По предметному содержанию
• социальные
• культурные
• экономические
• политические
• духовные и др.
С точки зрения социокультурного смысла
а) терминальные (целевые)
• личностные
• социальные
ценность человеческой жизни, семьи, свободы, труда, межличностных отношений и т.п.
б) инструментальные (отражают средства достижения целей)
нормы поведения, качества, способности людей
По культурно-генетическому признаку
• традиционные
• современные
• общечеловеческие
По социальному отношению
• одобряемые
• отрицаемые
По месту в статусно-иерархической структуре
• ценности высшего статуса («ценностное ядро»)
• ценности среднего статуса («структурный резерв»)
• ценности ниже среднего («периферия»)
• ценности низшего статуса («хвост»)
Темы рефератов и докладов.
1. Роль морали в истории культуры.
2. Традиции и инновации в развитии морали.
3. Основные направления современной этики.
4. Этическая мысль в Беларуси в период Возрождения и просвещения.
5.Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.
6. Особеннлсти христианской морали
7.Проблемы свободы и смысла жизни в теоретическом наследии Н.А.Бердяева.
8.Добро и зло.
9.Свобода как моральная ценность.
10.Моральное сознание и моральный выбор.
11.Счастье человека: сущность и пути достижения.
12.Нравственные ценности и национальное самосознание как основа мотивации профессиональной деятельности.
13.Молодежь и семейно-брачные отношения.
14.Нравственные ценности молодежи: сравнительный анализ.
15.Формирование нравственно-идеологических ценностей у молодежи: проблемы и перспективы.
16.Рыночные отношения и личность руководителя.
17.Политическая культура руководителя.
18.Нравственные аспекты оценки труда руководителя.
19.Этическме проблемы корпоративных отношений.
20.Этика и культура компании.
21.Современные взгляды на место этики в деловом общении.
22.Морально-этические проблемы межличностного общения.
23. Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли.
24.Компьютерная революция и изменение форм делового общения.
25.Этика в торговле
26.Этика управления.
27.Социальная ответственность руководителя.
28.Культура речи в деловом общении.
29.Особенности деловой беседы по телефону.
30.Деловое общение посредством визитной карточки.
31.Подготовка и правила публичного выступления.
32.Сущность и особенности невербального общения.
33.Правила ведения дискуссии.
34.Этикет и мода.
35.Роль этикета в деловом общении.
36.Рыночные отношения и проблема культуры деловых отношений.
37.Этика в современном междунардном менеджменте.
38.Национально-культурные особенности деловой этики.
Вопросы к зачету.
1. Этика, ее предмет, виды, структура.
2. Исторические этапы развития морали.
3 .Проблемы морального прогресса.
4. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
5.Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
6. Этика античности.
7. Этика эпохи Средневековья.
8. Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
9. Этическая мысль современности.
10. Сущность, специфика и содержание морали.
11. Структура морали.
12. Основные функции морали.
13. Высшие моральные ценности.
14. Моральная свобода и ответственность личности.
15. Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
16. Любовь как высшая ценность.
17. Формирование нравственного поведения.
18. Этика гражданского общества.
19. Патриотизм как основной принцип гражданственности.
20. Политическая этика и политическая культура.
21. Проблема культуры общения.
22. Дружба как высшая форма общения.
23. Этика семейных отношений.
24. Деловая беседа как основная форма делового общения.
25. Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
26. Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
27. Законы и правила аргументации и убеждения.
28. Критика и комплименты в деловом общении.
29. Этика исполнения публичных выступлений.
30. Композиционно-технологическая структура публичной речи.
31.Слагаемые успешного выступления.
32. Речь и образ оратора.
33. Метракорпоративная модель деловой этики.
34. Этика Успеха.
35. Этика делового общения «по горизонтали».
36. Этика делового общения «по вертикали».
37. Этикет: основные нормы и особенности.
38. Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
39. Этикет деловых приемов и застолья.
40. Деловой костюм.
41. Национальные особенности делового общения в США.
42.Национальные особенности делового общения в Европе.
43. Национальные особенности делового общения в странах Азии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина Ия. Имидж и этикет делового человека. – М., 2001
2. Архангельская М. Д. Бизнес – этикет или игра по правилам.- М., 2001
3. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение Мн., 2001.
