В ходе занятия студент должен. · определения здоровья Всемирной организации здравоохранения и российских ученых
знать:
· определения здоровья Всемирной организации здравоохранения и российских ученых,
· компоненты здоровья ребенка,
· факторы, определяющие здоровье и критерии, характеризующие здоровье
· особенности формирования здоровья в свете концепции этапного поступательного формирования здоровья «Тверская спираль» и концепции континуума переходных состояний Лиллиенфельда –Вельтищева –Кобринского.
уметь:
· анализировать и оценивать: уровень здоровья в зависимости от объекта исследования, индивидуальный уровень здоровья по группам здоровья.
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на особенности формирования здоровья детей в свете изучаемых концепций, как сложной многокомпонентной структуры, отдельные звенья которой находятся в постоянном динамическом равновесии для поддержания гомеостаза в процессе реализации индивидуальной программы развития.
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
1. Проверка посещаемости - 2 мин.
2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.
3. Перерыв – 10 мин
4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.
5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Современные концепции формирования здоровья» -15 мин.
6. Перерыв – 10 мин.
7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
1. Какие определения здоровья существуют?
2. Перечислите компоненты здоровья ребенка.
3. Назовите факторы, определяющие здоровье.
4.Перечислите критерии, характеризующие здоровье.
5. Как оценить уровень здоровья в зависимости от объекта исследования?
6. Оценка индивидуального уровня здоровья по группам здоровья.
7. Перечислите этапы концепции континуума переходных состояний Лиллиенфельда –Вельтищева –Кобринского.
8. Назовите этапы концепции «Тверская спираль».
9. Особенности формирования здоровья детей в свете концепции «Тверская спираль».
Современные концепции формирования здоровья
Определения здоровья (ВОЗ, БМЭ). Компоненты здоровья ребенка. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Концепция континуума переходных состояний Лиллиенфельда –Вельтищева –Кобринского. Концепция «Тверская спираль». Этапы формирования здоровья в свете концепции «Тверская спираль».
Содержание:
Формирование здоровья представляет собой активный поступательный спиралеобразный процесс реализации индивидуальной генетической программы развития ребёнка.
Наиболее часто используют следующие дефиниции термина "здоровье".
По мнению экспертов ВОЗ «здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».
Второе определение принадлежит перу отечественных авторов, и истоки его просматриваются в исследованиях ученых НИИ социальной гигиены, экономики и истории медицины им. Н.А.Семашко РАМН, которое гласит: «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции».
Для российской научно-практической медицины удобнее пользоваться отечественным определением термина «здоровье», так как ставить в обозримом будущем цель достичь полного телесного, душевного и социального благополучия представляется нам некорректной.
Здоровье ребенка - это своеобразный комплекс, включающий 4 основные компонента: 1.физическое здоровье; 2.психическое здоровье; 3.репродуктивное здоровье; 4.психо-сексуальное здоровье; причем последнее некоторые исследователи трактуют как психосоциальное здоровье.
Необходимо помнить, что абсолютного здоровья нет, существует лишь определенный природой, заложенный в ДНК оптимальный для данного индивидуума уровень здоровья, превысить который весьма проблематично, а понизить, потерять нетрудно.
Жизнь есть единство и борьба противоположностей: жизни и смерти, здоровья и нездоровья, и именно это определяет процесс движения, процесс развития человечества; остановка и есть смерть, движение - жизнь, как сопряжение гомеостазиса и гетерозиса.
В зарождении жизни в равной мере участвуют мужчина и женщина, однако в формировании оптимального уровня здоровья бесспорный приоритет принадлежит прекрасному полу. Природа распорядилась ей отвечать за будущий гомеостазис не только своих детей, но и всего потомства из поколения в поколение и наградила женщину большим, нежели у мужчин, здоровьем, долголетием, работоспособностью, практическим умом, изяществом формы, выносливостью, красотой (а красота - это гармония природы).
Мужчине природа отвела роль не менее почетную, но несколько противоположную, сделав его ответственным за гетерозис (изменчивость), за процессы обновления, «расшатывания» гомеостазиса, дабы не было застоя и вырождения. К сожалению, природа наградила мужчину меньшей продолжительностью жизни, склонностью к заболеваниям, феномену внезапной смерти, лабильности, неустойчивости, вечным поискам «мятущейся души и тела», агрессивности и необходимостью в женской опеке всю жизнь, поэтому одинокие мужчины живут значительно меньше, нежели семейные.
Процесс формирования гомеостазиса описан Ю.Е.Вельтищевым еще в 60-х годах ХХ века, который можно представить в виде своеобразного треугольника.
Наследственность Анте-интранатальные
факторы
Факторы окружающей среды
Родители в грубых чертах передают основу гомеостазиса при зачатии своему потомству, и на этом роль мужчины как бы прекращается, а в дело вынашивания вступает женщина - полномочный представитель природы на нашей Земле, и, как сама природа, мудро создающий эмбриону и плоду оптимальные условия в утробе матери, в амниотической жидкости (напоминающей море, из которого вышла жизнь).
На девять месяцев беременности женщина становится внешней средой для потомства, оптимально и со все нарастающей силой защищающая, питающая и готовящая его к внеутробной жизни по эволюционно закрепленной программе индивидуального развития именно этого организма. Данное положение обусловливает постулат об индивидуальности, индивидуальном уровне здоровья, отличающимся не только от других особей, но и от своих родителей; то есть каждый ребенок имеет свой оптимальный для него уровень здоровья, оптимальный для него гомеостазис.
Мать-природа несет ответственность за продолжение человеческого рода и убирает (иногда безжалостно) несовершенное потомство уже с момента зачатия, несовершенное по морфологическим, метаболическим и иным критериям, то есть неспособное выжить в окружающей среде внеутробной жизни.
В силу чего гибель зародышей и эмбрионов тем больше, чем ближе к моменту зачатия, но чем больше возраст плода, тем выживаемость больше, становится более зрелой защитная реакция, однако часть эмбрионов и плодов все равно погибнет. Спонтанный аборт необходимо рассматривать и как защиту природой человеческого потомства.
Невынашивание беременности, проблема маловесных детей, задержки внутриутробного развития, рождения морфологически и метаболически незрелых детей - это сигнал природы об опасности, о возможности появления несовершенной особи. И в данном случае, успехи науки (реанимации, выхаживания, искусственного оплодотворения) являются действиями, направленными на покорение природы, на ее «исправление», что понимается неоднозначно: и как радости родителей, победы медицины; и как проблемы биосоциальные для последующих поколений, особенно тревожные на фоне снижающейся рождаемости, ибо порождают необходимость медицинской и психосоциальной коррекции существенной части потомства.
Последним испытанием для гомеостазиса плода и новорожденного являются роды. Природа в анте- и интранатальном периоде использует как ведущий механизм гипоксию. Это универсальный биологический механизм тестирования всего живого на выживаемость, и это настолько мощный стрессовый фактор, что все плоды, способные выжить лишь в утробе матери, погибают сразу после рождения или в течение первой недели и даже первого месяца, поэтому удельный вес ранней неонатальной и неонатальной смертности столь высок и «приоритетен» в структуре младенческой смертности.
После рождения на ребенка воздействует масса факторов окружающей среды (физических, химических, биологических и социально-средовых), которые уже доводят гомеостазис младенца до определенного ему природой уровня.
Следовательно, формирование здоровья представляет собой сложную многокомпонентную структуру, отдельные звенья которой находятся в постоянном динамическом равновесии для поддержания гомеостаза в процессе реализации индивидуальной программы развития.
Для установления возможности позитивного управления процессами формирования здоровья и развития ребенка необходимо разобраться в архитектонике основных компонентов, влияющих на формирование здоровья, особенностях их сопряжения и возможностях совершенствования медицинского обеспечения на различных этапах постнатального онтогенеза.
Исследуя проблему здоровья, человек, естественно, задает себе 3 вопроса: 1. Что это такое? 2. В каких единицах оно измеряется? 3. Как его достичь?
На первый вопрос отвечает определение здоровья.
Второй вопрос требует уточнения, ибо ответ зависит от объекта исследования, которым может быть: 1. Человек; 2. Коллектив; 3. Территория (популяция).
1. Если речь идет о человеке, то чаще всего используется комплексная оценка индивидуального здоровья.
2. Если это коллектив, то используется когортный анализ с выявлением удельного веса искомого явления в общей массе данного коллектива.
3. Если объектом исследования становится население территории, то включаются популяционные показатели, причем интегральным популяционным показателем уровня здоровья данной территории (района, города, области, республики и т.д.) является показатель младенческой смертности, дающий самое объективное представление об экономическом, политическом и нравственном состоянии данной популяции, независимо от политического режима.
