Проблемы транспорта и коммунального хозяйства
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
Вопросы:
1. Железнодорожный транспорт и его влияние на окружающую среду.
2. Автомобильный транспорт и его влияние на окружающую среду.
3. Морской и речной транспорт и их влияние на окружающую среду.
4. Авиационный транспорт и его влияние на окружающую среду.
5. Трубопроводный транспорт и его влияние на окружающую среду.
6. Коммунальное хозяйство и его влияние на окружающую среду.
1. Железнодорожный транспорт и его влияние на окружающую среду.
Оказывает относительно небольшую (особенно в сравнении с ролью в экономике) нагрузку на среду. Выбросы от сжигания топлива тепловозами и паровозами рассредоточиваются на большой территории и не приводят к существенному загрязнению атмосферы. Довольно значительно шумовое воздействие железнодорожного транспорта. Железные дороги как инженерные сооружения способны оказывать воздействие на сток и экзогенные процессы, но поскольку строительству железных дорог предшествует тщательная инженерная подготовка трасс, это обычно удается предотвратить путем устройства водопропускных сооружений, защитных галерей и т.п. Лесопосадки, сопровождающие железные дороги, становятся местами гнездовья птиц, а также выполняют противоэрозионную функцию. Возникают проблемы из-за перекрытия железными дорогами путей миграции животных, что создает фактор беспокойства для отдельных видов. При отсутствии или неудовлетворительной работе очистных сооружений железнодорожные станции и ремонтные предприятия становятся источниками загрязнения водных объектов, главным образом, нефтепродуктами. Перевозимые по железным дорогам грузы, в том числе опасные, вызывают риск техногенных катастроф.
2. Автомобильный транспорт и его влияние на окружающую среду. Автотранспортв развитых странах стал основным источником загрязнения атмосферного воздуха (50-60% и более) и одним из основных источников шума. Выхлопные газы автомобилей содержат около 200 веществ: оксиды углерода и азота, углеводороды, включая полициклические ароматические, альдегиды, тетраэтилсвинец и др. Проблема усугубляется характером выбросов — концентрацией автомобилей в городах, главным образом на узких улицах, застроенных при иных исторических обстоятельствах и не рассчитанных на современные транспортные потоки. С выбросом вредных веществ сочетается шумовое загрязнение (до 118 дБ). В связи с большой остротой проблемы автомобильного транспорта, особенно в крупных городах, в мире идет интенсивный поиск путей ее решения:
■ совершенствование организации дорожного движения (строительство объездных магистралей и транспортных развязок, организация движения по принципу «зеленой волны»);
■ ограничение использования автомобилей в местах, где это приносит наибольший экологический ущерб (исторические центры городов, курортные местности, особо охраняемые природные территории);
■ административные меры, направленные на ограничение, вплоть до полного запрета, эксплуатации автомобилей с устаревшими двигателями, на поддержание двигателей в состоянии, обеспечивающем минимальную токсичность выхлопа;
■ снижение токсичности выхлопов путем внедрения малотоксичных видов топлива (сжатый или сжиженный газ, спирт, бензи-ново-спиртовые смеси, в перспективе — водород);
■ совершенствование конструкции двигателей, включая разнообразные технические решения, обеспечивающие повышение полноты сгорания топлива, использование нейтрализаторов выхлопных газов;
■ разработка и внедрение электромобилей, что может способствовать снижению загрязненности воздуха в городах, но не решает проблему в целом, поскольку производство электроэнергии также требует потребления топливных ресурсов.
Косвенные воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду связаны с высокой природоемкостью автомобильной промышленности и сопряженных с ней отраслей (добыча, транспортировка и переработка нефти, шинная и лакокрасочная промышленность, производство пластмассовых изделий), с отчуждением земель под дороги, автозаправочные станции, ремонтные мастерские, гаражи и стоянки, с материальными и человеческими потерями, загрязнением среды при автомобильных авариях. При этом функционирование многих объектов, необходимых автомобильному транспорту, также загрязняет окружающую среду. Например, использование соли для таяния снега и льда на дорогах стало причиной деградации и гибели многих зеленых насаждений в Москве; существует проблема утилизации отработанных масел, шин и самих автомобилей. Дороги с высокой интенсивностью движения имеют свойство со временем «обрастать» торговыми и обслуживающими предприятиями: автозаправочными станциями, ремонтными мастерскими, мойками, магазинами и кафе. Перекрытие насыпями дорог поверхностного стока приводит к заболачиванию, изменяет состав флоры и фауны, дорожные кюветы и колеи часто концентрируют сток, провоцируя образование эрозионных форм. Дороги, не имеющие твердого покрытия, являются источниками пылеобразования, в период распутицы вокруг прокладываются многочисленные объезды, нарушающие почву и растительный покров полосы, прилегающей к дороге. Там, где нет развитой дорожной сети, автомобили повышенной проходимости разрушают растительный покров, что способствует развитию термоэрозии в районах распространения многолетней мерзлоты и дефляции в пустынных и степных районах.