4. Балашов Л.Е. Этика. Уч. пос./ Л.Е.Балашов. М., 2004
5.Белолипецкий В.К. Этика и культура управления уч.-практ. пособие-М.2004
6. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента –М. 2001
7. Браим И. Н. Культура делового общения. Уч-к. Мн. 2000
8. Браим И.Н. Этика. учеб.-практ. пособие,-Мн. БГЭУ, 2005
9. Браим И.Н. Этика делового общения. Уч. пос., - Мн. 1994
10. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению Уч пос., М.2000
11. Вишнякова О.В. Этика Бердяева, М.,2000
12. Гусейнов А.А., Апресян Этика –М.,1999
13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика в 2т. –М. 2001
14. Деловой этикет.-сост. Афанасьев И.-К.1998
15. Зеленкова И.Л. Этика.Краткий курс.учеб. пособие-Мн., 2004
16. Зеленкова И.Л. Этика- Мн.,2003
17. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика-Мн., 2000
18. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. - Ростов-на-Дону,1999
19.Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика – истоки и проблемы.Уч. пос. Ростов-на- Дону,2000
20. Иванов В.Г.Этика.уч.пос.-СПб.,2007
21. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений- учебник-М.2006
22. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практ.пос.для бизнесменов.- М.1999
23. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. –М. 2002
24. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура.- Ин. 2006
25. Кукушкин В.С. Деловой этикет.уч. пос.- М. 2005
26. Курбатов В.И. Стратегия делового усреха –Ростов-на-Дону 1995
27. Лапицкий М.И. Деятельный без принуждения.- М. 2002
28. Льюис Р.Д. Делоыве культуры в международном бизнесе. От становления к взаимопониманию.- М.1999
29. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества- пеемственности и новации,-М.1999Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи- Мн.,2001
30. Макеева В.Г. Культура предпринимательства-М. 2002
31. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей.-М.2000
32. Мишаткина Т.В. Культура делового общения уч. пос.-Мн.1997
33. Мишаткина Т.В. Этика. Экспресс-курс-Мн.2005, 2006
34. Михалькевич Г.Н. Международный этикет.- Мн. 2006
35. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.- СПб.,2001
36. Петрунин Ю.Ю. , Борисов В.К. Этика бизнеса. М. 2001
37. Пост Э. Этикет.-М. 2000
38. Почепцов Г.Г. теория коммуникации.- М.,2001.
39. Психология и этика делового общения\ под ред. Лавриненко В.Н.-М. 2001
40. Прикладная этика \ под общ. ред. Зеленковой И.Л. –Мн. 2002
41. Пропеев С.В. Энциклопедия нравов.-М. 2002
42. Разин А.В. Основы этики. –М. 2006.
43. Рысев Н.Ю. Активные продажи. Эффективные переговоры. СПб.,2002
44. Сабат Э.М. Бизнес-этикет.-М.,2000
45. Семенов А.К. Этика менеджмента Уч. Пос.-М. 2006
46. Семенов А.К., Маслова Е.П. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.,2001
47. Семин О.А. Этика в торговле или почему люди покупают.-М. 2006
48. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений Уч-к – М. 2006
49.Соловьев Э.Я. Современный этикет.Деловой протокол.-М., 2000г.
50. Сутырин Ф.Д. Этикет и дипломатический протокол для всех.СПб.,2001.
51. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика. Уч.пос. –М. 2006
52. Уткин Э.А. Этика бизнеса. –М. 2000
53. Шапарь В.Е., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менеджмента. Р.н\Дону., 2002
54. Широкова И.Г. Этика. Конспект ленций,- М.2000
55. Этика \ под общей ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. –М. 2000
56. Этика.уч.пос. \ под общ.ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.-Мн. 2002
57. Этикет в вопросах и ответах\ сост.Амелин Ю.Н.-Р.н\Дону, 2001
58. Этикет\ сост. Кузнецов И.Н. Мн.2002
59. Астафьев Я.У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов.\\ СОЦИС.-2001г.-№6-с. 286-297.
60. Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность\\Социально-гуманитарные знания.-2002№4-с. 163-175.
61. Баева О.А. Как общаться с “неудобным” собеседником.\\ Отдел кадров.- 2002г.-№5 с. 140-141.
62. Бобков В. Климат души и почва духа\\Беларуская думка.-2004-№6.с. 80-85.
63. Бутрим Г.,Ларина Н. “”Образование как важнейший приоритет государственной политики в системе идейно-нравственного воспитания\\Беларуская думка.-2004.-№7-с. 8-16.
64. Бурова С.Н. Гендерные аспекты подготовки молодежи к браку и семейной жизни\\ Социология.-2000№4-с.37-45,№2-с. 54-61.
65 Валеев. Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности.\\ Социально-гуманитарные знания.-2002г.- №2.с.- 196-207.
66. Визитная карточка. Ее оформление и правило использования.\\ Организация и управление.-2001г.№1-с. 85-87.
67. Воробьева И. Этический бизнес.\\ Отдел кадров.-2004г.-№4.-с.118-120.
68. Гатальская Г.В., Зайцева Н.М.Психологические особенности национального самлсознания белорусских студентов\\Вышэйшая школа-2005г.-№2- с.60-63.
