Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга
Рис. 11 131
Обобщенная таблица, передающая соответствие всех трех уровней, выглядит так:
Уровень | Точка сборки (предмет) реальности | Свойства | Отношение к бытию | Перцептивные позиции |
Инструментальный или ассоциированный | Материальный мир и тело | Живущий здесь и теперь | Деятельность без бытия | 1 и2 |
Интенциональный или диссоциированный | Сознание | Говорящий и думающий | Бытие в деятельности | Зи4 |
Смысловой или универсальный | Душа и Дух | Безграничный и обладающий ресурсами | Чистое бытие |
Остается добавить, что во все том же контексте благополучия, согласно концепции транзактного анализа и глубоко уважаемым нами В. В. и Г. А. Макаровым («Транзактный анализ — восточная версия»), всех людей можно разбить (или подразделить на три уровня или класса: неблагополучников, середняков и благополуч-ников, каковые (уровни или классы), в свою очередь, делятся на три подуровня или подкласса. В связи с тем, что по закону нормального распределения в этом мире довлеют все-таки середняки (а также по ряду других, приведенных далее соображений), изобразим все это в виде своеобразного «яйца» (см. рис. 12).
Разумеется, подобное «яйцо» можно построить как для удачливости (как это уже сделано в транзактном анализе), так и для совершенства. При этом следует учесть, что к определенному уровню и классу благополучия человек может быть отнесен как в целом, так и по отдельным областям своей жизнедеятельности (здоровью, взаимоотношениям, любви, сексу, деньгам или работе). Так, например, многие благополучные в плане денег биз-
несмены чрезвычайно нуждаются в консалтинге, психокоррекции и психотерапии или коучинге вследствие того, что наряду с многомиллионным счетом в банке имеют: посредственное здоровье; испорченные межличностные и/или внутрисемейные взаимоотношения; практически полное отсутствие любви, а иногда и секса; и изматывающе-изнуряющую, но уже не приносящую никакого удовлетворения работу...
Абсолютные благополучники или принцы |
Благополучники |
Полные благополучники Слабые (хрупкие) благополучники |
Крепкие середняки (малоблагополучники) Полные середняки (покрайнемерщики) Слабые середняки (коекакеры) |
Слабые неблагополучники Полные неблагополучники |
Абсолютные неблагополучники (лягушки) |
Рис. 12
Середняки
Неблагополучники
Поскольку и совершенство и удачливость, прежде всего и более всего определяются программами жизнедеятельности и «картами» реальности, Главным Постулатом Восточной версии нейропрограммирования является следующий:
Качество жизни или благополучие человека ничуть не лучше качества его программ жизнедеятельности и «карт» действительности.
Нельзя также не упомянуть, что совокупность имеющихся у человека карт создает его туннель реальности или иначе Модель Мира. А система программ жизнедеятельности — его жизненные сценарии в трактовке, близкой к используемой в транзактном анализе.
Теперь рассмотрим способы повышения совершенства и удачливости человека, для чего обратимся к некоторым методологическим проблемам Восточной версии нейропрограммирования как области профессиональной деятельности.
Глава 3. Методология Восточной версии
нейропрограммирования как области
профессиональной деятельности
Модель человеческой психики
Как известно, успех любой профессиональной деятельности определяется осознанием четырех важнейших моментов (По: В. Козлов. «Истоки осознания». С дополнениями):
• предмета или материала, с которым мы работаем
• объекта или того, на ком или на чем мы работаем с этим материалом
• цели или того, что с этим хочется сделать, и
• способа(ов) достижения цели.
Поскольку НЛП в любой из существующих его разновидностей «работает» с человеком, предметом Восточной версии нейропрограммирования — как, впрочем, и любого направления психотерапии — является человеческая психика. Используемая при этом модель данной психики во многом определяет то, каким именно образом осуществляются изменения. Так вот, в Восточной версии нейропрограммирования используется такая «карта» внутреннего мира человека, как «яйцо» Р. Ассаджо-ли (см. рис. 13).
