Примеры организации линии времени
Сквозное время
Будущее |
Прошлое
Прошлое |
Будущее |
Будущее
Будущее |
Прошлое |
Прошлое
Включенное время
Будущее Прошлое Будущее Прошлое Прошлое
Будущее 3 |
Прошлое
Будущее 1 Будущее 2
Будущее
Рис. 25
Дело в том, что вообще-то при кодировании линии времени наш мозг обычно использует все субмодальности или многие из них. Однако излюбленными его кодами
являются субмодальности пространственного месторасположения, отчего и получаются линии времени, аналогичные вышеприведенным. Причем давно отмечено, что у большинства правшей прошлое находится слева, а будущее — справа. У левшей все организовано с точностью до наоборот. Естественно, чем дальше отстоит от вас прошлое или будущее, тем далее видятся их картины. Ну а настоящее может находиться либо прямо перед вами (на небольшом расстоянии), либо как бы располагаться непосредственно в вашей голове. Различие это кардинально, ибо уже на основе его вашу временную организацию можно отнести либо к сквозному времени, либо к времени включенному, или, иначе, фиксированному.
Два этих основных типа линий времени впервые описал Т. Джеймс, каковой и обнаружил, что между данными вариантами временной организации наличествует весьма большая разница, существенно определяющая жизнедеятельность человека.
У людей со сквозной линией времени представления о времени действительно линейны и последовательны, причем в силу ее местоположения как бы «неподалеку» они оказываются в состоянии воспринимать «цепочки» и последовательности событий в продвижении из прошлого в настоящее. В результате они легко придерживаются расписаний, точны, приходят в назначенное время и требуют такой же точности от других. Подобные субъекты превалируют в мире бизнеса, и именно ими, скорее всего, и был изобретен лозунг «время — деньги». Прошлое они чаще сохраняют в виде диссоциированных событий.
Люди с включенным временем, наоборот, часто оказываются не в состоянии толком различить прошлое, настоящее и будущее, поскольку в силу того, что линия времени проходит как бы через их голову (а бывает и еще хлеще — но, к счастью, редко), они все время находятся в настоящем, в постоянном «здесь и теперь».
В результате такие вещи, как точное время встречи и сроки исполнения того или иного дела имеют для них лишь относительное значение. При этом, поскольку они
находятся внутри своей линии, их воспоминания, а иногда и будущие представления оказываются ассоциированными, Такие люди весьма нелегки для бизнеса — и как собственно бизнесмены, и как деловые партнеры, поскольку, если будущее становится похожим на целый ряд «сейчас», отпадает всяческая необходимость действовать безотлагательно...
Различия между двумя вышеописанными типами временной ориентации можно представить в виде следующей таблицы (По: Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. «Введение в НЛП»).
Различия между сквозным и включенным временем | |
Сквозное время и Включенное время | |
Рядом со временем | Сквозь время |
Запад | Восток |
Слева направо | Сзади вперед |
Прошлое (настоящее) будущее | Представлено только настоящее |
Вся в поле зрения | Видна не полностью |
Организованное существование | Гибкое отношение ко времени |
Воспоминания обычно диссоциированы | Чаще всего ассоциированные воспоминания |
Важно планирование времени | Планирование времени не является столь важным |
Сложнее оставаться в настоящем моменте | Легко фиксироваться на настоящем моменте |
Более подробно разница между сквозным и включенным временем представлена в следующей таблице, которую мы взяли из материалов тренинга М. Аткинсон «Стратегия продаж» (ИГИСП):
ВКЛЮЧЕННОЕ / С | КВОЗНОЕ ВРЕМЯ |
ВКЛЮЧЕННОЕ ВРЕМЯ ОРИЕНТАЦИЯ | СКВОЗНОЕ ВРЕМЯ ОРИЕНТАЦИЯ |
Пойман во время. Более ассоциирован с контекстом «когда», когда происходит конкретное событие. Время — это событие, которое происходит внезапно. Не очень ответственный за прохождение времени. Менее упорядочен, воспринимает все так, как это происходит. | Тяготеет к тому, чтобы осознавать продолжительность времени и быть «на «где» «времени». Линеарное, последовательное время простирается от прошлого к будущему. Осознает абсолютную ощутимость времени. Осознание продолжительности. Хорошо планирует. |
ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ ИНТЕНСИВНОСТЬ | ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ ИНТЕНСИВНОСТЬ |
Тогда в прошлом» как бы случ. «здесь и сейчас» В памяти то же самое VAK (эмоциональное состояние) происходит как будто время не прошло. Часто сильно отмечается будущее. Человек может отправляться в прошлое и оставаться там более легко. | Интенсивность уменьшается со временем. Приобретает осознание событий через время. Тяготеет к тому, чтобы помнить в гештальтах и обобщениях. Приспосабливает личное мнение и ассоциации к новым критериям. |
ЯКОРЕНИЕ | ЯКОРЕНИЕ |
Тяготеет к ассоциированной позиции и образы тоже чаще ассоциированы. Интенсивные якоря. Чем более интенсивный якорь, тем более переживания находятся во включенном времени. | Тяготеет к диссоциации и воспоминания чаще диссоциированы. Нуждается в частом восстановлении якоря, если только это не очень свежий якорь. |
Тяготеет к тому, чтобы яко-рить и сохранять сильные убеждения и выводы. Так что люди могут верить, что это случай успеха или неуспеха. Время и ценность эквивалентны. Человек более ассоциирован с ценностями. | |
СПОСОБНОСТЬ К ФОКУСИРОВКЕ | СПОСОБНОСТЬ К ФОКУСИРОВКЕ |
Может концентрироваться и фокусироваться легко. Но с глаз долой — из сердца вон. | Имеет меньший фокус и меньшую способность к концентрации, но обращает внимание на время и приобретает способность его видеть и завершать различные вещи. |
Определение индивидуальной линии времени
Поскольку терапия линии времени исходно предполагает определение особенностей ее организации у конкретного клиента, предлагаем вам несколько психотехнологий, позволяющих сделать это. Первая из них, которую мы здесь назовем техника определения линии времени, является в чем-то классической, ибо именно с ней мы познакомились в начале нашего изучения нейро-лингвистического программирования.
