Слабые места террористических организаций
Все террористические организации независимо от идеологической основы и политических целей имеют общие слабые места:
1. Необходимость общения террористов между собой, с людьми, разделяющими их взгляды и с населением, для распространения своих идей с целью вербовки новых членов организаций.
Постоянный контроль связей и контактов позволяет выявить сети, раскрыть намерения, разгадать планы и вовремя нейтрализовать замыслы террористов. Всю прямую и косвенную информацию о деятельности той или иной группы следует заносить в постоянную компьютерную базу данных.
2. Исключительно высокая роль руководителей и лидеров большинства структур и ячеек террористов.
Активность групп и целей и целых сетей часто является плодом таланта и изощрённых замыслов их руководителей. Поэтому захват или уничтожение лидера ведёт, как минимум, к временному снижению боеспособности вертикально иерархической структуры. В «горизонтальных», сетевых структурах лидеры чаще всего является идейными вдохновителями, а не боевыми руководителями. Такие структуры весьма живучи и способны к быстрой самоорганизации. Их уязвимое место — профессионалы в области подготовки и проведения терактов, обучения боевиков, мастера оружейного и подрывного дела, компьютерных войн, информационных технологий и т.п., потери которых ведут к снижению активности организации.
3. Борьба за власть внутри террористических групп и между ними.
Террористические организации конкурируют между собой за финансовые и материальные ресурсы, известность, влияние на население и многое другое, из-за чего иногда враждуют между собой напряжением куда большим, чем с правительственными силами. Состояние вражды, недоверия поддерживается также страхом перед агентами спецслужб, действующими в их рядах. Дезинформация, пропаганда и агентурная работа позволяют обострять противоречия между группами, усиливать разногласия меду членами одной структуры. В результате междоусобная борьба усиливается, а внешняя активность террористов ослабевает.
4. Террористические организации, в большинстве своем, состоят из людей, испытавших страх уничтожения и наказания, желающих вернуться к нормальной жизни.
Терроризм — «это господство людей, которые сами замучены. Террор — это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые ради собственного успокоения людей, которые сами испытывают ужас…» (Ф. Энгельс). Правильный учет этого фактора позволяет проводить информационные компании по бесперспективности и обреченности терроризма, что, наряду с продуманной политикой амнистий и склонением лидеров к отказу от террора, позволяет переводить целые организации в русло политической деятельности. В районах, где влияние террористов на население велико, особое значение приобретает искоренение коррупции, повышение уровня жизни, создание рабочих мест.
5. Терроризм нуждается в большем количестве денежных средств, источниками которых являются:
- штатные «спонсоры» — добровольные или принуждённые к сотрудничеству;
- вполне легальные банковские и коммерческие структуры;
- коррумпированные чиновники;
- сомнительный и нелегальный бизнес (игорный, проституция, изготовление фальшивых денег, использование рабского труда, в том числе сексуальное рабство, наркобизнес).
Ликвидация и даже временная нейтрализация источников финансирования ведёт к существенному снижению террористической активности.
Объединение стран против международного терроризма
В борьбе с международным терроризмом значительный эффект даёт сплочение стран пусть даже с разными интересами.
Такое сотрудничество позволит эффективно высвечивать сети террористов, а иногда наносить им смертельные удары. Набрав сил, крупные террористические организации могут переходить к открытой вооружённой борьбе с целью захвата власти в определённом регионе. В этом случае против их используются подразделения и части спецслужб, а если их возможности недостаточны, то и вооруженные силы. Применение армии позволяет, как правило, быстро изменить ситуацию в регионе, но обычно сопровождается разрушением элементов инфраструктуры и жертвами среди гражданского населения.
Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами, проводимые ГОЧС заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности
Правовые мероприятия
Основными правовыми документами в сфере борьбы с терроризмом в настоящее время является:
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» [35].
Федеральный закон от 25.07.2005 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом». Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской федерации, порядок координации действий привлекаемых федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, в связи с осуществлением борьбы с терроризмом;
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Закон определяет правовую основу и основные принципы противодействия терроризму; организационные основы и применение Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом; установлен правовой режим контртеррористических операций; установлен порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта.
Указ Президента РФ от 16.06.2012 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». Указ определяет уровни террористической угрозы: повышенный (синий) уровень — вводится с получением информации о возможном террористическом акте; высокий (желтый) — вводится с подтверждением полученной информации; критический (красный) — объявляется при непосредственной угрозе или по факту совершения теракта. При этом продолжительность режимов каждого уровня не должна превышать 15 суток;
Постановления и распоряжения Правительства РФ: «О мерах по противодействию терроризму», «О федеральной антитеррористической комиссии», и некоторые другие;
Рекомендации МЧС России «О созданиях на территориях муниципальных образований гражданских организаций и их использовании в борьбе с терроризмом, помощи лицам, пострадавшим от террористических актов»;
Правовые документы субъектов РФ, в том числе г. Москвы, по вопросам борьбы с терроризмом с учетом специфики данных регионов.