Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга

Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru

Рис. 11 131

Обобщенная таблица, передающая соответствие всех трех уровней, выглядит так:

Уровень Точка сбор­ки (пред­мет) реаль­ности Свойства Отноше­ние к бытию Перцеп­тивные позиции
Инструмен­тальный или ассоцииро­ванный Материаль­ный мир и тело Живущий здесь и те­перь Деятель­ность без бытия 1 и2
Интенцио­нальный или диссоцииро­ванный Сознание Говорящий и думаю­щий Бытие в деятель­ности Зи4
Смысловой или универсальный Душа и Дух Безгранич­ный и обла­дающий ресурсами Чистое бытие

Остается добавить, что во все том же контексте бла­гополучия, согласно концепции транзактного анализа и глубоко уважаемым нами В. В. и Г. А. Макаровым («Транзактный анализ — восточная версия»), всех людей можно разбить (или подразделить на три уровня или класса: неблагополучников, середняков и благополуч-ников, каковые (уровни или классы), в свою очередь, делятся на три подуровня или подкласса. В связи с тем, что по закону нормального распределения в этом мире довлеют все-таки середняки (а также по ряду других, приведенных далее соображений), изобразим все это в виде своеобразного «яйца» (см. рис. 12).

Разумеется, подобное «яйцо» можно построить как для удачливости (как это уже сделано в транзактном анализе), так и для совершенства. При этом следует учесть, что к определенному уровню и классу благополу­чия человек может быть отнесен как в целом, так и по отдельным областям своей жизнедеятельности (здоровью, взаимоотношениям, любви, сексу, деньгам или работе). Так, например, многие благополучные в плане денег биз-

несмены чрезвычайно нуждаются в консалтинге, пси­хокоррекции и психотерапии или коучинге вследствие того, что наряду с многомиллионным счетом в банке имеют: посредственное здоровье; испорченные межлич­ностные и/или внутрисемейные взаимоотношения; прак­тически полное отсутствие любви, а иногда и секса; и изматывающе-изнуряющую, но уже не приносящую ни­какого удовлетворения работу...


Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru
Абсолютные благополучники или принцы

Благополучники

Полные благополучники Слабые (хрупкие) благополучники

Крепкие середняки (малоблагополучники) Полные середняки (покрайнемерщики) Слабые середняки (коекакеры)

Слабые неблагополучники Полные неблагополучники

Абсолютные неблагополучники (лягушки)

Рис. 12




Середняки

Неблагополучники

Поскольку и совершенство и удачливость, прежде всего и более всего определяются программами жизне­деятельности и «картами» реальности, Главным Посту­латом Восточной версии нейропрограммирования явля­ется следующий:

Качество жизни или благополучие человека ни­чуть не лучше качества его программ жизнедея­тельности и «карт» действительности.

Нельзя также не упомянуть, что совокупность имею­щихся у человека карт создает его туннель реальности или иначе Модель Мира. А система программ жизнедея­тельности — его жизненные сценарии в трактовке, близ­кой к используемой в транзактном анализе.

Теперь рассмотрим способы повышения совершенства и удачливости человека, для чего обратимся к некото­рым методологическим проблемам Восточной версии нейропрограммирования как области профессиональной деятельности.

Глава 3. Методология Восточной версии

нейропрограммирования как области

профессиональной деятельности

Модель человеческой психики

Как известно, успех любой профессиональной дея­тельности определяется осознанием четырех важнейших моментов (По: В. Козлов. «Истоки осознания». С допол­нениями):

• предмета или материала, с которым мы работаем

• объекта или того, на ком или на чем мы работа­ем с этим материалом

• цели или того, что с этим хочется сделать, и

• способа(ов) достижения цели.

Поскольку НЛП в любой из существующих его раз­новидностей «работает» с человеком, предметом Восточ­ной версии нейропрограммирования — как, впрочем, и любого направления психотерапии — является человече­ская психика. Используемая при этом модель данной психики во многом определяет то, каким именно обра­зом осуществляются изменения. Так вот, в Восточной версии нейропрограммирования используется такая «кар­та» внутреннего мира человека, как «яйцо» Р. Ассаджо-ли (см. рис. 13).


Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru

1. Низшее бессознатель­ное.

2. Среднее бессознатель­ное.

3. Высшее бессознатель­ное, или сверхсозна­тельное.

4. Поле сознания.

5. Сознательное «я».

6. Высшее Я.

7. Коллективное бессозна­тельное.

Рис. 13

Предмет и объект ВВН

Как оказалось, эта теоретическая модель оказалась чрезвычайно продуктивной для анализа очень многих областей Восточной версии нейропрограммирования.

Во-первых, с точки зрения предмета (или материала, с которым мы работаем), «яйцо» Р. Ассаджоли позволя­ет довольно легко как бы «развести» предметные области консалтинга, психокоррекции, коучинга и психотера­пии. Как известно, в современной науке все еще не вы­работаны соответствующие критерии, хотя в кругу кон­сультантов и психотерапевтов существует некое неглас­ное соглашение о том, что психотерапия — это работа с невротиками, а консультирование — с если и не со здо­ровыми, то уж, во всяком случае, не с больными людь­ми. Приобретший за последние годы весьма большую популярность коучинг (точнее —г та его разновидность, которая именуется «коучинг с большой буквы»), вообще как бы поглотив в себя и консультирование, и психоте­рапию (а заодно еще и бизнес — и политический консал­тинг). Да так, что ныне все «продвинутые» психологи, психотерапевты и тренеры враз стали коучами (правильнее — коучерами, ибо это англо-американский эквивалент французского слова «кучер», сиречь перевоз­чик), ни на йоту не изменив при этом стиль и характер

своей деятельности. Все это, как минимум, несерьезно, так как для выделения новой предметной области в ней должны обнаружиться «различия, порождающие разли­чия» (Г. Бейтсон). А в коучинге в качестве таковых обычно указывают только лишь тотальность (т.е. здесь мы занимаемся буквально всем, чем придется: всем, что понадобится клиенту) и полевой характер деятельности (а занимаемся мы этим всем не в своем любимом кабине­те, а везде, где осуществляется жизнедеятельность кли­ента), что представляется явно недостаточным. Так вот, в Восточной версии нейропрограммирования предметом психотерапии в основном является материал из нижнего бессознательного клиента; консалтинга (и психокоррек­ции) — среднего бессознательного; а коучинга, как лич­ного развития человека в нетерапевтическом аспекте, — высшего бессознательного (что, конечно же, не исключа­ет частичного взаимоперекрытия выделенных предмет­ных областей (см. рис. 14).


Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru
Коучинг Психо­коррекция

Консал­тинг Психо­терапия

Рис. 14

Во-вторых, с точки зрения объекта, становится ясно, что основными пользователями НЛП-психотерапии дей­ствительно выступают невротизированные неблагополуч-ники; НЛП-психокоррекции и консалтинга — преиму­щественно середняки, а НЛП-коучинга — благополучни-ки (точнее, те, кто хотят ими стать). А сам процесс становления внутреннего благополучия на всем отрезке пути из «лягушек в принцы» протекает по цепочке пси­хотерапия —» псикокоррекция и консалтинг —> коучинг.

Цели и способы их достижения

Продолжая данный анализ, можно сказать, что (в-третьих) в контексте целей главной задачей психотера­пии становится реадаптация индивида в социуме, т.е. доведение неблагополучников до уровня середняков; консалтинга и психокоррекции — обеспечение успешной социализации, а также расширение автономии и зоны комфорта (т.е. становление и упрочивание устойчивых середняков), а коучинга — превращение этих середняков в благополучники, т.е. вышеупомянутое развитие лич­ности в нетерапевтическом аспекте.

Ну а в-четвертых — с точки зрения способов дости­жения целей — именно здесь получает полное теоретиче­ское обоснование эмпирически выведенная нами струк­тура техник Восточной версии неиропрограммирования (подробнее, см. далее). В этой структуре психотерапия неблагополучников как переработка материала из пре­имущественно низшего бессознательного осуществляет­ся за счет психокоррекции Самостоятельных Единиц Сознания, а также психотерапии личной истории и сце­нариев жизнедеятельности. Консалтинг и психокор­рекция середняков на материале из среднего бессозна­тельного производится с использованием «классических» психотехнологий прояснения карт (раскрутки, мета-мо­дель, рефрейминг и т.п.) и изменений программ (якоре­ния, взмахи, репетиции поведения и т.п.). Ну а коучинг «кандидатов в принцы» делается с применением психо­технологий Нового Кода и другой половины НЛП с пре­имущественной опорой на уровень мета.

