Структура социальной реабилитации
25. Поскольку единой системы социальной реабилитации в настоящее время в Российской Федерации не создано, то говорить о структуре социальной реабилитации можно лишь весьма условно.
По форме собственности и масштабам деятельности реабилитационные учреждения можно условно разделить на:
·общегосударственные, учрежденные федеральными органами власти;
· областные (краевые), учрежденные органами власти субъекта РФ;
· муниципальные, учрежденные органами местного самоуправления;
· негосударственные, учрежденные общественными или религиозными организациями, физическими или юридическими лицами.
На основе ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут быть условно разделены на:
· экспертные (решают вопросы определения реабилитационного потенциала инвалидов и составления индивидуальных программ реабилитации);
· образовательные (занимаются оказанием помощи в получении базового или нового образования, переобучении, трудоустройстве);
· социальные (их деятельность направлена на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе);
· медицинские (их деятельность направлена на частичное восстановление здоровья или замедления тех или иных патологических процессов, профилактику осложнений заболеваний);
· производственные (занимаются вопросами социальной реабилитации на производстве, трудовой адаптации и пр.).
Сегодня не создано достаточное количество согласованно работающих социальных учреждений, которые бы взяли на себя функции социальной реабилитации граждан нуждающихся в ней. Тем не менее, функции социальной реабилитации инвалидов в современных условиях реализуются в следующих учреждениях (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина, 2005, С. 138-139):
· федеральные научно-практические центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
· региональные центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
· центры реабилитации инвалидов;
· центры социального обслуживания;
· стационарные учреждения социального обслуживания;
· центры социально-психологической помощи населению;
· протезно-ортопедические предприятия;
· центры технических средств реабилитации инвалидов;
· специализированные реабилитационно-производственные предприятия инвалидов;
· специализированные центры медицинской реабилитации;
· стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-профилактические учреждения;
· санаторно-курортные учреждения;
· коррекционные и специализированные детские дошкольные учреждения (отделения, группы);
· коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального и среднего общего образования;
· коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального профессионального, среднего специального и высшего образования;
· учреждения образования разного уровня, осуществляющие интегрированное воспитание, образование и профессиональное обучение инвалидов;
· центры профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов при органах занятости населения;
· методические центры профориентации и трудоустройства инвалидов;
· центры социальной помощи семье и детям;
· центры социальной реабилитации детей и подростков;
· учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (библиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, музеи, театры);
· физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоровительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).
Несмотря на внушительность данного перечня, потребность в социальной реабилитации не только и инвалидов, но и других категорий граждан все же превышает то, что сегодня государство может предложить населению, тем более если учесть, все эти организации не работают как единая система. Поэтому Е.Г. Свистунова считает, что оптимальная структура реабилитационных учреждений должна включать следующие подразделения (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина, 2005, С. 136-138):
· отдел программирования процесса реабилитации, который изучает структуру потребностей, круг интересов, уровень притязаний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизнедеятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает содержание и порядок проведения процесса реабилитации;
· отдел социально-бытовой адаптации, который проводит мероприятия по восстановлению способностей инвалида к ведению хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслуживанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений оборудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выполнения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навыкам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения пользованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения;
· отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвалида, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культурного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому образу жизни. Для осуществления этих функций оборудуются кабинеты по оценке проблем семьи и обучению навыкам семейной жизни, по определению потребностей инвалидов в различных видах социальной помощи и взаимодействию с социальными службами, по обучению пользованию специальными средствами коммуникации, оказанию логопедической, психологической помощи. Для проведения рекреационных мероприятий оборудуются помещения для отдыха и развлечений – аудио-, видео- и библиотека, музыкальный, танцевальный, спортивный залы, кабинеты для занятий кружков и секций, кафетерий;
· отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инвалида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уровня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консультирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по психодиагностике социально-психологических особенностей, асоциальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семейных и групповых консультаций, занятий и тренингов;
· отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориентация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возможностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессиональной пригодности, определения оптимального уровня производственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;
· отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психофизиологических функций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для медицинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
· информационно-консультативное отделение, которое предназначено для консультирования инвалидов, членов их семей, общественных организаций по вопросам реабилитации, оказания Правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной Форме об их правах и обязанностях, представления интересов инвалидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются кабинеты консультативно-правового просвещения, кабинет статистики ведутся статистическая отчетность, ее анализ;
· организационно-методическое отделение, которое предназначено для методического обеспечения деятельности реабилитационных учреждений различных типов, видов и уровней;
· опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации,
· культурно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы.
По мнению Е.Г. Свистуновой, в зависимости от ведущего направления деятельности реабилитационного учреждения в нем могут преобладать те или иные структурные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.
На наш взгляд, данная теоретическая модель вполне обоснована, но, к сожалению, ее реализация – пока еще дело будущего. Современное состояние системы социальной реабилитации в России находится на стадии своего становления.