1. Низшее бессознательное.
2. Среднее бессознательное.
3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное.
4. Поле сознания.
5. Сознательное «я».
6. Высшее Я.
7. Коллективное бессознательное.
Рис. 13
Предмет и объект ВВН
Как оказалось, эта теоретическая модель оказалась чрезвычайно продуктивной для анализа очень многих областей Восточной версии нейропрограммирования.
Во-первых, с точки зрения предмета (или материала, с которым мы работаем), «яйцо» Р. Ассаджоли позволяет довольно легко как бы «развести» предметные области консалтинга, психокоррекции, коучинга и психотерапии. Как известно, в современной науке все еще не выработаны соответствующие критерии, хотя в кругу консультантов и психотерапевтов существует некое негласное соглашение о том, что психотерапия — это работа с невротиками, а консультирование — с если и не со здоровыми, то уж, во всяком случае, не с больными людьми. Приобретший за последние годы весьма большую популярность коучинг (точнее —г та его разновидность, которая именуется «коучинг с большой буквы»), вообще как бы поглотив в себя и консультирование, и психотерапию (а заодно еще и бизнес — и политический консалтинг). Да так, что ныне все «продвинутые» психологи, психотерапевты и тренеры враз стали коучами (правильнее — коучерами, ибо это англо-американский эквивалент французского слова «кучер», сиречь перевозчик), ни на йоту не изменив при этом стиль и характер
своей деятельности. Все это, как минимум, несерьезно, так как для выделения новой предметной области в ней должны обнаружиться «различия, порождающие различия» (Г. Бейтсон). А в коучинге в качестве таковых обычно указывают только лишь тотальность (т.е. здесь мы занимаемся буквально всем, чем придется: всем, что понадобится клиенту) и полевой характер деятельности (а занимаемся мы этим всем не в своем любимом кабинете, а везде, где осуществляется жизнедеятельность клиента), что представляется явно недостаточным. Так вот, в Восточной версии нейропрограммирования предметом психотерапии в основном является материал из нижнего бессознательного клиента; консалтинга (и психокоррекции) — среднего бессознательного; а коучинга, как личного развития человека в нетерапевтическом аспекте, — высшего бессознательного (что, конечно же, не исключает частичного взаимоперекрытия выделенных предметных областей (см. рис. 14).
Коучинг Психокоррекция |
Консалтинг Психотерапия |
Рис. 14
Во-вторых, с точки зрения объекта, становится ясно, что основными пользователями НЛП-психотерапии действительно выступают невротизированные неблагополуч-ники; НЛП-психокоррекции и консалтинга — преимущественно середняки, а НЛП-коучинга — благополучни-ки (точнее, те, кто хотят ими стать). А сам процесс становления внутреннего благополучия на всем отрезке пути из «лягушек в принцы» протекает по цепочке психотерапия —» псикокоррекция и консалтинг —> коучинг.
Цели и способы их достижения
Продолжая данный анализ, можно сказать, что (в-третьих) в контексте целей главной задачей психотерапии становится реадаптация индивида в социуме, т.е. доведение неблагополучников до уровня середняков; консалтинга и психокоррекции — обеспечение успешной социализации, а также расширение автономии и зоны комфорта (т.е. становление и упрочивание устойчивых середняков), а коучинга — превращение этих середняков в благополучники, т.е. вышеупомянутое развитие личности в нетерапевтическом аспекте.
Ну а в-четвертых — с точки зрения способов достижения целей — именно здесь получает полное теоретическое обоснование эмпирически выведенная нами структура техник Восточной версии неиропрограммирования (подробнее, см. далее). В этой структуре психотерапия неблагополучников как переработка материала из преимущественно низшего бессознательного осуществляется за счет психокоррекции Самостоятельных Единиц Сознания, а также психотерапии личной истории и сценариев жизнедеятельности. Консалтинг и психокоррекция середняков на материале из среднего бессознательного производится с использованием «классических» психотехнологий прояснения карт (раскрутки, мета-модель, рефрейминг и т.п.) и изменений программ (якорения, взмахи, репетиции поведения и т.п.). Ну а коучинг «кандидатов в принцы» делается с применением психотехнологий Нового Кода и другой половины НЛП с преимущественной опорой на уровень мета.