В свете вышесказанного можно, конечно же, отме­тить, что с точки зрения подхода к коучингу, как обес­печения перемещения «клиента из пункта А (нежелае­мого состояния) в пункт Б (состояние желаемое), все «путешествие» из «лягушек в принцы» может быть на­звано Большим Коучингом (очень большим...). Однако в этом случае психотерапия и консалтинг просто исчезают, как бы растворяясь в этом БК. В связи с этим (и в соот­ветствии с созданной нами моделью нейрологических уровней — см. Введение) мы, как относительно самос­тоятельные, выделили следующие три вида коучинга:

• инструментальный (коучинг окружения, поведе­ния и способностей)

• интенциальный (коучинг намерений, ценностей и убеждений) и

• смысловой (коучинг идентичности (сущности), миссии и смысла).

О точке сборки реальности

Теперь следует объяснить, что к еще одному отличию Восточной версии нейропрограммирования от классиче­ского НЛП является разрабатываемая нами концепция возникновения и устранения патологий, целиком и пол­ностью базирующаяся на модели Точки Сборки Реально­сти (TCP). Как известно, понятие точки сборки впер­вые ввел К. Кастанеда, причем, согласно Томасу, под ней подразумевается «... место внутри структуры светящего­ся кокона человека, где происходит сборка восприятия... Она представляет собой круглое, очень яркое, блестящее пятно размером примерно с теннисный мяч» (По: Томас «Обещание силы», с. 406).

В Восточной версии нейропрограммирования мы ис­пользуем совершенно другую интерпретацию. Согласно этой интерпретации, вторичная реальность, в которой живет человек, обычно собирается им вокруг определен­ных условных точек, каковые выступают своеобразными системообразующими элементами. Внедрение, включе­ние или возникновение TCP по так называемому закону ряби (это когда от камня, брошенного в воду, расходятся

далеко идущие круги), способно полностью изменить фрагмент или даже всю вторичную реальность. Напри­мер, некачественный ужин может стать причиной для возникновения предположения о том, что жена является плохой хозяйкой (первый круг сборки реальности), далее о том, что она просто плохая жена (второй круг), а после о том, что клиенту не повезло с семейной жизнью (тре­тий круг) и даже о том, что ему не повезло с жизнью как таковой (четвертый круг). В результате данный клиент может впасть в состояние устойчивого гипноза пробле­мы, которая, при всей ее кажущейся надуманности, яв­ляется для него вполне реальной. С помощью, например, мета-модели мы как бы разбираем «жемчужину пробле­мы» до образовавшей ее «песчинки», а посредством реф­рейминга предлагаем иную Точку Сборки Реальности. Важно здесь то, что практически любое воздействие спе­циалиста по НЛП является системообразующим, а по­следствия от него могут быть весьма серьезными (в идеа­ле — меняющими всю жизнедеятельность клиента в бо­лее экологическом плане и направлении). А искусство психотерапевта как раз и заключается в подборе таких TCP; которые меняют все, причем сразу и навсегда.

Так вот, в свете вышеизложенного по методологии Восточной версии нейропрограммирования как области профессиональной деятельности, становиться достаточно очевидным, что обобщенная TCP неблагополучников на­ходится в низшем бессознательном; середняков — в бес­сознательном среднем, а благополучников — в бессозна­тельном высшем. И, возможно, не случайно, структура мира у древних славян так же включала три сектора и изображалась в качестве яйца (см. рис. 15; ну а соответст­вующие выводы мы предлагаем сделать вам самостоя­тельно).


Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru

Высшее бессознательное

Правь

Благополучники

Среднее бессознательное

Середняки

Явь

Неблагополучники

Низшее бессознательное

Навь

Рис. 15

Глава 4. Модели «Мерседес-SK»

и «ADDA» как основы планирования

и осуществления изменений

Структура модели «Мерседес-SK»

Для конкретной или, если хотите, практической репре­зентации материала, с которым мы работаем, в Восточ­ной версии неиропрограммирования используется мо­дель, которую мы назвали «Мерседес-SK» (рис. 16).


Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru

Состояние

Поведение

Образы Я

Убеждения

Контекст


Рис. 16 140

Отличия моделей «Мерседес» и «Мерседес-SK»

Справедливости ради надо сказать, что она, с одной стороны, является логическим развитием достаточно из­вестной в Нейролингвистическом программировании (и ранее описанной в этой книге) модели «Мерседес», включающей три сектора (внутреннее состояние, внеш­нее поведение и внутренняя переработка), каковые ок­ружает адаптивная реакция, а с другой, «восходит» к постулированной еще в начале прошлого века структуре социальной установки как включающей в себя аффек­тивный (эмоции), конативный (поведение) и когнитив­ный (нечто познавательное) аспекты. Однако модель «Мерседес-SK» достаточно сильно отличается от своих предшественников (т.е. имеет «различия, создающие различия»).

Во-первых, в ней четко разделены содержательные и обеспечивающие процессы (точнее — элементы) в психи­ке человека (так, в классической модели «Мерседес» в состав сектора «внутренней обработки» входят субмо-

- дальности как нечто содержательное, в то время как в Восточной версии НЛП они обеспечивают функциониро­вание программ и карт Образов Самого Себя, состояний, поведения, убеждений и реакций на убеждения в качест­ве своеобразных микрокодов).

Во-вторых, идентичность как система Образов Самого Себя (каковая во все той же «классической» модели

' опять-таки оказывалась «втиснутой» во внутреннюю об-работкуО), заняла в модели «Мерседес-SK» достойное место центрального элемента психики человека, объеди­няющего и организующего и его состояние, и его поведе­ние, и его убеждения, и, конечно же, реакцию на окру­жение.

Основные постулаты модели «Мерседес-SK»

Впрочем, оставим теоретические дискуссии и обра­тимся к модели «Мерседес-SK». Согласно ей, человече­ская жизнедеятельность протекает в некоем окружении

(которое, правда, представлена в виде уже известной вас вторичной реальности), каковое он использует и осваива­ет за счет системы адаптивных реакций, включающих состояния (души и тела), способы поведения и систе­му убеждений (а также пресуппозиций и мысленных стретегий). При этом неким объединяющим началом для всего этого является совокупность Образов Самого Се­бя как содержательно-процессуального аспекта идентич­ности человека (не случайно последнюю как раз и опре­деляют как «...представления, организующие способно­сти, убеждения и поступки человека в целостную единую систему знаний о себе и своем Я-образе (По: «Путево­дитель по НЛП. Толковый словарь терминов». Сост. В. Морозов, с. 40. Курсив наш. — С.К.).

Наиболее адекватной данная модель представляется для области среднего бессознательного (то есть именно там она более всего и пригодна), хотя, с другой стороны, «Мерседес-SK» способен достаточно полно описывать все пространство психики человека, выступая в качестве не­кой горизонтальной ее составляющей (рис. 17).

Уровни С. Ковалева Уровни Г. Бэитсона — П. Янга - student2.ru

Рис. 17

То есть мы вполне можем констатировать наличие как мета- (для высшего бессознательного), так и суб-(для бессознательного низшего) уровней Образов Самого Себя, состояний, поведения и убеждений. В первом слу­чае можно говорить о репрезентации своей Божественно­сти, а во втором — Низменности: и все в рамках модели «Мерседес SK».

Оставим, однако, детальное рассмотрение этого воп­роса для более поздних публикаций, а пока вернемся к

области психокоррекций, для которой, собственно, эта модель вначале и создавалась. И отметим, что, во-пер­вых, любая жалоба (или запрос) клиента может быть достаточно четко расклассифицирована по модели «Мер-седес-SK», а, во-вторых, она позволяет достаточно четко рассклассифицировать психотехнологии, используемые в Восточной версии нейропрограммирования.

