Поговорим о педагогическом процессе в целом
Планирование и осуществление образовательной деятельности в дошкольном учреждении с учётом ФГОС ДО.
В Стандарты дошкольного образования добавили третью составляющую – это требования к результатам к основной общеобразовательной программы.
В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Сегодня каждое ДОУ (любой видовой направленности) занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности»
Что необходимо сделать, чтобы перейти от планируемых результатов, соответствующих Федеральным государственным требованиям (ФГТ), к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые заявлены в ФГОС ДО?
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
- Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.
- Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
- Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Поговорим о педагогическом процессе в целом.
Главные характеристики педагогического процесса
(по В.В. Воронову)
- системность,
- целостность,
- цикличность,
- технологичность
Подласый выделяет 3 этапа педпроцесса.
1-ый этап – подготовительный: определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия.
2-ой этап – основной: осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами.
3-ий этап – заключительный: анализ результатов; рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации.
Педагогический процесс строится на следующих принципах:
Принцип природосообразности:
- организация педагогического процесса как поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, способствующего созданию ЗОЖ;
- направление педагогического процесса на самовоспитание, самообразование и самообучение воспитанников;
- построение педагогического процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
- построение педагогического процесса с опорой на зону ближайшего развития.
Принцип гуманизации:
- полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
- опора на положительные качества воспитанников;
- создание ситуации успешности;
- защищенность и эмоциональная комфортность воспитанников в педагогическом взаимодействии.
Принцип культуросообразности:
- -понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, включающей прошлый опыт воспитания и обучения;
- максимальное использование семейной, региональной, конфессиальной и духовной культуры;
- обеспечение толерантности;
- формирование способностей воспитанников не только на сохранение и потребление, но и на создание новых культурных ценностей.
Принцип научности:
- отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники;
- формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, рассуждать, рассказывать и т.д.
Принцип наглядности:
- рациональное сочетание слова и наглядности;
- прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности;
- применение в педагогическом процессе иллюстрации, наглядного пособия, дидактической картинки, ТСО и др.
Принцип последовательности и системности:
- доступность и привлекательность для воспитанников передаваемых педагогом знаний;
- четкое структурирование передаваемых воспитанникам знаний;
- включение в структуру изложения нового материала кратких и обобщающих выводов;
- передача нового материала в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего (Я.А. Коменский).
Принцип доступности и нарастающей трудности:
- правильный переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному;
- учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
Принцип демократизации: