Бланк ответов опросника
а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | ||||||
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов осуществляется с помощью ключа (таблица 21).
Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключе, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль испытуемого и определяются данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить и интерпретировать результаты разных обследованных лиц.
Таблица 21.
Ключ к методике.
Шкала | Вариант ответа «а» | Вариант ответа «б» |
Ориентация во времени | 11, 21. | 16, 18, 28, 38, 40, 41, 45, 60, 64, 71, 76, 82, 91, 106, 126. |
Поддержка | 4, 8, 9, 10, 17, 19, 23, 29, 32, 34, 42, 43, 46, 52, 53, 55, 56, 59, 66, 68, 70, 73, 77, 80, 81, 83, 86, 90, 93, 94, 96, 97, 98, 100, 102, 104, 109, 110, 113, 114, 115, 118, 120, 122. | 1, 2, 3, 5, 7, 12, 14, 15, 22, 25, 26, 27, 31, 33, 35, 36, 39, 44, 47, 49, 50, 51, 57, 61, 62, 65, 67, 69, 72, 74, 75, 79, 85, 87, 88, 89, 95, 99, 103, 105, 108, 111, 116, 117, 119, 123, 125. |
Ценностная ориентация | 17, 29, 42, 53, 56, 59, 68, 80, 81, 90, 93, 97, 113, 114, 122. | 49, 50, 67, 69, 99. |
Гибкость поведения | 3, 9, 68, 70, 97, 102. | 12, 33, 36, 40, 47, 50, 51, 61, 62, 65, 74, 82, 85, 95, 99, 105, 123 |
Сензитивность | 10, 43, 46, 55, 73, 77, 83, 122 | 2, 5, 89, 103, 119. |
Спонтанность | 42, 77, 80, 81, 83, 114 | 5, 14, 15, 26, 62, 67, 74, 95. |
Самоуважение | 3, 23, 29, 53, 66, 98, 100, 102, 114, 122. | 2, 7, 44, 69, 106. |
Самопринятие | 8, 32, 34, 53, 86, 104, 110. | 1, 14, 22, 31, 39, 61, 71, 75, 87, 105, 106, 111, 116, 125. |
Представления о природе человека | 23, 66, 90, 94, 97, 113. | 25, 27, 50, 99. |
Синергия | 68, 93, 97, 113 | 50, 91, 99. |
Принятие агрессии | 8, 10, 19, 29, 43, 46. 56, 93, 94, 115. | 5, 15, 39, 57, 67, 85 |
Контактность | 17, 46, 70, 73, 96, 109, 120 | 5, 7, 26, 33, 65, 74, 75, 79, 99, 103, 108, 123. |
Познавательные потребности | 13, 37, 48, 66, 92. | 20, 63, 78, 82, 107, 121 |
Креативность | 24, 30, 42, 54, 58, 59, 68, 84, 101 | 6, 105, 112, 123, 124 |
Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом.
Базовые шкалы.
Шкала Компетентности во времени (Вр) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Ряд эмпирических исследований свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.
Шкала поддержки (Под) – это самая большая шкала теста (91 пункт). Она измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.
Тестовый профиль испытуемого.
Дополнительные шкалы.
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
1. Шкала Ценностных ориентаций (ЦО) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.
2. Шкала Гибкости поведения (Г) (24 пункта) диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Шкалы Ценностных ориентаций и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
3. Шкала Сензитивности к себе (Сз) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
4. Шкала Спонтанности (Сп) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая из них определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, а вторая показывает, в какой степени они проявляются в поведении.
5. Шкала Самоуважения (Су) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
6. Шкала Самопринятия (Спр) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, нередко вопреки последним.
Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.
7. Шкала Представлений о природе человека (П) (10 пунктов) характеризует склонность определенным образом воспринимать природу человека. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную (“люди в массе своей скорее добры”) и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
8. Шкала Синергии (Си) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Шкалы 7 и 8 близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.
9. Шкала Принятия агрессии (Аг) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, но речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
10. Шкала Контактности (Ко) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или к субъект-субъектному общению.
Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.
11. Шкала Познавательных потребностей (Пп) (11 пунктов) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
12. Шкала Креативности (Кр) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.
Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики. Этот блок показателей диагностирует уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.