В первом случае речь идет о том, что уже сама по се­бе формулировка жалобы или запроса клиента позволяет отнести репрезентируемое нарушение к определенной об­ласти (сектору) модели «Мерседес SK» (и, соответствен­но, подобрать техники психокоррекции). Например, жа­лоба типа «Меня достали!» преимущественно касается окружения; «Мне плохо» — состояния, «У меня не вы­ходит» — поведения; «Я не понимаю или не верю» — убеждений, а «Я какой-то никакой» — Образов Самого Себя. Соответственно (во втором случае) и техники пси­хокоррекции (но не психотерапии) в Восточной версии нейропрограммирования делятся на психотехнологии:

• контекста

• состояний

• поведения

• убеждений и

• Образов Самого Себя.

Модель «ADDA»

Следует добавить, что с точки зрения собственно осуще­ствляемых изменений, в Восточной версии нейропро­граммирования принцип ассоциации-диссоциации рас­сматривается как вполне конкретное психологическое воплощение в практике жизнедеятельности в общем и трансформаций в Сознании и Теле, в частности, другого, более фундаментального принципа Р. Ассаджолли: ото­ждествления и разотождествления (По: Р.Ассаджол­ли «Психосинтез»). Как известно, главным здесь являет­ся положение, по которому мы не властны ни над чем, с чем мы отождествились, но можем легко управлять всем тем, с чем разотождествились. Соответственно, в качест­ве основной и базовой нами принята так называемая

(нами же) «модель АДДА», суть которой можно передать следующей схемой, в которой А соответствует ассоции­рованности, Д — диссоциированное™, а «+» и «—» — характеру переживания: позитивному или негативному. А- -> Д- -> Д+ -> А+ Согласно данной модели, любое изменение в Созна­нии и Теле человека начинается с ассоциированной ре­презентации чего-то неприятного (А), каковая любым известным способом переводится в диссоциированное состояние (Д~) — также неприятное, но, в силу диссо-циированности, куда как менее, а, к тому же, еще и управляемое. Это самое Д~ переводится в Д+ (что, как вы уже поняли, действительно и зачастую даже легко воз­можно именно в силу разотождествленности — диссо-циированности), после чего возвращается клиенту в виде А , т.е. ассоциированной репрезентации чего-то уже ли­бо нейтрального, либо даже приятного...

Состав и структура психотехнологий Восточной версии нейропрограммирования

Однако любые изменения в клиенте и его жизни, в конечном (не только конечно) счете и осуществляются за счет определенных техник и реализующих их психотех­нологий Нейролингвистического программирования. Ны­не их насчитывается несколько сотен, причем весьма любопытно (и очень характерно), что даже школы и на­правления прикладной психологии и психотерапии, не слишком приветствующие (это еще мягко сказано) НЛП, охотно пользуются его методическим арсеналом.

В Восточной версии нейропрограммирования вся со­вокупность психотехнологий изменений достаточно же­стко подразделяется на техники:

— консалтинга,

— психокоррекции,

— психотерапии и

— коучинга.

Инструментарий консалтинга в нашей редакции вклю­чает в себя психотехнологии:

— работы с обыденными проблемами,

— консультирования сложных проблем,

— прояснения проблем и решений,

— определения, формулирования и оформления целей,

— консультирования осуществления изменений,

— прояснения нерешаемых проблем,

— поиска нестандартных решений,

— создания мотивации к изменениям. Инструментарий психокоррекции в соответствии с

моделью «Мерседес SK» состоит из психотехнологий ра­боты над проблемами:

— окружения,

— состояний,

— поведения,

— убеждения и мышления, а также

— образа собственного «Я».

Инструментарий психотерапии репрезентируется в двух очень крупных методических комплексах, а именно:

• психотерапии личной истории, включающей в се­
бя психотехнологии работы с

— прошлым клиента,

— его будущим, а также

— сценариями его жизнедеятельности;

• психокоррекции самостоятельных единиц состоя­
ния, состоящей из психотехнологий работы с

— субчастями,

— частями и

— субличностями клиента.

Наконец, инструментарий коучинга в Восточной вер­сии НЛП включает в себя психотехнологии:

— инструментального,

— интенционального и

— смыслового коучинга.

