Система медицинской реабилитации и ее нормативно-правовое обеспечение
Одним из первых правовых документов, определивших государственные позиции в сфере медицинской реабилитации инвалидов, можно считать Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов» (1992). Указ поручал внести изменения и дополнения в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, возложив на него формирование политики и осуществление мероприятий по профилактике инвалидности, медицинской реабилитации инвалидов.
Важным пунктом указа было поручение включить медицинскую реабилитацию инвалидов в гарантированный перечень медицинской помощи обязательного медицинского страхования. Кроме того, указ предоставлял возможность инвалидам получать санаторно-курортное лечение и лекарственные средства бесплатно или на льготных условиях. Наибольшие льготы были предоставлены инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территории других государств, инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, а также детям-инвалидам.
Указ свидетельствуют о намерении Президента Российской Федерации включить профилактику инвалидности и медицинскую реабилитацию инвалидов в число важных направлений государственной социальной политики.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) содержат гарантии проведения инвалидам различных видов медицинской реабилитации, а также включения ее в единый процесс комплексной реабилитации. В отдельной статье «Основ» сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку». Инвалидам с выраженными ограничениями жизнедеятельности предоставлялось право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на бесплатный уход на дому; родителям детей-инвалидов были предоставлены льготы, направленные на сохранение жизни ребенка-инвалида в семье, а не в закрытом специализированном учреждении. Законом также предусмотрены создание учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения пользованию техническими средствами с целью облегчения быта и профессиональной деятельности.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» можно считать одним из важнейших документов, направленных на развитие системы реабилитации инвалидов в России.
Инфраструктура медицинской реабилитации активно развивается начиная с 1980—1990-х гг., когда стали появляться новые типы учреждений — отделения восстановительного лечения в поликлиниках и больницах, центры и больницы физиотерапевтического и восстановительного лечения, санаторные учреждения, центры медицинской и социальной реабилитации для подростков и взрослых с ДЦП, кабинеты восстановительного лечения в специализированных школах, центры восстановительной терапии для инвалидов военной службы, центры патологии речи и нейроре-абилитации, центры лечебной физкультуры, мануальной терапии. Всего в настоящее время в утвержденную в 1999 г. номенклатуру учреждений здравоохранения входят 18 типов учреждений реабилитационной направленности. В 2000 г. в России функционировали 40 больниц восстановительного лечения общей мощностью около 5 тыс. коек, 820 отделений и кабинетов восстановительного лечения, а также специализированные стационарные и амбулаторные центры реабилитации.
В последние годы отделения медицинской реабилитации включены в структуру большинства областных, городских и районных больниц. На основании приказа Минздрава России (1999) для медико-социальной реабилитации больных и инвалидов были орга-
низованы дневные стационары, число которых в настоящее время составило 4 тыс., коечная мощность превышает 50 тыс., что создает условия для доступной медицинской реабилитации в условиях максимального приближения к месту жительства инвалидов.
При подведении итогов хода реформ и определении задач развития здравоохранения и медицинской науки в стране на перспективу до 2010 г. дальнейшее развитие сети больниц восстановительного лечения и медико-социальной помощи для реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности отнесено к числу приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения Российской Федерации.
Научно-методические основы восстановительного лечения разрабатываются в ведущих научно-исследовательских и научно-практических центрах страны, часть из которых организована недавно. К ним можно отнести Многофункциональный центр восстановительного лечения Минздрава России, Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, Институт медицинской реабилитации в Санкт-Петербурге, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн в Санкт-Петербурге, Институт курортологии и физиотерапии в Сочи. Создан Научно-методический центр Минздрава России по рассеянному склерозу, деятельность которого направлена на организацию и научно-методическое обеспечение медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с рассеянным склерозом — тяжелым аутоиммунным заболеванием центральной нервной системы, поражающим преимущественно людей молодого возраста. Приказом Минздрава России «О мерах по улучшению организации мануальной терапии в Российской Федерации» создан Центр мануальной терапии, органам здравоохранения субъектов Российской Федерации рекомендованы открытие кабинетов мануальной терапии, перепрофилирование части коечного фонда неврологических и ортопедических отделений. Создан Центр профпатологии Минздрава России (1996), в число основных задач которого включены учет и анализ инвалидности вследствие профессиональных заболеваний, разработка методов медицинской реабилитации больных и инвалидов этой категории. В медицинских учреждениях промышленных регионов начинает развиваться так называемая превентивная медицинская реабилитация, предотвращающая инвалидность вследствие профессиональных заболеваний.
