Структура волевого действия

Лекция 6

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Понятие о воле

Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придержи­вающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к ре­шению стоящей перед ними задачи, или когда при столкно­вении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связы­вают с проявлениями их воли.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправ­ленных действий и поступков. Воля соотносится со всем созна­нием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В осно­ве этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие — активизирующуюи тормо­зящую.Иногда первую функцию обозначают термином побуди­тельнаяили стимулирующая.

Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. (Рогов)

При помощи волевого усилия человек не уничтожает непро­извольную активность, а только изменяет ее форму или подав­ляет внешнее проявление. Поэтому воля — это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность. (Рогов)

Основные признаки волевого действия

Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя, конечно, следует учитывать возможность совпа­дения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь пред­ставляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обы­денного поведения.

В противоположность непроизвольным со­знательные действия, более характерные для поведения челове­ка, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует воле­вое поведение. Однако, являясь по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сра­зу, волевые действия могут включать в себя в качестве отдель­ных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально со­знательный характер.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обус­ловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, стра­хом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание значения цели, а вместе с тем и осознание своего долга. Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В неко­торых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести к смерти субъекта. Подтверждением этого положения могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спор­тивных поединков. (Рогов)

Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения

Наличие воли играет большую роль в жизни человека.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для лю­дей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой во­ли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком. (Немов)

Структура волевого действия

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических про­цессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существу­ющей ситуации, говорят о простом волевомакте. Сложное воле­вое действиепредполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев.

Существенными моментами или фазами волевого про­цесса выступают: 1)возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие ре­шения;

4)исполнение.

Основным содержанием первой ступени в развитии волево­го действия является возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потреб­ность, их разделяют на влечение и желание. Если индивид осоз­нает лишь неудовлетворенность текущей ситуации и при этом сама потребность осознается недостаточно отчетливо, недифференцировано, а, следовательно, не осознаются пути и сред­ства к достижению цели, то мотивом деятельности является вле­чение. Влечение — смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как спе­цифическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопре­деленности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно». Из-за своей неопределенности влечение не может пе­рерасти в деятельность. Поэтому влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, ли­бо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая содер­жание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, кото­рый взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осу­ществлению. Желание как мотив деятельности характеризуется четкой осознанностью, породившей его потребности. Имея по­буждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, осознаются также при этом возможные пути и средства достижения цели.

В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается зна­чительным внутренним напряжением и представляет собой пе­реживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и обществен­ными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.

Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов: человек решается действовать в определенном на­правлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек чувствует, что даль­нейший ход событий зависит от него, и это порождает специ­фическое для волевого акта чувство ответственности.

Однако принять решение не означает выполнить его. Иног­да намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внут­реннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем — сроком. Если исполне­ние решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении.Намерение является внутренней подготовкой отсро­ченного действия, и представляет собой зафиксированную ре­шением направленность на осуществление цели. Так, напри­мер, ученик может принять решение (намерение) учиться со следующего года только на «отлично». Однако только намере­ния для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планиро­вания путей достижения поставленной задачи.

Спла­нированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное во­левое усилие. Волевое усилие переживается как сознатель­ное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилиемпонимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресур­сы человека и создающего дополнительные мотивы к дейст­вию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенап­равленного действия или удержание от нежелательных по­ступков.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодоле­вать, ослаблять и подавлять проявления непроизвольной активности, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сло­жившиеся стереотипы. При этом проявления непроизвольной активности нередко носят противоположную направленность по отношению к избранному волевому действию.

В процессе реализации волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка действий может даваться с точки зрения социально-политической, моральной, эстетической и т.п., а может выражать обобщенное интегрированное отношение к поступку. В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к поступку референтной группы. Именно эта групповая оценка является наиболее действенной для коррек­ции поведения индивида. Оценка исполнения представляет со­бой суждения одобряющие, оправдывающие или же порицаю­щие, осуждающие принятие решения и совершенные действия. Оценка сопровождается особыми эмоциональными пережива­ниями удовлетворения или неудовлетворения совершенным дей­ствием. Отрицательное отношение к выполненному действию часто сопровождается переживанием, сожалением о совершен­ном действии, переживанием стыда, раскаянии. Оценка высту­пает как мотив для продолжения, исправления или прекраще­ния последующей деятельности. (Рогов)

Наши рекомендации