69. Гречнева Е. Реализация государственной молодежной политики в РБ\\ Беларуская думка.-2004-№11-с. 16-22.
70. Данило Ж. Маркович О трудовой морали в трансформирующихся обществах\\ Социология .-2004г.-№ 2-с. 13-18.
71. Долбик-Воробей Т.А Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости.\\ СОЦИС-2003№11-с. 76-83.
72. Дронова Т.А. Совесть как психологический феномен сознания \\ Мир психологии 2007г. № 2 с.121-127
73. Капто А.С. Этика мира.\\ Социально-гуманитарные знания.- 2002г.- №4-с. 204-217.
74. Капустин Б.Г. Различия и связь между политической и частной моралью.\\ Вопросы философии.-2001№9-с. 3-24.
75. Козубовский Е.М. Общенациональная идея и кадры: управление элитарными ориентациями молодежи в профессиональном самоопределении\\ Проблемы управления.-2004г.-№2-с.41-47.
76. Коноваленко М. Понимание – проблема делового общения.\\Управление персоналом.- 2004г.:-с.59-62.
77. Костенко В. Загадка английской души.\\Директор 2005-№1 с.64-65.
78.Костенко В. Французский бизнес: логика и элегантность.\\Могилевскиеведомости.-2004№2-с. 12
79. Костенко В. Гете и Эрхарда./\ Директор.-2004 №11- с. 60-62.
80. Костенко В. Родители “Кока-Колы” и “Макдоналдса”.\\ Директор -2004-№12-с. 60-61.
81. Лазаревич А. Наука и духовные ценности народа\\ Наука и инновации.- 2004-№10-с. 8-13.
82. Лаптенок С Вверх по ступеням нравственности\\ Беларуская думка.-2002 №10,11 –с. 87-93.
83. Лозюк Т.М. Ценностные приоритеты студенческой молодежи\\ Вестник БНТУ.-2005г.-№4.-с. 82-85.
84.Ломадзе Л.Г. Гражданский брак\\Беларуская думка.-№9-с.118-126
85. Малинин Е.Д. Организационная культура: зарубежный опыт.\\ЭКО.-2002-№10,11-с. 81-98.
86. Наумов А., Джонс Э., Паффер Ш. Этическое отношение к работе – новые парадигмы \\ Менеджмент, 1995
87. Парфенцова Е. Когда чай уместнее вина.\\Директор 2005№ 8-с. 62-63.
88. Петрович М.В. Этика в управлении.\\ Экономика. Финансы. Управление. -2003г.№ 3.-с. 98-102.
89. Пожидаева А. Основы телефонного этикета.\\Кадровик. Управление персоналом. 2002г. №8-с.63-65.
90. Пфау-Эффингер Б. Культурные перемены и семейная политика в Восточной и Западной Европе\\СОЦИС.-2004г.№10-с. 78-87.
91. Рассадина Т.А. Традиционные ценности в жизни общества.\\Социально-гуменитарные знания.-2004№3-с. 279-293.
92. Ротман Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету\\ Социология.-2004г.№1-с. 50-58.
94. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире.Фундаментальная взаимосвязь науки и философии.\\Высшее образование сегодня.-2003-№8-с. 14-20.
95. Симхович В.А. Понимание преданности и морального долга – основа самоидентификации копоративного человека в японском обществе.\\ Социология.-2002. №1-с. 25-34.
96. Сурмач М.Ю. Ценностные установки студенческой молодежи по проблемам семьи.\\Социология.-2004г.№3-с.86-89.
97. Титаренко Л.Г. “Парадоксальный белорус”: противоречия массового сознания\\СОЦИС .-2003 №12-с. 96-107.
98. Тихомирова Е.А. Речевой этикет: знакомство и обращение к собеседнику.\\ Кадровая служба.-2003г. №10-12-с. 117-119.
99. Тихонова Л.Е. Белорусская семья на современном этапе.\\Вестник БГЭУ.-2001г.№6-с.72-77.
100. Трушкевич А. Каким быть менеджеру.\\Директор.2003г.№4-с. 66-67.
101. Тумусов В.С. Семья и постиндустриальная цивилизация.\\Воросы философии.-2001г.-№12.-с.153-163.
102. Шейнов В.П. Как сделать встречу результативной.\\Маркетинг, реклама и сбыт.-2005г.-№4-с.69-76.
103. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности.\\ Психология.-2000г.-№3-с.3-11.
104. Этикет телефонных разговоров, деловых встреч, переговоров.\\Организация и управление.- 2001-№1-с.7-103.
105. Юрашевич И.П. Национальные ценности белорусов в контексте восточнославянских духовных традиций.\\Фмлософия. Культура. Общество.-2004г.-№4-с.95-99.