В настоящее время особое внимание уделяется созданию сети учреждений для медицинской реабилитации участников и инвалидов военных событий в Чечне. Этот вопрос находится в поле зрения Государственной Думы Российской Федерации, Минздрава и Минтруда России.
Анализ организационно-правовых основ медицинской реабилитации инвалидов показывает, что в наибольшей степени они проработаны в отношении детей-инвалидов и профилактики инвалидности у детей. Это связано с тем, что за 1998 — 2001 гг. численность детей-инвалидов увеличилась более чем на 20 % и достигла 617 тыс. человек.
Вопросы медицинской реабилитации детей-инвалидов с нарушениями умственного и физического развития находили отражение в нормативных документах еще дореформенного периода. Так, Постановление Совета Министров СССР «Омерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства» (1984) регламентировало проведение восстановительного лечения детей-инвалидов, особенно находящихся в домах-интернатах, училищах, техникумах. Во исполнение этого документа интернаты для детей-инвалидов прикреплялись к лечебно-профилактическим учреждениям, оснащались современным медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, квалифицированными медицинскими кадрами. Был определен перечень обязательного оборудования медицинских кабинетов, больниц (отделений) восстановительного лечения для проведения реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. Академии медицинских наук было поручено осуществлять разработку современных методов реабилитации детей-инвалидов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1992) в субъектах Российской Федерации начали создаваться новые учреждения для детей, в том числе учреждения медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. Минтрудом России совместно с Минздравом России и Минобразованием России утверждено «Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков» (1994). Приказом Минздравмедпрома России «О совершенствовании системы информационного обеспечения проблем детской инвалидности в Российской Федерации» (1996) была поставлена задача налаживания государственной системы учета детей-инвалидов.
Приказом Минздрава России (1996) организована работа учреждений медико-социальной реабилитации подростков и взрослых с последствиями детского церебрального паралича. Эта патология является весьма распространенной причиной инвалидности детей. В системе здравоохранения функционирует три специализированных реабилитационных центра, осуществляющих медико-социальную реабилитацию для этой категории инвалидов, — в Москве, Казани и Калуге. По мнению Минздрава России, этого количества явно недостаточно и необходимо создавать такие центры в других субъектах Российской Федерации. В приказе приведены типовые реабилитационные программы, включающие физиоте-
рапию, психотерапию, психологическую коррекцию, коррекцию речи и слуха, механотерапию, массаж, бальнеотерапию, рефлексотерапию, мануальную терапию, которые реализуются на основе индивидуальных программ реабилитации.
В системе социальной защиты населения к 1999 г. в субъектах Российской Федерации действовало более 400 реабилитационных центров (отделений) для детей-инвалидов. 34,7 % из них осуществляли реабилитацию детей с последствиями детского церебрального паралича и нарушениями опорно-двигательного аппарата, 21,5% — с нарушениями умственного и физического развития, 20 % — с соматической патологией, 14,1 % — с нарушениями слуха, 9,6 % — с нарушениями зрения. Оснащение этих учреждений реабилитационным оборудованием осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», принимавшейся постановлениями Правительства Российской Федерации в 1996, 1998, 2002 гг.
Приказом Минздрава России (1996) введен аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни, направленный на создание единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей и их реабилитации. Он предусматривает трехэтапное обследование новорожденных в родильных домах и поликлиниках с помощью звукореактотеста, при подтверждении нарушений — проведение адекватных реабилитационных мероприятий (слухопротезирование, сурдопедагогические занятия).
Как следует из Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации (2000), для проведения медицинской реабилитации детей-инвалидов организовано 8 федеральных реабилитационных центров, более 200 реабилитационных центров находятся в ведении органов здравоохранения субъектов Российской Федерации. Для организационно-методического руководства деятельностью этих учреждений создано Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов с умственными и физическими недостатками. Приказом Минздрава России (1998) создан Научно-учебно-методический центр реабилитации и социальной адаптации детей с врожденными и наследственными заболеваниями нервной системы.
