачи информации.
Дистанционному обучению присуща жесткая отчетность, что обеспечивает полное прохождение курса. Обязательная отчетность студента по пройденному разделу (теме) курса, с предоставлением правильно выполненных контрольных заданий, и своеобразная система оценки знаний не даст расслабиться и получить зачет, не приложив усилий.
В связи с ограничением времени изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» одним семестром и особенностью формы обучения (ФТД), структурная схема электронного курса дистанционного обучения включает один модуль, имеющий в своей структуре 3 блока, определяющих форму организации обучения. (Рис. 1).
Блок №1 обязателен для изучения. Только отчитавшись по обязательному для изучения блоку, обучаемый переходит к прохождению следующего, вариативного блока №2.
Задание из блока №1 состоит из двух частей. Первая часть содержит вопрос для
Коллективного обсуждения на форуме. Вторая часть содержит тему для подготовки
Доклада или другое контрольное задание. Студент вправе выбрать любые задания,
По одному из каждой части. Рекомендуемые для выполнения задания, выделены
Красным цветом.
Вариативный блок, или Блок №2, предусматривает самостоятельное, по выбору
Студента освоение предлагаемых к изучению учебных вопросов курса дисциплины.
Содержит в качестве контрольных заданий темы для написания рефератов. Вы вправе
Выбрать любые две из десяти.
Итоговый контроль знаний по изученному курсу дисциплины осуществляется путем проведения общего зачета необходимой (60 из 100) суммы набранного количества баллов, путем суммирования количества баллов за обязательный блок (блок №1, 45 баллов, 15 x 3) и вариативный (блок №2, как минимум 15 баллов, 2 x 8). Это означает, что за каждое правильно выполненное задание из блока №1 вы получаете 3 бала, а из блока №2 - 8 баллов (учитывается большой объем самостоятельной работы).
Примечание: Единица оценки в обязательном блоке – 3балла. Она неделима. Это означает, что контрольное задание блока, состоящее из двух частей должно быть выполнено полностью, и оценивается целиком, т.е оценка может быть или 0 баллов или 3 балла.
Единица оценки в вариативном блоке – 8 баллов, может быть снижена от 1 –до 3 баллов за недочеты в задании, работа может быть не зачтена при условии ее несоответствия требованиям предъявляемых к данному виду работ.
Кроме того, по желанию обучаемых для получения дополнительных баллов необходимых для общего зачета, допустима возможность их заработать, выполнив итоговое зачетное тестовое задание, содержащееся в Блоке №3 «Итоговый контроль». Ответив правильно на 50% (45 правильных ответа из 90) вопросов тестовых заданий Вы получаете 40 баллов. В этом случае выполнение заданий из вариативного блока не обязательно.
В случае выявления недочетов, зачет любого контрольного задания выполняется после работы над ошибками и их устранения.
В качестве реализации функции мотивации предусмотрена система поощрений и штрафов. Поощрение дополнительными баллами возможно: за креативность - до 5, умение работать с первоисточниками и аргументировано их использовать - до 5, знание и умение опираться на Конституцию, законы и подзаконные акты РФ - до 5, инициативность - 1. Штрафные санкции накладываются, как опосредовано (например, при сдаче одинаковых по содержанию контрольных заданий с элементами плагиата (засчитывается только первая пришедшая на сайт работа), так и непосредственно за недочеты, включая несвоевременное выполнение контрольных заданий - до 8 (в зависимости от того из какого блока работа, обязательный блок - 3, вариативный - 8).
Данная учебная программа дистанционного обучения подготовлена на основе изучения опыта по разработке аналогичных программ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), других ведущих ВУЗов России.
Структурная схема электронного курса дистанционного обучения по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (Рис. 1)
МОДУЛЬ (Структурная единица электронного курса дистанционного обучения) |
БЛОК №1. (Структурная единица модуля) Обязательный для обучения
|
БЛОК №2 (Структурная единица модуля) Вариативный
|
БЛОК №3. (Структурная единица модуля)
|
Системные фрагменты электронного курса дистанционного обучения (СФЭК) |
Извлечение из ГОС ВПО.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
1.2.Цели курса учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
1).Дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания о:
-научных, научно-философских и исторических аспектах основ безопасности жизнедеятельности человека;
-основных положениях, целях задачах и практическом значении науки Безопасность жизнедеятельности;
-дестабилизирующих факторах современности и условиях безопасности жизнедеятельности;
-сущности и классификации чрезвычайных ситуаций;
-основах безопасности жизнедеятельности человека и защите от негативных факторов в условиях чрезвычайных ситуаций.
-проблемах национальной и международной безопасности РФ,
-общественной опасности экстремизма и терроризма.
2).Способствовать воспитанию личности безопасного типа поведения путем формирования культуры безопасности (ноксологической культуры) будущих специалистов, на основе неразрывного единства с требованиями безопасности и защищенности человека в повседневной и профессиональной деятельности;