Полностью описание всего методического комплекса Восточной версии неиропрограммирования мы осущест­вили и осуществляем в других своих книгах. Однако внимательный читатель может убедиться, что именно вышеописанная их структура достаточно четко просле­живается и в этом учебном пособии.

Глава 5. Основные положения Восточной версии нейропрограммирования

Семь заповедей ВВН

Очень кратко, основные положения Восточной версии нейропрограммирования можно свести к следующим «се­ми заповедям».

1. В практическом плане (эффективности и счаст­ливости) Восточная версия нейропрограммирования есть мета-наука о человеческом благополучии (эффек­тивности и счастливости) как следствия совершенства и удачливости. Вданном случае под мета-наукой пони­мается любая научная дисциплина, которая может быть использована в целой совокупности предметных и объ­ектных областей, объединенных единой универсальной методологией. К таковым, например, относятся матема­тика и кибернетика, хотя справедливости ради надо ска­зать, что возможности Нейролингвистического програм­мирования намного уже, нежели у вышеприведенных супер-мета-наук.

2. В общеметодологическом плане Восточная вер­сия нейропрограммирования суть эврастическая нау­ка, отвечающая на вопрос «Как?»(в данном случае — добиться благополучия, совершенства и удачливости). Как известно, в научном познании выделяются два под­хода: эпистемологический, отвечающий на вопрос(ы) «Что происходит (случилось)?» и «Почему происходит (случилось)?» И эвристический, изначально ориентиро­ванный на вопрос «Как сделать это происходящее лучше или лучшим?» В данном методологическом плане клас­сическая психология безусловно является эпистемологи­ческой наукой, а Нейролингвистическое программирова­ние — эвристической.

3. В конкретно методологическом плане Восточная версия нейропрограммирования есть наука, ориенти­рованная на работу с информацией как с первой и ис­ходной ипостасью любого процесса и явления.В этом

плане человек может быть представлен как совокупность или система, состоящая из трех аспектов или планов:

• материального (тело, его органы и клетки),

• энергетического (меридианы внутри тела и аура вне его) и

• информационного (закодированная в нейросети ин­формация и программы ее использования).

Из этих трех аспектов или планов именно информа­ционная ипостась способна стать основой для преобразо­вания ипостасей энергетической и материальной. А лю­бые изменения материального субстрата или энергетиче­ских параметров, не сопровождающиеся изменением соответствующей информационной составляющей, ока­зываются малоэффективными, нестойкими и неустойчи­выми. Так, например, эффект лечения определяется не столько качеством используемых лекарств и процедур, сколько верой пациента в предлагаемое лечение и уве­ренностью врача в том, что оно принесет исцеление. А население нашей страны успешно излечивается у ничего из себя не представляющих экстрасенсов — и все пото­му, что верят и в магию, и в данного конкретного мага...

4. В теоретическом плане Восточная версия нейро-программирования исходит из аналоговой модели, согласно которой человеческую психику можно пред­ставить в виде белково-коллоидного компьютера.В этом компьютере зона осознания соответствует дисплею; сознание — оперативной памяти, а бессознательное — системному блоку и «винчестеру». Помимо этого, именно в бессознательном человека находится некая система или структура, отвечающая за связь с Коллективным бессоз­нательным или ноосферой: аналог модели, связывающей обычный компьютер с системой Интернет.

5. Содержание человеческого белково-коллоидного компьютера составляют (восновном) «карты» реаль­ности и программы жизнедеятельности.Качество жиз­ни человека определяется качеством его «карт» и про­грамм и может быть значительно улучшено посредством их совершенствования.

6. Основные «карты» реальности и программы жи­знедеятельности находятся в бессознательном человека

и, к сожалению, оказываются относительно недоступ­ны прямому вмешательству. Вто же время в бессозна­тельном человека находятся практически неограничен­ный объем ресурсов для самосовершенствования. И как следствие непрерывной записи и последующего хранения всей без исключения информации, которую человек по­лучает через органы чувств. И, как результат, получения специальной или дополнительной информации из Кол­лективного Бессознательного или ноосферы.