В свете вышесказанного можно, конечно же, отметить, что с точки зрения подхода к коучингу, как обеспечения перемещения «клиента из пункта А (нежелаемого состояния) в пункт Б (состояние желаемое), все «путешествие» из «лягушек в принцы» может быть названо Большим Коучингом (очень большим...). Однако в этом случае психотерапия и консалтинг просто исчезают, как бы растворяясь в этом БК. В связи с этим (и в соответствии с созданной нами моделью нейрологических уровней — см. Введение) мы, как относительно самостоятельные, выделили следующие три вида коучинга:
• инструментальный (коучинг окружения, поведения и способностей)
• интенциальный (коучинг намерений, ценностей и убеждений) и
• смысловой (коучинг идентичности (сущности), миссии и смысла).
О точке сборки реальности
Теперь следует объяснить, что к еще одному отличию Восточной версии нейропрограммирования от классического НЛП является разрабатываемая нами концепция возникновения и устранения патологий, целиком и полностью базирующаяся на модели Точки Сборки Реальности (TCP). Как известно, понятие точки сборки впервые ввел К. Кастанеда, причем, согласно Томасу, под ней подразумевается «... место внутри структуры светящегося кокона человека, где происходит сборка восприятия... Она представляет собой круглое, очень яркое, блестящее пятно размером примерно с теннисный мяч» (По: Томас «Обещание силы», с. 406).
В Восточной версии нейропрограммирования мы используем совершенно другую интерпретацию. Согласно этой интерпретации, вторичная реальность, в которой живет человек, обычно собирается им вокруг определенных условных точек, каковые выступают своеобразными системообразующими элементами. Внедрение, включение или возникновение TCP по так называемому закону ряби (это когда от камня, брошенного в воду, расходятся
далеко идущие круги), способно полностью изменить фрагмент или даже всю вторичную реальность. Например, некачественный ужин может стать причиной для возникновения предположения о том, что жена является плохой хозяйкой (первый круг сборки реальности), далее о том, что она просто плохая жена (второй круг), а после о том, что клиенту не повезло с семейной жизнью (третий круг) и даже о том, что ему не повезло с жизнью как таковой (четвертый круг). В результате данный клиент может впасть в состояние устойчивого гипноза проблемы, которая, при всей ее кажущейся надуманности, является для него вполне реальной. С помощью, например, мета-модели мы как бы разбираем «жемчужину проблемы» до образовавшей ее «песчинки», а посредством рефрейминга предлагаем иную Точку Сборки Реальности. Важно здесь то, что практически любое воздействие специалиста по НЛП является системообразующим, а последствия от него могут быть весьма серьезными (в идеале — меняющими всю жизнедеятельность клиента в более экологическом плане и направлении). А искусство психотерапевта как раз и заключается в подборе таких TCP; которые меняют все, причем сразу и навсегда.
Так вот, в свете вышеизложенного по методологии Восточной версии нейропрограммирования как области профессиональной деятельности, становиться достаточно очевидным, что обобщенная TCP неблагополучников находится в низшем бессознательном; середняков — в бессознательном среднем, а благополучников — в бессознательном высшем. И, возможно, не случайно, структура мира у древних славян так же включала три сектора и изображалась в качестве яйца (см. рис. 15; ну а соответствующие выводы мы предлагаем сделать вам самостоятельно).
Высшее бессознательное |
Правь |
Благополучники |
Среднее бессознательное |
Середняки |
Явь |
Неблагополучники |
Низшее бессознательное |
Навь |
Рис. 15
Глава 4. Модели «Мерседес-SK»
и «ADDA» как основы планирования
и осуществления изменений
Структура модели «Мерседес-SK»
Для конкретной или, если хотите, практической репрезентации материала, с которым мы работаем, в Восточной версии неиропрограммирования используется модель, которую мы назвали «Мерседес-SK» (рис. 16).