3. Морской и речной транспортстал источником загрязнения Мирового океана, судоходных и сплавных водоемов суши. Воздействие на водную среду многократно усиливается в аварийных ситуациях, таких, как разлив нефти при авариях танкеров, потери древесины при транспортировке. На небольших водоемах, для которых в естественных условиях не характерно волнение, волны от движущихся судов размывают берега, вызывают массовую гибель молоди рыб.
4. Авиационный транспортсоздает химическое и шумовое загрязнение. Взлет одного большого самолета приводит к такому же загрязнению, как 8 тыс. легковых автомобилей, при этом потребляется столько кислорода, сколько вырабатывает за сутки лес на площади 50 тыс. га. В настоящее время интенсивно изучается воздействие высотных самолетов на озоновый слой.
5. Трубопроводный транспортпрямо и косвенно воздействует на подземные и поверхностные воды, земельные ресурсы, растительность. Прямое воздействие связано с аварийными утечками транспортируемых веществ: газа, нефти, нефтепродуктов, воды; косвенное — с явлениями, происходящими при утечках: взрывами и пожарами при авариях на нефте- и газопроводах, засолением почв при разливах соленых вод на нефтепромыслах, активизацией экзогенных процессов при утечках воды на склонах. В районах распространения многолетней мерзлоты трубопроводы нередко прокладывают выше поверхности земли, что создает препятствия на путях миграции животных.
6. Коммунальное хозяйство.Поскольку жизнедеятельность человека невозможна без потребления продовольственных, водных, энергетических, рекреационных и иных ресурсов, концентрация населения порождает потоки тех или иных видов ресурсов от мест их производства к местам потребления и обратные потоки отходов производства и потребления. Котельные, обеспечивающие теплоснабжение населенных пунктов, по характеру влияния на среду не отличаются от аналогичных по мощности тепловых электростанций. Использование индивидуальных отопительных установок лишь рассредоточивает такое воздействие по территории. Например, катастрофическое загрязнение воздуха в Лондоне и других городах Европы при неблагоприятных метеоусловиях (смог) в значительной степени было вызвано использованием каменного угля для отопления многочисленных частных домов.
Обеспечение населения крупных городов водой требует создания протяженных водопроводных и канализационных систем, станций очистки воды, очистных сооружений. С хозяйственно-бытовыми сточными водами от каждого человека в среднем ежесуточно поступает 65 г взвешенных веществ, 60-75 г органических загрязнений (БПКп), 8-9 г азота аммонийного, 9 г хлоридов, 1,7 г фосфатов. В развитых странах на одного человека в день приходится до 1-1,5 кг твердых отходов. Поэтому почти в каждом крупном городе существует проблема удаления канализационных стоков и бытовых отходов С мусором, образующимся в городе с миллионным населением, на свалки ежегодно вывозится 200-250 т цинка и меди, 70-80 т олова и свинца, 0,5-1 т кадмия, 0,02 т ртути. Накапливающиеся в очистных сооружениях осадки концентрируют множество опасных веществ: кадмий, в сотни раз выше фона, свинец, хром, сурьму и др., в десятки раз выше фона. Поэтому очистные сооружения и образующиеся на них осадки становятся источниками загрязнения окружающей среды.
Изучите самостоятельно и законспектируйте по учебнику ответы на следующие вопросы (стр. 150-159):
Вопросы для обсуждения:
- Экономический механизм охраны природы и рационального ресурсопользования.
- Требования к охране окружающей среды
- Охрана природно-антропогенных ландшафтов
Материалы для подготовки:
Емельянов А.Г. "Основы природопользования": учебник для вузов. 4-е издание. - М.: Академия, 2008. - с. 150-159