Индивидуальное здоровье, безусловно, является одним из приоритетных направлений медицинского обеспечения детской популяции. Уровень индивидуального здоровья ребенка формируют факторы, определяющие здоровье (Р.В.Тонкова-Ямпольская,1996, В.А.Доскин с соавт.,2001), то есть генетические, биологические и социально-средовые факторы; мерилом же здоровья выступают критерии (показатели), его характеризующие: 1. уровень физического развития; 2. уровень нервно-психического развития; 3. резистентность; 4. функциональное состояние организма; 5. наличие хронических заболеваний и врожденных пороков развития.
Результирующей в данном случае выступает группа здоровья. Учение о группах здоровья разработано С.М.Громбахом (1981) и Ю.Е.Вельтищевым (1994). Группа здоровья определяется согласно приказа Министерства здравоохранения РФ № 60 от 14.03.95 года.
Оценка уровня здоровья в зависимости от группы имеет следующие критерии:
I группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем критериям здоровья;
II группа - здоровые дети с риском возникновения хронической патологии (например, это дети с отягощенным биологическим, генеалогическим или социально-средовым и дети с наличием функциональных отклонений);
III, IV, V группа - дети с хроническими заболеваниями.
Исследования Ю.А. Алексеевой (2002) показали, что ряд биохимических показателей (компоненты липидного и минерального обмена) могут выступать маркерами уровня здоровья и являться дополнительными метаболическими критериями, характеризующими уровень здоровья.
Для ответа на третий вопрос «Как достичь здоровья», необходимо опираться на современные концепции формирования здоровья.
В настоящее время существуют две четко очерченные концепции.
Первая - концепция континуума переходных состояний Лиллиенфельда –Вельтищева -Кобринского, то есть концепция полноты переходных состояний от условного здоровья к полному нездоровью через следующие 6 этапов:
1. здоровье;
2. функциональные отклонения;
3. пограничные состояния;
4. хронические заболевания;
5. инвалидность;
6. полная утрата функций.
Современные концепции формирования здоровья
Вторая концепция - этапного, спиралеобразного, поступательного формирования здоровья, именуемая "Тверская спираль" (А.Ф.Виноградов,1990,1991) включает 5 этапов:
I этап - формирование здоровья будущих родителей (от 7 лет жизни до периода участия в зачатии новой жизни);
II этап - зачатие;
III этап - беременность;
IV этап - роды и
V этап - постнатальное формирование здоровья (от рождения до 7 лет).
Схематичное изображение концепции этапного спиралеобразного, поступательного формирования здоровья "Тверская спираль" (А.Ф.Виноградов,1990,1991).
Становится понятным, что V и I этапы смыкаются, образуя круг, а точнее спираль, ибо уровень здоровья детей и родителей не совпадает; и здоровье по спирали либо накапливается в семье (и популяции) из поколения в поколение, либо регрессирует.
Вышеназванные концепции этапного поступательного формирования здоровья и континуума переходных состояний, по мнению разработчиков представленных моделей, не являются альтернативными. Они скорее две стороны одной медали.
Факторы, определяющие здоровье, разделяются на позитивные (способствующие формированию здоровья, факторы безопасности) и негативные (факторы риска).
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ (I этап).
Формирование здоровья будущих родителей – это длительный этап, начинающийся с 7-летнего возраста и завершающийся с момента зачатия новой жизни, нового поколения.
Чем старше ребенок, тем большую роль играют в его развитии социальные факторы, и меньшую - биологические.
К подростковому возрасту актуализируется значение всех 4 компонентов, составляющих здоровье (физическое, психическое, репродуктивное и психо-сексуальное). На схеме показано изменение значимости каждого компонента здоровья на различных этапах постнатального онтогенеза, в различные периоды жизни ребенка; и лишь в подростковом периоде актуализированы все 4 компонента здоровья.
Схема. Компоненты здоровья.
Компоненты здоровья | раннее детство | дошкольный возраст | младший школьный возраст | подростковый возраст |
Физическое здоровье | +++ | + | ++ | +++ |
психическое здоровье | ++ | ++ | +++ | +++ |
репродуктивное здоровье | -\+ | + | ++ | +++ |
Психо-сексуальное здоровье | - | - | + | +++ |
Вышеназванный этап проходит под контролем нескольких специалистов и, помимо педиатра, в формировании здоровья будущих родителей принимают участие детский гинеколог, акушер-гинеколог, андролог - уролог, психолог.
Под физическим здоровьем понимают соответствие антропометрических данных возрастным критериям и их гармонию на фоне соматического благополучия (телесного благополучия).
Психическое здоровье – это адекватность психических реакций на различные окружающие раздражители.
