Автор и адресат речевого акта

"Человек - это тот центр, через который проходят координаты, определяющие предмет, задачи, методы, ценностные ориентации современной лингвистики" [Попова, с. 69]. Путь к осознанию того, что антропоцентризм языка требует антропоцентрически ориентированной лингвистики, был достаточно долгим и сложным. Одним из первых, кто в системоцентричное описание языка, в котором все объяснялось особенностями самой языковой системы, ввел автора и адресата в качестве необходимых компонентов, был французский ученый Э. Бенвенист. "Язык возможен только потому, что каждый говорящий представляет себя в качестве субъекта, указывающего на самого себя как на Я в своей речи. В силу этого Я конституирует другое лицо, которое, будучи абсолютно внешним по отношению к моему "я", становится моим эхо, которому я говорю ты и которое мне говорит ты. <…> Именно в реальности диалектического единства, объединяющего оба термина и определяющего их во взаимном отношении, и кроется языковое основание субъективности" [Бенвенист, с. 294]. Представление об индивидуальном характере всякого владения языком получило значительное развитие в трудах отечественных и зарубежных лингвистов [см. работы Э. Сепира; И.А. Бодуэна де Куртене; Дж. Гердера; В. фон Гумбольдта; Л.В. Щербы; А.А. Леонтьева; Ю.Н. Караулова; И.П. Сусова; Г.В. Колшанского].

Проблема субъекта как управляющего и регулирующего начала в функционировании языковой системы не может быть сведена исключительно к фигуре говорящего.

При таком подходе под "эго" следует понимать не говорящего, а познающего мир человеческого индивида. "Говорящий, описывая в высказывании какую - либо ситуацию, имеет в своем распоряжении лексические и грамматические средства, с помощью которых он маркирует наблюденность этой ситуации, хотя необязательно в роли наблюдателя должен выступать он сам" [Там же: 19]. Более того, роль наблюдателя, как считают авторы и приверженцы автопойетической теории, является первичным фактором, ключом к пониманию устройства языка. Один из кардинальных тезисов автопойезиса гласит: "Все сказанное сказано наблюдателем. Речь наблюдателя обращена к другому наблюдателю, в качестве которого может выступать он сам".

В нормальной речевой обстановке, по словам Н.Д. Арутюновой, параметры говорящего и фактор адресата согласованы между собой, обеспечивая тем самым правильное ведение коммуникации. Неотделимость категории адресата от категории субъекта можно объяснить воздействующейфункцией высказывания в естественной и художественной речи и игровым принципом протекания диалога. Речевое воздействие говорящего на адресата состоит в воздействии на сознание и в воздействии на бытие (воздействие на поведение, образ жизни и т. д. адресата). Главную ведущую роль в этом воздействии берет на себя высказывание. Исследование вербального и невербального поведения адресата, реагирующего на РА, должно учитывать двойственность его позиции: он выступает одновременно как объект речевого воздействия и как субъект речевого взаимодействия, представляющего собой интеракцию.

Вовлекаясь в речевое общение, каждый человек выступает в разных коммуникативных статусах, действуя то в роли отправителя, то в роли адресата сообщения. Однако сущность коммуникативной роли остается неизменной - это либо статус отправителя, либо статус адресата. Поэтому исходной точкой коммуникативного процесса является устойчивое соотношение отправитель - реципиент, которое реализуется через определенный коммуникативный акт.

В речевом общении и отправитель, и адресат действуют как языковые личности (далее ЯЛ). Проблема ЯЛ отнюдь не проста. Она обнаруживается во всей ее многогранности в языке художественного произведения. Э. Сепир говорил, что в подборе слов в значительной степени отражаются особенности личности. Виднейший отечественный лингвист Ю.Н. Караулов считает, что полное описание ЯЛ "предполагает: а) характеристику семантико-строевого уровня ее организации…; б) реконструкцию языковой модели мира, или тезауруса данной личности…; в) выявление ее жизненных или ситуативных доминантных установок, мотивов…".

По мнению И.П. Сусова, в понятии личности противопоставляются две стороны.

Во-первых, личность – это продукт общественного развития. "Она производна от социальной среды, ибо формируется в этой среде, оказываясь своеобразным фокусом, в котором преломляются многочисленные и противоречивые воздействия классово-имущественных, профессионально-групповых и социально-групповых, половых и возрастных, расовых и этнических, конфессиональных, территориальных и прочих отношений. Личность воспитана своей эпохой, ее общественным сознанием, психологией, культурой, системой разрешений и запрещений. Она включена в системы ролевых функций, предписаний и ожиданий".

Во-вторых, личность не есть просто объект внешних воздействий. Это активно действующий участник общественной трудовой и познавательной деятельности, субъект материального и духовного общения, осознающий свое место в мире людей, свое отношение к ним, осознающий и самое себя, свое Я. Личность использует общепринятые нормы, правила, конвенции деятельности и общения, воссоздавая их в своих действиях. В личности, таким образом, диалектически взаимосвязаны социальное и индивидуальное, общее и особенное, природное и усвоенное, воспроизводимое и творимое заново, объективное и субъективное.

Успешность РА во многом предопределяется пониманием структуры ЯЛ как иерархически разноуровневой системы. Ю.Н. Караулов различает в структуре ЯЛ лексикон, тезаурус и прагматикон. Каждый уровень характеризуется своим набором единиц.

Т.А. ван Дейк, приступая к рассмотрению внутренней структурыговорящего, обращает внимание на его знания, мнения; потребности, желания, предпочтения; отношения, установки; чувства, эмоции.

Речевое поведение ЯЛ обусловливается многими факторами - социальными, психологическими, биологическими, которые, с учетом индивидуальных особенностей, можно подразделить на "интрасубъективные" и "экстрасубъективные".

Интрасубъективные факторы включают те компоненты, которые внутренне присущи личности в определенный момент ее жизнедеятельности (пол, возраст, физическая конституция, профессия, состояние ее сознания, включая установки, ценностные ориентации, интересы, уровень владения языком и интеллектуальный уровень).

Экстрасубъективные факторы – это внешние детерминанты. К ним прежде всего можно отнести партнера по речевому взаимодействию, у которого свой индивидуальный в содержательном плане набор интрасубъективных компонентов, ситуацию и сферу взаимодействия, нормы и конвенции речевого поведения того этнокультурного социального коллектива, в который входит личность.

Наши рекомендации