Состояние |
Поведение |
Образы Я |
Убеждения |
Контекст |
Рис. 16 140
Отличия моделей «Мерседес» и «Мерседес-SK»
Справедливости ради надо сказать, что она, с одной стороны, является логическим развитием достаточно известной в Нейролингвистическом программировании (и ранее описанной в этой книге) модели «Мерседес», включающей три сектора (внутреннее состояние, внешнее поведение и внутренняя переработка), каковые окружает адаптивная реакция, а с другой, «восходит» к постулированной еще в начале прошлого века структуре социальной установки как включающей в себя аффективный (эмоции), конативный (поведение) и когнитивный (нечто познавательное) аспекты. Однако модель «Мерседес-SK» достаточно сильно отличается от своих предшественников (т.е. имеет «различия, создающие различия»).
Во-первых, в ней четко разделены содержательные и обеспечивающие процессы (точнее — элементы) в психике человека (так, в классической модели «Мерседес» в состав сектора «внутренней обработки» входят субмо-
- дальности как нечто содержательное, в то время как в Восточной версии НЛП они обеспечивают функционирование программ и карт Образов Самого Себя, состояний, поведения, убеждений и реакций на убеждения в качестве своеобразных микрокодов).
Во-вторых, идентичность как система Образов Самого Себя (каковая во все той же «классической» модели
' опять-таки оказывалась «втиснутой» во внутреннюю об-работкуО), заняла в модели «Мерседес-SK» достойное место центрального элемента психики человека, объединяющего и организующего и его состояние, и его поведение, и его убеждения, и, конечно же, реакцию на окружение.
Основные постулаты модели «Мерседес-SK»
Впрочем, оставим теоретические дискуссии и обратимся к модели «Мерседес-SK». Согласно ей, человеческая жизнедеятельность протекает в некоем окружении
(которое, правда, представлена в виде уже известной вас вторичной реальности), каковое он использует и осваивает за счет системы адаптивных реакций, включающих состояния (души и тела), способы поведения и систему убеждений (а также пресуппозиций и мысленных стретегий). При этом неким объединяющим началом для всего этого является совокупность Образов Самого Себя как содержательно-процессуального аспекта идентичности человека (не случайно последнюю как раз и определяют как «...представления, организующие способности, убеждения и поступки человека в целостную единую систему знаний о себе и своем Я-образе (По: «Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов». Сост. В. Морозов, с. 40. Курсив наш. — С.К.).
Наиболее адекватной данная модель представляется для области среднего бессознательного (то есть именно там она более всего и пригодна), хотя, с другой стороны, «Мерседес-SK» способен достаточно полно описывать все пространство психики человека, выступая в качестве некой горизонтальной ее составляющей (рис. 17).
Рис. 17
То есть мы вполне можем констатировать наличие как мета- (для высшего бессознательного), так и суб-(для бессознательного низшего) уровней Образов Самого Себя, состояний, поведения и убеждений. В первом случае можно говорить о репрезентации своей Божественности, а во втором — Низменности: и все в рамках модели «Мерседес SK».
Оставим, однако, детальное рассмотрение этого вопроса для более поздних публикаций, а пока вернемся к
области психокоррекций, для которой, собственно, эта модель вначале и создавалась. И отметим, что, во-первых, любая жалоба (или запрос) клиента может быть достаточно четко расклассифицирована по модели «Мер-седес-SK», а, во-вторых, она позволяет достаточно четко рассклассифицировать психотехнологии, используемые в Восточной версии нейропрограммирования.