Репродуктивное здоровье определяется как нормальное (физиологическое) состояние генеративного аппарата, позволяющее оптимально выполнять адекватную возрасту репродуктивную функцию.
Психосексуальное здоровье представляет собой особую малоизученную проблему, сложность которой придают все 4 составляющих его обязательных компонента: 1. половая ориентация; 2. репродуктивная ориентация; 3. социальная ориентация; 4. адекватная реализация половой роли; то есть в основе психосексуального здоровья лежит важнейшая мотивация – мотивация продолжения рода, реализация которой гарантирует жизнь человечества.
Реализация программы формирования здоровья будущих родителей включает 10 компонентов (позиций):
1. добиться оптимального развития ребенка (физического и нервно-психического);
2. достичь оптимального репродуктивного здоровья (оптимального – это максимально достижимого при данной индивидуальной генетической программе);
3. выявить и осуществить коррекцию отклонений психосексуального здоровья;
4. осуществить профилактику вредных привычек;
5. развивать общую и санитарную культуру;
6. провести контроль и коррекцию функции интегральных систем (эндокринной, иммунной, вегетативной);
7. воспитать в будущих родителях ответственность за здоровье потомства;
8. формировать здоровье последовательно по цепочке: девочка – девушка – беременная – ребенок …, то есть использовать этапы «Тверской спирали»;
9. обеспечить приоритет девочек на всех этапах медицинского обеспечения детей;
10. нивелировать вредные последствия урбанизации (разрушающее влияние городов на здоровье их жителей).
Для осуществления комплекса мер по реализации I этапа «тверской спирали» необходима организация в областном центре и крупных городах области реабилитационного, подросткового, эндокринного, иммунологического, аллерго-пульмонологического, медико-генетического, уро-андрологического центров.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА АНТЕ - И ИНТРАНАТАЛЬНЫХ ЭТАПАХ.
Формирование здоровья на анте- и интранатальных этапах разделяется на 3 этапа:
1.этап зачатия (2-ой этап Тверской спирали)
2. этап беременности (3-ий этап Тверской спирали)
3. этап родов (4-ый этап Тверской спирали).
Формирование здоровья на этапе зачатия (на II этапе).
Первый этап «тверской спирали» заканчивается тогда, когда фертильная пара принимает решение осчастливить себя и окружающих появлением своего потомства.
Оптимальным фертильным возрастом является период от 19 до 25 лет (и даже до 30), после которого возрастает риск возникновения отклонений и патологии, а после 35 лет вышеназванный риск резко увеличивается, причем большее значение имеет возраст женщины. О мужском возрасте, оптимальном для зачатия, написано значительно меньше и считается (желательно), чтобы разница в возрасте мужчины и женщины не превышала 15 лет.
Продолжительность этапа зачатия составляет от нескольких месяцев до нескольких лет, так как предусматривает по существу длительную подготовку фертильной пары под контролем центра репродуктивного здоровья к оптимальной реализации своей важнейшей функции продолжения рода человеческого.
Семейная пара в Центре репродуктивного здоровья обязана посетить 3 кабинета: 1. кабинет медико-генетического консультирования; 2. кабинет планирования семьи и 3. кабинет экономических и психологических аспектов семьи, где должно исключиться негативное влияние генетических, врожденных, социально - средовых факторов:
Медико-генетическое консультирование должно не только установить степень риска наследственной патологии в данном конкретном варианте зачатия, но и рекомендовать доступные адекватные поставленной цели меры доимплантационной профилактики, приемлемые для данной супружеской пары.
Если степень риска проявления наследственной патологии у потомства высока, то обсуждается ряд мер, включающих:
1. подбор супружеских пар; 2. искусственное оплодотворение с различными вариантами вынашивания: самой женщиной, «суррогатной матерью»; 3. применение современных технологий в виде отбора здоровых яйцеклеток (как в случае с дефицитом -1-антитрипсина, когда исключаются из зачатия поврежденные клетки, носители патологического гена), использования достижений генной инженерии и в обозримом будущем клонирования (при разрешении этических проблем).
Лишь решив позитивно проблемы риска наследования патологии, супружеская пара переходит в кабинет планирования семьи, где с помощью опытного специалиста (желательно акушера-гинеколога с подготовкой по сексологии) или нескольких специалистов осуществляется важнейшая часть подготовки к зачатию по срокам зачатия, по психологическим нюансам зачатия, а также по месту и условиям, в которых оно должно происходить.