1. Выберите любое событие, повторяющееся действие, которое вы точно выполняли в прошлом, выполняете в настоящем и будете выполнять в будущем (это может быть чистка зубов, причесывание, умывание, надевание обуви и т.п.) — мы возьмем чистку зубов.
2. Вспомните, как вы чистили зубы, пять лет назад, или притворитесь, что вспомнили об этом. Здесь нам не важен и не нужен конкретный пример этого действия пятилетней давности. Просто подумайте о том, что вы действительно чистили зубы пять лет назад, немного поразмышляйте об этом и обязательно отметьте, где в
пространстве вокруг вас вам «почудилась» картинка этого воспоминания. Запомните это место.
3. Далее по аналогичной схеме вспомните (и отметьте «место» картинки), как вы чистили зубы:
• год назад
• месяц назад
• неделю назад
• вчера
4. Теперь вспомните, что вы будете еще чистить
зубы, и, в соответствии с вышеизложенным, уже не
вспомните, а подумайте и вообразите, как вы будете
чистить зубы
• прямо сейчас
• через неделю
• через месяц
• через год
• через пять лет
5. Здесь обратите внимание, что начиная с некоторого момента (обычно — после года), картинки могут перестать появляться, а взгляд ваш вместо того, чтобы как бы бессознательно отмечать место их появления, будет метаться по пространству. Если это произошло, остановитесь.
6. Теперь вообразите, что вы чистите зубы прямо сейчас, отметьте место образа настоящего, проведите воображаемую линию между всеми этими вашими «картинками» и зарисуйте ее на листе бумаги, как бы оставив план всего этого в проекции «вид сверху».
В Time Line Therapy предлагаются, однако, два других — более простых, но, на наш взгляд, в чем-то менее точных способа построения (определения) ЛВ клиента, которые здесь мы назовем техниками выявления линии времени 1 и 2.
В первой из них, обращаясь к клиенту, вы спрашиваете у него, апеллируя к бессознательному, где, по мнению бессознательного, находится его (клиента) прошлое, а где будущее, после чего просите клиента показать одной рукой, где он видит или чувствует свое прошлое, а другой — где представляется и ощущается его будущее и, держа руки, как бы объединить прошлое с будущим,
определив, где проходит получившаяся линия (т.е. где соединяются прошлое и будущее) — рядом с ним или через него (т.е. в нем).
Во второй вы просто просите человека вспомнить что-то, что случилось неделю назад и определить, откуда пришло это воспоминание (для некоторых — куда оно направилось). После чего предлагаете ему сделать это для воспоминаний один месяц, одни год, а также пять и десять лет назад, а далее повторяете все это для одной недели, одного месяца, одного года, а также пяти и десяти лет вперед (т.е. в будущем) — разумеется, что при этом клиент не вспоминает, но, наоборот, представляет некоторые события, которые могут (а лучше должны) произойти в данные временные сроки.
Поскольку точное определение структуры линии времени клиента является основой для осуществления на ней терапии, приведем еще две довольно простые техники — обнаружения индивидуальной линии жизни и метод энергетических шаров (По: Л. Деркс, Я. Холлан-дер. «Сущность НЛП»,с. 289-290).
«Обнаружение индивидуальной линии жизни
1. Отправные точки —расположение и расстояние.
Прежде всего необходимо исходить из того, что прошлое, настоящее и будущее закодированы посредством субмодальностей в виде «направления» и «расстояния».
2. Побудите клиента воспроизвести прошлое, настоящее и будущее. Попросите клиента отметить направление и расстояние некоторых (диссоциированных) репрезентаций из прошлого, настоящего и будущего.
3. Продвигайтесь вперед до тех пор, пока не выявите паттерн. Продолжайте собирать примеры до тех пор, пока у вас не появится уверенность относительно способа, которым клиент отделяет друг от друга прошлое, настоящее и будущее. Подумайте при этом и о других субмодальностях — как, например, светлый/темный, ясный/нечеткий, поверхностный/надежный — с помощью которых люди иногда обозначают различия между прошлым, настоящим и будущим.
4. Определите, происходит ли это посредством ас
социации или диссоциации. Определите, ассоциирован
или диссоциирован клиент в отношении происходящего «здесь и сейчас».
5. Постарайтесь соединить прошлое, настоящее и будущее одной линией. Определите, возможно ли соединить прошлое, настоящее и будущее одной линией. Иногда может понадобиться несколько линий.