В первом случае речь идет о том, что уже сама по себе формулировка жалобы или запроса клиента позволяет отнести репрезентируемое нарушение к определенной области (сектору) модели «Мерседес SK» (и, соответственно, подобрать техники психокоррекции). Например, жалоба типа «Меня достали!» преимущественно касается окружения; «Мне плохо» — состояния, «У меня не выходит» — поведения; «Я не понимаю или не верю» — убеждений, а «Я какой-то никакой» — Образов Самого Себя. Соответственно (во втором случае) и техники психокоррекции (но не психотерапии) в Восточной версии нейропрограммирования делятся на психотехнологии:
• контекста
• состояний
• поведения
• убеждений и
• Образов Самого Себя.
Модель «ADDA»
Следует добавить, что с точки зрения собственно осуществляемых изменений, в Восточной версии нейропрограммирования принцип ассоциации-диссоциации рассматривается как вполне конкретное психологическое воплощение в практике жизнедеятельности в общем и трансформаций в Сознании и Теле, в частности, другого, более фундаментального принципа Р. Ассаджолли: отождествления и разотождествления (По: Р.Ассаджолли «Психосинтез»). Как известно, главным здесь является положение, по которому мы не властны ни над чем, с чем мы отождествились, но можем легко управлять всем тем, с чем разотождествились. Соответственно, в качестве основной и базовой нами принята так называемая
(нами же) «модель АДДА», суть которой можно передать следующей схемой, в которой А соответствует ассоциированности, Д — диссоциированное™, а «+» и «—» — характеру переживания: позитивному или негативному. А- -> Д- -> Д+ -> А+ Согласно данной модели, любое изменение в Сознании и Теле человека начинается с ассоциированной репрезентации чего-то неприятного (А), каковая любым известным способом переводится в диссоциированное состояние (Д~) — также неприятное, но, в силу диссо-циированности, куда как менее, а, к тому же, еще и управляемое. Это самое Д~ переводится в Д+ (что, как вы уже поняли, действительно и зачастую даже легко возможно именно в силу разотождествленности — диссо-циированности), после чего возвращается клиенту в виде А , т.е. ассоциированной репрезентации чего-то уже либо нейтрального, либо даже приятного...
Состав и структура психотехнологий Восточной версии нейропрограммирования
Однако любые изменения в клиенте и его жизни, в конечном (не только конечно) счете и осуществляются за счет определенных техник и реализующих их психотехнологий Нейролингвистического программирования. Ныне их насчитывается несколько сотен, причем весьма любопытно (и очень характерно), что даже школы и направления прикладной психологии и психотерапии, не слишком приветствующие (это еще мягко сказано) НЛП, охотно пользуются его методическим арсеналом.
В Восточной версии нейропрограммирования вся совокупность психотехнологий изменений достаточно жестко подразделяется на техники:
— консалтинга,
— психокоррекции,
— психотерапии и
— коучинга.
Инструментарий консалтинга в нашей редакции включает в себя психотехнологии:
— работы с обыденными проблемами,
— консультирования сложных проблем,
— прояснения проблем и решений,
— определения, формулирования и оформления целей,
— консультирования осуществления изменений,
— прояснения нерешаемых проблем,
— поиска нестандартных решений,
— создания мотивации к изменениям. Инструментарий психокоррекции в соответствии с
моделью «Мерседес SK» состоит из психотехнологий работы над проблемами:
— окружения,
— состояний,
— поведения,
— убеждения и мышления, а также
— образа собственного «Я».
Инструментарий психотерапии репрезентируется в двух очень крупных методических комплексах, а именно:
• психотерапии личной истории, включающей в се
бя психотехнологии работы с
— прошлым клиента,
— его будущим, а также
— сценариями его жизнедеятельности;
• психокоррекции самостоятельных единиц состоя
ния, состоящей из психотехнологий работы с
— субчастями,
— частями и
— субличностями клиента.
Наконец, инструментарий коучинга в Восточной версии НЛП включает в себя психотехнологии:
— инструментального,
— интенционального и
— смыслового коучинга.
Полностью описание всего методического комплекса Восточной версии неиропрограммирования мы осуществили и осуществляем в других своих книгах. Однако внимательный читатель может убедиться, что именно вышеописанная их структура достаточно четко прослеживается и в этом учебном пособии.