При утверждении Списка главных специалистов Минздрава России в него включена должность «главный специалист по детской реабилитологии».
Приказом Минздрава России создан Экспертный совет по оказанию медико-социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения. Он предназначен для определения стратегии медико-социальной реабилитации этих категорий инвалидов, разработки рекомендаций организационного, методического и научного характера.
Важное место в структуре восстановительного лечения занимают физическая активность и рекреационная деятельность — лечебная физкультура, подвижные игры, плавание, занятия на тренажерах. Они направлены на восстановление временно нарушенных функций, двигательных умений и навыков, на подъем физических сил, профилактику утомления, повышение жизненной активности, преодоление неблагоприятных последствий гиподинамии, которая очень часто имеет место у инвалидов, а также на укрепление их уверенности в своих силах, создание положительного эмоционального тонуса, обеспечение психофизиологического комфорта.
Однако в последние годы в этой сфере сложилась кризисная ситуация. В настоящее время в стране функционирует государственная сеть врачебно-физкультурных диспансеров, центров медицинской реабилитации и профилактики, включающая 358 учреждений, появилось большое количество спортивно-оздоровительных клубов, тренажерных залов различных форм собственности, однако возможности инвалидов для проведения реабилитации в них крайне ограничены. Государственные учреждения занимаются в основном медицинским обеспечением физкультуры и спорта здоровых людей и спортсменов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в частных тренажерных залах и бассейнах для большинства инвалидов невозможно в связи с платным характером услуг.
На исправление положения в этой сфере направлен приказ Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»
(2001).
В нем отмечено, что реабилитация больных и инвалидов средствами лечебной физкультуры — одно из основных реабилитационных направлений. Органам здравоохранения субъектов Российской Федерации предлагается оказывать всемерное содействие развитию учреждений восстановительного лечения, применяющих методы физической активности, в частности, использовать для этих целей дневные стационары, обеспечив их необходимым оборудованием и специалистами.
Для организационно-методического руководства по внедрению методов физической активности в деятельность по реабилитации больных и инвалидов созданы Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава России, НИИ спортивно-оздоровительных технологий в Санкт-Петербурге. На них возложена обязанность по разработке новых методов лечебной физкультуры, массажа, по апробации и внедрению новых форм физической активности инвалидов. Создана Ассоциация специалистов по спортивной медицине, лечебной физкультуре и реабилитации больных и инвалидов.
Вопросы для самоконтроля
1.Какова потребность в медицинской реабилитации различных кате
горий инвалидов?
2. Какие основные нормативно-правовые акты касаются обеспечения
медицинской реабилитацией инвалидов?
3. Каковы современное состояние и перспективы развития системы
медицинской реабилитации?
Литература
1.Разумов А.М. Восстановительная медицина — новое интегральное
направление технологий оздоровления и медицинской реабилитации ,//
Материалы конференции «Актуальные вопросы общей медицины». — М.,
2002.
2. Смычек В. Б., Гракович А.А., Сущенко Е.Ф. Проблемы инвалидно
сти и основные пути их решения // Проблемы реабилитации. — 2000. —
№ 2.
3. Ширанович М. П., Ткаченко В. С. Организационно-методические ос
новы региональной службы реабилитации инвалидов: Методические ре
комендации. — М., 1998.
4. Шевченко Ю.Л. Медико-социальная реабилитация инвалидов //
Проблемы реабилитации. — 2000. — № 2.
5. Полунин В. С, Рябова Л. М. Разработка проблем медицинской реаби
литации в рамках ВОЗ // Актуальные вопросы медицинской реабилита
ции и физической терапии. — Л., 1998.
6. ОсадчихА.И., Лузин СИ., Лаврова Д. И. и др. Проблемы инвалидно
сти в России: состояние и перспективы. — М., 2002.
7. Малеева Т.М., Васин С. А., Голодец О.Ю., Бесфамильная С. Ф. Инва
лиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и
перспективы социальной политики. — М., 1999.