Сроки зачатия разделены на 4 самостоятельные позиции: 1. экспозиция после исключения повреждающего фактора; 2. время года; 3. время цикла и 4. время суток (утро, день, вечер, ночь).
1) Экспозиция, то есть время обязательного воздержания от зачатия, определяется с учетом значимости самого явления акушером-гинекологом: после предшествующих родов, аборта, лечения или специфической профилактики инфекции (в том числе и внутриутробных), физической и психической травмы, соматических заболеваний, избавления от наркозависимости и ряда подобных существенных явлений. Важнейшим критерием эффективности используемых мер является реабилитация родовых путей и готовность не только генеративного аппарата, но и всего организма к длительному процессу вынашивания.
Подготовка организма женщины к будущему материнству, забота о ее здоровье представляет собой государственную задачу, а вот мужчина как будущий отец часто остается в тени, в то же время здоровье отцов как соматическое, так и репродуктивное играет большую роль в формировании здоровья будущего потомства. Так, Л.В. Посисеева (1998) обнаружила, что специфический 2-микроглобулин, содержащийся в репродуктивных тканях и биологических жидкостях женщин и мужчин, может не только способствовать фертилизации, но и нормальному протеканию беременности, ибо снижение его в сперме мужчин чаще встречалось в семьях с различными видами нарушений репродуктивной функции (невынашивание, бесплодие, гибель детей в перинатальном периоде). Вышеизложенное существенно повышает рейтинг мужчин в репродуктивном процессе.
2) Время года, оптимальное для зачатия, давно определено всеми народами. Это осень (а точнее август-октябрь), период оптимальной инсоляции, витаминизации пищи и наличия в ней достаточного количества минеральных веществ и микроэлементов, время свадеб у древних славян и многих других народов.
3) Желание родителей иметь ребенка определенного пола может осуществиться, если акушер-гинеколог подскажет время цикла, оптимально подходящее для зачатия мальчика или девочки.
4) Время суток для благоприятного зачатия точно определено наукой, и если зачатие происходит между 22 и 24 часом суток, то шансы на рождение более здорового ребенка увеличиваются.
Кроме того, известно, что зачатие должно проходить в отпускной период с обязательной сменой обстановки (новая среда, новые впечатления – обострение чувств). Окружающий пейзаж должен импонировать обоим и включать как обязательный компонент воду: горы + море, степь + озеро, лес + река и т.д.
Особое внимание обращается на продукты питания, усиливающие «фертилизацию» и улучшающие течение беременности (токоферол, фолиевая кислота и др.); не увлекаться экзотическими фруктами, способствующими сенсибилизации и, естественно, исключить облигатные аллергены (цитрусовые, шоколад, др.).
Формирование здоровья на этапе беременности (III этапе).
Учитывая рекомендации экспертов ВОЗ, этап беременности включает 7 основных позиций:
1. Эффективное управление беременностью;
2.Исключение профессиональных и бытовых вредностей;
3. Этико-эстетический антураж беременной;
4. Коррекция токсикоза;
5. Диагностика внутриутробного состояния плода;
6. Соответствие размеров плода и родовых путей матери;
7. Выбор характера родоразрешения.
1. Управление беременностью осуществляется в перинатальных центрах и женских консультациях.
2. Исключение профессиональных и бытовых повреждающих факторов, включающих работу в вечерних и ночных сменах, контакт с магнитными полями, излучениями, десинхронозы вследствие перемещения в другие часовые пояса страны, смена профессий, мест работы (исключая данные смены работы как вынужденные), контакт с повреждающими химическими веществами, участие в действиях, вызывающих стрессовые изменения в организме (спорт, театр и др.). Необходимо добиться нормализации всех режимов: сна и бодрствования, труда и отдыха, питания, движений.
3. Большое значение имеет этико-эстетический антураж беременных, то есть красота и гармония отношений, одежды и предметов. У беременной «все должно быть прекрасно»: и лицо, и одежда, и окружающая обстановка. Женщина имеет право на капризы, пищевые причуды, красивую и яркую одежду и удобную, отвечающую эстетическим запросам и физиологическим возможностям обувь. За месяц до зачатия мужчина и женщина должны исключить вредные привычки (алкоголь, никотин), если они имели место, и, естественно, воздерживаться от них в период беременности. Обеспечение этико-эстетического антуража беременных способствует рождению более здоровых, добрых и более красивых детей.
4. Коррекция токсикоза беременных составляет особое место в комплексе управления, ибо, чем раньше, длительнее и выраженнее токсикоз, тем опаснее для плода, тем ниже уровень его здоровья.