Глава 5. Основные положения Восточной версии нейропрограммирования
Семь заповедей ВВН
Очень кратко, основные положения Восточной версии нейропрограммирования можно свести к следующим «семи заповедям».
1. В практическом плане (эффективности и счастливости) Восточная версия нейропрограммирования есть мета-наука о человеческом благополучии (эффективности и счастливости) как следствия совершенства и удачливости. Вданном случае под мета-наукой понимается любая научная дисциплина, которая может быть использована в целой совокупности предметных и объектных областей, объединенных единой универсальной методологией. К таковым, например, относятся математика и кибернетика, хотя справедливости ради надо сказать, что возможности Нейролингвистического программирования намного уже, нежели у вышеприведенных супер-мета-наук.
2. В общеметодологическом плане Восточная версия нейропрограммирования суть эврастическая наука, отвечающая на вопрос «Как?»(в данном случае — добиться благополучия, совершенства и удачливости). Как известно, в научном познании выделяются два подхода: эпистемологический, отвечающий на вопрос(ы) «Что происходит (случилось)?» и «Почему происходит (случилось)?» И эвристический, изначально ориентированный на вопрос «Как сделать это происходящее лучше или лучшим?» В данном методологическом плане классическая психология безусловно является эпистемологической наукой, а Нейролингвистическое программирование — эвристической.
3. В конкретно методологическом плане Восточная версия нейропрограммирования есть наука, ориентированная на работу с информацией как с первой и исходной ипостасью любого процесса и явления.В этом
плане человек может быть представлен как совокупность или система, состоящая из трех аспектов или планов:
• материального (тело, его органы и клетки),
• энергетического (меридианы внутри тела и аура вне его) и
• информационного (закодированная в нейросети информация и программы ее использования).
Из этих трех аспектов или планов именно информационная ипостась способна стать основой для преобразования ипостасей энергетической и материальной. А любые изменения материального субстрата или энергетических параметров, не сопровождающиеся изменением соответствующей информационной составляющей, оказываются малоэффективными, нестойкими и неустойчивыми. Так, например, эффект лечения определяется не столько качеством используемых лекарств и процедур, сколько верой пациента в предлагаемое лечение и уверенностью врача в том, что оно принесет исцеление. А население нашей страны успешно излечивается у ничего из себя не представляющих экстрасенсов — и все потому, что верят и в магию, и в данного конкретного мага...
4. В теоретическом плане Восточная версия нейро-программирования исходит из аналоговой модели, согласно которой человеческую психику можно представить в виде белково-коллоидного компьютера.В этом компьютере зона осознания соответствует дисплею; сознание — оперативной памяти, а бессознательное — системному блоку и «винчестеру». Помимо этого, именно в бессознательном человека находится некая система или структура, отвечающая за связь с Коллективным бессознательным или ноосферой: аналог модели, связывающей обычный компьютер с системой Интернет.
5. Содержание человеческого белково-коллоидного компьютера составляют (восновном) «карты» реальности и программы жизнедеятельности.Качество жизни человека определяется качеством его «карт» и программ и может быть значительно улучшено посредством их совершенствования.
6. Основные «карты» реальности и программы жизнедеятельности находятся в бессознательном человека
и, к сожалению, оказываются относительно недоступны прямому вмешательству. Вто же время в бессознательном человека находятся практически неограниченный объем ресурсов для самосовершенствования. И как следствие непрерывной записи и последующего хранения всей без исключения информации, которую человек получает через органы чувств. И, как результат, получения специальной или дополнительной информации из Коллективного Бессознательного или ноосферы.