Еще в шестидесятых годах прошлого века нейрофи­зиологи установили, что по неизвестным пока причинам мозг любого человека как бы постоянно пишет непре­рывный голографический фильм о его жизни, а значит, потенциально все мы гении и энциклопедисты, ибо при определенных условиях (в глубоком трансе или под дей­ствием точечной электростимуляции через введенные под черепную коробку электроды) можем не только де­тально вспомнить какой-то отрезок своей жизни, но и любую из не то что прочитанных, а просто пролистан­ных книг, с точностью до запятой. Еще раньше знамени­тый духовный лидер Шри Ауробиндо утверждал и хо­рошо обосновывал, что все великие прозрения, идеи и открытия суть полученные из «Космического интернета» сообщения, а те, кто их получили, просто доросли до этого самого получения, как бы «включив» или настроив собственный «модем». А в 1998 году британские невро­логи вообще обнаружили, что в бессознательном челове­ка находится вся информация о Мироздании — вот только в закрытом для использования состоянии. И, по­хоже, что то, что именуется состоянием Просветления (в христианстве), Фейа (в мусульманстве); Мокша и Са-мадхи (в индуизме), Сатори (в буддизме) и есть условие получения всей этой информации, а также переход к бы­тию в первичной реальности.

7. По-видимому, доступ к бессознательному челове­ка осуществляется через правое — интуитивное — полушарие его мозга.Как известно, в прошлом веке Р. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной специализации полушарий человечес­кого мозга и доказал, что левое полушарие рационально

имыслит в словах, знаках, цифрах, графиках и т.п., в то время как правое полушарие интуитивно и мыслит в ощущениях, образах, звуках и символах. Позднее Т. Го­луэй пришел к выводу, что речь идет не просто о двух полушариях, но о двух индивидуальностях одного и того лее человека: левополушарном Скептике и правополу-шарном Гении. Так вот, именно возможности этого ге­ния и использует Восточная версия нейропрограммиро-вания, одновременно их и изучая.

Таким образом, если бы нам предложили выделить суть Восточной версии нейропрограммирования в виде этаких слоганов, ими бы были Благополучие, Эффектив­ность и Счастливость, а также Эвристичность, Правопо-лушарность и Интуитивизм.

Концепция четырех реальностей

Теперь еще одно — весьма важное. В современном Нейролингвистическом программировании — подчерки­ваю: современном, ибо во многом отечественное НЛП застряло где-то в начале 90-х годов — существует еще одна (и весьма важная в рамках этой книги) «реаль­ная» модель, а именно, концепция четырех реально­стей В. Мак Вини и П. Янга (По: П. Янг «Метафоры и модели изменений»).

В отличие от вышеперечисленных, она изначально создавалась именно как способ описания основных пара­метров субъективного бытия человека в данном более или менее объективном мире. Основополагающими в этой концепции явились ориентации человека либо на правила/истины (унитарнаяреальность в терминологии авторов), либо на факты и доказательства (реальность сенсорная),либо на чувства и ценности (социальнаяреальность), либо на идеи и творчество (реальность ми­фическая, или, у нас, мистическая) — см. рис. 18.

Данная иллюстративная таблица может, кстати, слу­жить и своеобразным тестом для выявления того, в ка­кой именно реальности живет конкретный индивидуум. Для этого иногда достаточно просто спросить его, какие понятия из приведенных в клетках таблицы — прави-

ла/истины; факты/доказательства; чувства/ценности или идеи/творчество, так сказать, наиболее близки ему по духу. И не поверить и перепроверить, просто прислуши­ваясь к речи и наблюдая за манерой поведения. Ибо для представителей унитарной реальности, например, ха­рактерны такие высказывания, как «Мы должны следо­вать правилам»; «Только так и никак иначе мы можем добиться цели» или даже «Кто не с нами, тот против нас и ему здесь не место». «Жители» сенсорной реальности куда как более сдержанны в выражениях и предпочита­ют сентенции типа «этому должно быть логическое объ­яснение»; «Всегда можно найти несколько способов» и «Так будет логичней». «Последователи» социальной ре­альности просто обожают говорить о том, что «Мы должны принимать во внимание другие (чужие) мне­ния»; «Что об этом скажут или будут думать люди», а «Главное — общее благо» («Счастье всем и чтоб никто не ушел обиженным)». Ну а обитатели мифиче­ской реальности предпочитают «словоблудничать», го­воря «Давайте-ка посмотрим, что с этим можно сде­лать», «Было бы здорово, если бы...» и «Это напоминает мне одну историю...».