5. Диагностика внутриутробного состояния плода. Не менее важное значение имеет диагностика состояния внутриутробного плода с использованием современных различных методик и технологий (УЗИ, амниоцентез, ИФА, комплекс электрофизиологических исследований и др.) для выявления наследственной, врожденной и иной патологии с целью своевременного абортирования несостоятельного плода.
6.Чтобы избежать механической травмы в родах, которая может провоцировать возникновение тяжелой родовой травмы ЦНС, необходимо добиться соответствия размеров плода и родовых путей женщины. Неприлично в XXI веке рожать ребенка с массой тела, выходящей за пределы 3200+200г.; тем более что данную проблему в США давно уже решили диетически.
7.Завершающим этапом управления беременностью является выбор характера родоразрешения, где физиологические роды и плановое оперативное родоразрешение должны быть тщательно обоснованы, так как продолжается снижение удельного веса женщин, способных родить самостоятельно и эксперты ВОЗ определили для 10-12% беременных плановую необходимость оперативного родоразрешения (кесарево сечение).
Формирование здоровья на IV этапе (роды).
Роды являются 3-м заключительным этапом системы анте- интранатального формирования здоровья (IV этапом «тверской спирали») и включают минимум 5 обязательных компонентов:
1. наличие индивидуальной программы родов;
2. выбор характера родоразрешения;
3. щадящие роды (исключение лишних вмешательств);
4. антураж по желанию роженицы;
5. раннее прикладывание новорожденного к груди матери.
Условия, в которых предстоит рожать женщине, выбирает она сама и все должны считаться с ее желаниями. Она может рожать одна или в присутствии мужа (друга, родственников), дома или в роддоме, на суше или в море (бассейне), в тишине или под музыку и т.д. Единственным требованием является исключение неблагоприятных воздействий на женщину и новорожденного и наличие у женщины адекватной психической реакции на окружающие раздражители.
Раннее прикладывание к груди стало обязательным компонентом деятельности акушеров и педиатров и осуществляется чаще всего в первые 30 минут после родов после появления сосательного рефлекса.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ (V этап).
Постнатальный (послеродовый) этап формирования здоровья продолжается от рождения до 7 лет (V этап «тверской спирали»), проходит под контролем участкового педиатра или семейного врача.
Послеродовый этап включает 7 основных компонентов:
1.раннее прикладывание новорожденного к груди;
2.грудное вскармливание;
3. реабилитация родовой травмы;
4. обеспечение физического и нервно-психического развития ребенка;
5. профилактика и лечение гипогалактии;
6. нивелирование неблагоприятного фона развития ребенка;
7. формирование мотивации: «здоровье через семью».
Таким образом, этапное формирование здоровья детей представляет собой прогрессивную систему медицинского обеспечения детей на всех этапах до- и постнатального онтогенеза.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1. Перечислите 4 компонента здоровья ребенка:
А.
Б.
В.
Г.
2.Перечислите факторы, определяющие здоровье:
А.
Б.
В.
3.Перечислите критерии (показатели), характеризующие здоровье:
А.
Б.
В.
Г.
Д.
4.Перечислите 6 этапов концепции континуума переходных состояний Лиллиенфельда –Вельтищева –Кобринского:
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Е.
5.Перечислите 5 этапов концепции этапного, спиралеобразного, поступательного формирования здоровья "Тверская спираль" (А.Ф.Виноградов,1990,1991):
А.
Б.
В.
Г.
Д.
6.Продолжительность V этапа «Тверской спирали» (постнатального формирования здоровья):
А. от рождения до 7 лет
Б. от 7 лет жизни до периода участия в зачатии новой жизни
В. От рождения до 10 лет
Г. от 10 лет до периода участия в зачатии новой жизни
Д. от рождения до зачатия новой жизни
Е. от рождения до 18 лет
7.Продолжительность I этапа «Тверской спирали» (формирование здоровья будущих родителей):
А. от рождения до 7 лет
Б. от 7 лет жизни до периода участия в зачатии новой жизни
В. От рождения до 10 лет
Г. от 10 лет до периода участия в зачатии новой жизни
Д. от рождения до зачатия новой жизни
Е. от 10 до 18 лет
8.Перечислите 4 компонента психосексуального здоровья:
А.
Б.
В.
Г.
9.К каким группам здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями:
А. I
Б.II
В.III
Г.IV
Д.V
10.К каким группам здоровья относятся здоровые дети:
А. I
Б.II
В.III
Г.IV
Д.V
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Содержание:
Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.