Еще в шестидесятых годах прошлого века нейрофизиологи установили, что по неизвестным пока причинам мозг любого человека как бы постоянно пишет непрерывный голографический фильм о его жизни, а значит, потенциально все мы гении и энциклопедисты, ибо при определенных условиях (в глубоком трансе или под действием точечной электростимуляции через введенные под черепную коробку электроды) можем не только детально вспомнить какой-то отрезок своей жизни, но и любую из не то что прочитанных, а просто пролистанных книг, с точностью до запятой. Еще раньше знаменитый духовный лидер Шри Ауробиндо утверждал и хорошо обосновывал, что все великие прозрения, идеи и открытия суть полученные из «Космического интернета» сообщения, а те, кто их получили, просто доросли до этого самого получения, как бы «включив» или настроив собственный «модем». А в 1998 году британские неврологи вообще обнаружили, что в бессознательном человека находится вся информация о Мироздании — вот только в закрытом для использования состоянии. И, похоже, что то, что именуется состоянием Просветления (в христианстве), Фейа (в мусульманстве); Мокша и Са-мадхи (в индуизме), Сатори (в буддизме) и есть условие получения всей этой информации, а также переход к бытию в первичной реальности.
7. По-видимому, доступ к бессознательному человека осуществляется через правое — интуитивное — полушарие его мозга.Как известно, в прошлом веке Р. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной специализации полушарий человеческого мозга и доказал, что левое полушарие рационально
имыслит в словах, знаках, цифрах, графиках и т.п., в то время как правое полушарие интуитивно и мыслит в ощущениях, образах, звуках и символах. Позднее Т. Голуэй пришел к выводу, что речь идет не просто о двух полушариях, но о двух индивидуальностях одного и того лее человека: левополушарном Скептике и правополу-шарном Гении. Так вот, именно возможности этого гения и использует Восточная версия нейропрограммиро-вания, одновременно их и изучая.
Таким образом, если бы нам предложили выделить суть Восточной версии нейропрограммирования в виде этаких слоганов, ими бы были Благополучие, Эффективность и Счастливость, а также Эвристичность, Правопо-лушарность и Интуитивизм.
Концепция четырех реальностей
Теперь еще одно — весьма важное. В современном Нейролингвистическом программировании — подчеркиваю: современном, ибо во многом отечественное НЛП застряло где-то в начале 90-х годов — существует еще одна (и весьма важная в рамках этой книги) «реальная» модель, а именно, концепция четырех реальностей В. Мак Вини и П. Янга (По: П. Янг «Метафоры и модели изменений»).
В отличие от вышеперечисленных, она изначально создавалась именно как способ описания основных параметров субъективного бытия человека в данном более или менее объективном мире. Основополагающими в этой концепции явились ориентации человека либо на правила/истины (унитарнаяреальность в терминологии авторов), либо на факты и доказательства (реальность сенсорная),либо на чувства и ценности (социальнаяреальность), либо на идеи и творчество (реальность мифическая, или, у нас, мистическая) — см. рис. 18.
Данная иллюстративная таблица может, кстати, служить и своеобразным тестом для выявления того, в какой именно реальности живет конкретный индивидуум. Для этого иногда достаточно просто спросить его, какие понятия из приведенных в клетках таблицы — прави-
ла/истины; факты/доказательства; чувства/ценности или идеи/творчество, так сказать, наиболее близки ему по духу. И не поверить и перепроверить, просто прислушиваясь к речи и наблюдая за манерой поведения. Ибо для представителей унитарной реальности, например, характерны такие высказывания, как «Мы должны следовать правилам»; «Только так и никак иначе мы можем добиться цели» или даже «Кто не с нами, тот против нас и ему здесь не место». «Жители» сенсорной реальности куда как более сдержанны в выражениях и предпочитают сентенции типа «этому должно быть логическое объяснение»; «Всегда можно найти несколько способов» и «Так будет логичней». «Последователи» социальной реальности просто обожают говорить о том, что «Мы должны принимать во внимание другие (чужие) мнения»; «Что об этом скажут или будут думать люди», а «Главное — общее благо» («Счастье всем и чтоб никто не ушел обиженным)». Ну а обитатели мифической реальности предпочитают «словоблудничать», говоря «Давайте-ка посмотрим, что с этим можно сделать», «Было бы здорово, если бы...» и «Это напоминает мне одну историю...».