Унитарная Сенсорная
реальность реальность
Правила / Истины Факты / Доказательства
Мистическая Социальная
реальность реальность
Идеи / Творчество Чувства / Ценности

Рис. 18

При этом «унитарщики» не терпят глупцов; добива­ются своего во что бы то ни стало; и предпочитают стиль давления и запугивания. «Сенсорики» предпочитают от­страненность и невовлеченность в ситуацию; и стараются не руководствоваться ничем кроме логики. «Социалы» постоянно «читают» (в энэлперском смысле) чужие мыс­ли, строя предположения, касающиеся отношений, взаи-

моотношений и реакций других (и с другими); но в ос­новном почти сладострастно предвкушая очередное уни­жение, обвинение или угрозу. Ну а «мистики», проявляя экспансивность, оригинальность и порой ненужный сар­казм; относятся ко всему как к игре; и вообще могут легко увлечься второстепенным, «растекшись мыслью по древу».

В стрессе и конфликте представители унитарной ре­альности обычно занимают позицию Обвинителя; сен­сорной — Компьютера; социальной — Жертвы; а уни­тарной — Уравновешивателя или Флюгера. Ну а в рам­ках организаций (организационной культуры) «унитар-щики» являются ярыми представителями так называе­мой культуры Зевса, (каковой, по образному выраже­нию, «мечет молнии, когда гневается, и сыплет золотом, когда соблазняет») точками сборки которой выступают власть и кнут, а ресурсами — информация и харизма. «Сенсорики» относятся к культуре Аполлона, в которой главной является роль, а принципами — позиции и про­цедуры. «Социалы» обычно строят культуру Дионисия, «собираемую» вокруг экзистенциализма и личности по весьма спорному принципу, согласно которому организа­ция существует лишь для того, чтобы служить и помо­гать людям внутри нее. Ну а «мистики» являются при­верженцами культуры Афины, где обобщенной точкой сборки выступает задача, а базовыми ресурсами и прин­ципами — опыт, талант и креативность.

Направления современного НЛП

Пожалуй, самое интересное следствие из вышеприве­денной модели заключается в том, что и основные тече­ния или направления современного Нейролингвистиче­ского программирования также довольно легко уклады­ваются в «прокрустово ложе» четырех реальностей. И, согласно П. Янгу («Метафоры и модели НЛП», с. 386), распределяются в ней так, образуя своеобразные версии данной науки, что, кстати, определяется и архетипами ее представителей (см. рис. 19).


Реальность Архетип Модель (версия) НЛП Персоналии НЛП и акцент
Унитарная Воин Внешнее поведение (конативная) Джон Гриндер, Тони Роббинс Физиология и поведение
Сенсорная Мудрец Внутренняя обработка (когнитивная) Ричард Бандлер, Роберт Дилтс, Стив Андреас Стратегии, субмодальности (качества, характеристики)
Социальная Герой Внутреннее состояние (аффективная) Лесли Камерон-Бэндлер, М.Холл Эмоции, чувства
Мифическая Волшебник Видение мира (имажинативная) Милтон Эриксон, Дэвид Гордон Гипноз, Метафоры, Истории, Воображение

Рис. 19

На наш взгляд, отнесение Д. Гордона к представите­лям мифического направления в НЛП (при всем уваже­нии к этому действительно блестящему специалисту) только лишь по, так сказать, инструментальному при­знаку, выглядит явной натяжкой (да и можно ли вообще соединять паттерны — типа физиологии и прочего — и инструменты — вроде гипноза и метафор — в одной классификации). Но тогда получается, что некое мифи­ческое (имажинативное) Нейролингвистическое програм­мирование, столь блистательно начатое М. Эриксоном, на нем же и закончилось. В связи с этим следует отме­тить, что основой для синтетической по сути Восточной версии нейропрограммирования стало именно это — практически забытое в современном Нейролингвистиче­ском программировании — направление НЛП при одно­временном, но менее выраженном включении в него всех прочих направлений, что можно выразить следующей схемой (рис. 20).

Наши рекомендации