Унитарная | Сенсорная |
реальность | реальность |
Правила / Истины | Факты / Доказательства |
Мистическая | Социальная |
реальность | реальность |
Идеи / Творчество | Чувства / Ценности |
Рис. 18
При этом «унитарщики» не терпят глупцов; добиваются своего во что бы то ни стало; и предпочитают стиль давления и запугивания. «Сенсорики» предпочитают отстраненность и невовлеченность в ситуацию; и стараются не руководствоваться ничем кроме логики. «Социалы» постоянно «читают» (в энэлперском смысле) чужие мысли, строя предположения, касающиеся отношений, взаи-
моотношений и реакций других (и с другими); но в основном почти сладострастно предвкушая очередное унижение, обвинение или угрозу. Ну а «мистики», проявляя экспансивность, оригинальность и порой ненужный сарказм; относятся ко всему как к игре; и вообще могут легко увлечься второстепенным, «растекшись мыслью по древу».
В стрессе и конфликте представители унитарной реальности обычно занимают позицию Обвинителя; сенсорной — Компьютера; социальной — Жертвы; а унитарной — Уравновешивателя или Флюгера. Ну а в рамках организаций (организационной культуры) «унитар-щики» являются ярыми представителями так называемой культуры Зевса, (каковой, по образному выражению, «мечет молнии, когда гневается, и сыплет золотом, когда соблазняет») точками сборки которой выступают власть и кнут, а ресурсами — информация и харизма. «Сенсорики» относятся к культуре Аполлона, в которой главной является роль, а принципами — позиции и процедуры. «Социалы» обычно строят культуру Дионисия, «собираемую» вокруг экзистенциализма и личности по весьма спорному принципу, согласно которому организация существует лишь для того, чтобы служить и помогать людям внутри нее. Ну а «мистики» являются приверженцами культуры Афины, где обобщенной точкой сборки выступает задача, а базовыми ресурсами и принципами — опыт, талант и креативность.
Направления современного НЛП
Пожалуй, самое интересное следствие из вышеприведенной модели заключается в том, что и основные течения или направления современного Нейролингвистического программирования также довольно легко укладываются в «прокрустово ложе» четырех реальностей. И, согласно П. Янгу («Метафоры и модели НЛП», с. 386), распределяются в ней так, образуя своеобразные версии данной науки, что, кстати, определяется и архетипами ее представителей (см. рис. 19).
Реальность Архетип | Модель (версия) НЛП | Персоналии НЛП и акцент |
Унитарная Воин | Внешнее поведение (конативная) | Джон Гриндер, Тони Роббинс Физиология и поведение |
Сенсорная Мудрец | Внутренняя обработка (когнитивная) | Ричард Бандлер, Роберт Дилтс, Стив Андреас Стратегии, субмодальности (качества, характеристики) |
Социальная Герой | Внутреннее состояние (аффективная) | Лесли Камерон-Бэндлер, М.Холл Эмоции, чувства |
Мифическая Волшебник | Видение мира (имажинативная) | Милтон Эриксон, Дэвид Гордон Гипноз, Метафоры, Истории, Воображение |
Рис. 19
На наш взгляд, отнесение Д. Гордона к представителям мифического направления в НЛП (при всем уважении к этому действительно блестящему специалисту) только лишь по, так сказать, инструментальному признаку, выглядит явной натяжкой (да и можно ли вообще соединять паттерны — типа физиологии и прочего — и инструменты — вроде гипноза и метафор — в одной классификации). Но тогда получается, что некое мифическое (имажинативное) Нейролингвистическое программирование, столь блистательно начатое М. Эриксоном, на нем же и закончилось. В связи с этим следует отметить, что основой для синтетической по сути Восточной версии нейропрограммирования стало именно это — практически забытое в современном Нейролингвистическом программировании — направление НЛП при одновременном, но менее выраженном включении в него всех прочих направлений, что можно выразить следующей схемой (рис. 20).