Инстинктивные движения

Многие движения проявляются сразу же после рождения практически в «готовом» виде: насекомые сразу же после обсыхания при выходе из куколки способны к полету, птенцы демонстрируют реакции выпрашивания, млекопитающие – поиск соска матери и сосание.

Очень часто появление этих движений имеет строгие временные рамки. Так, реакции верблюжат-дромадеров (одногорбых верблюдов) «расписаны» по минутам: жевать они начинают на 10-й минуте; кататься по земле – на 74-й; подниматься в три этапа: на 10-й, 87-й, 95-й; сосут, стоят, кивают головой – на 100- й и т.д.

В целом можно сказать, что жесткие стабильные инстинктивные движения появляются в «готовом» виде по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Они генетически обусловлены и не зависят от раннего опыта.

Хорошо иллюстрируют этот тезис широко известные опыты Э. Гесса (США) по изучение реакции клевания у цыплят. Цыплята вылуплялись в темноте, а затем были снабжены призматическими очками, смещавшими поле зрения на семь градусов вправо. Контрольным цыплятам надевали очки, не искажающие поле зрения. В первый день кучность ударов по целевому объекту (бусинке, приклеенной к субстрату или шляпке гвоздя) у обеих групп была невысокой. На четвертый день, несмотря на то, что цыплята в призматических очках не имели возможность корректировать свои удары, так как никогда не попадали по объекту, кучность ударов заметно повысилась и была такой же, как в контрольной группе. Таким образом, совершенствование этой реакции не требует упражнения.

У обезьян (и детей) подобным образом появляется способность лазать по вертикальным поверхностям. У птиц – способность к полету.

Примеры: Лишенные возможности летать птенцы, в то время как их свободные собратья тренируют свои летательные навыки, в должное время демонстрируют почти столь же совершенный полет без тренировки.

Одного детеныша макаки поместили в низкие клетки, где он мог совершенствовать свои двигательные навыки лишь в горизонтальной плоскости; другого, наоборот, в узкую высокую клетку, где он мог передвигаться лишь по вертикали. Когда их выпустили в просторные клетки, оказалось, что они с одинаковым успехом перемещаются во всех плоскостях. Небольшие различия состояли в том, что сначала детеныш из вертикальной клетки чувствовал себя более уверенно, зато детеныш из горизонтальной клетки «изобрел» много новых способов движения: боком, вниз спиной и т.п.

Таким образом, некоторые базовые локомоторные реакции, обеспечивающие жизнедеятельность, видимо, не нуждаются в упражнении и проявляются по типу созревания.

Но все же у высших, особенно незрелорожденных, животных генетическая обусловленность относится только к элементарным двигательным актам, а не к целостным инстинкивным действиям. Это относится, прежде всего, к пищедобывательному, строительному, социальному, половому, родительскому поведению.

Установлено, что при воспитании в условиях депривации (метод Каспар Хаузер) двигательные элементы сложных поведенческих реакций проявляются без изменения, но не интегрируются в нормальные поведенческие ансамбли. Так, птенцы серого скворца (опыты японского исследователя Куроды) в условиях изоляции демонстрировали около 50 элементов пищевого, полового, комфортного и др. поведения, но их длительность, частота, направленность, координированность, «отработанность» и совершенство, не говоря о согласованности с другими поведенческими актами, а тем более с действиями конспецификов (представителей того же вида) оказались нарушенными.

У детенышей резусов, шимпанзе, морских свинок в тех же условиях проявляются некоторые элементы полового поведения, но никогда нормальный половой акт.

Вообще при воспитании в изоляции детенышей приматов (опыты Г. Харлоу на макаках): у них резко нарушаются социальные реакции, после чего они не могут сформировать нормальные отношения с представителями своего вида.

Таким образом, детеныши как бы обладают мозаикой элементарных инстинктивных движений, которые они в процессе приобретения индивидуального опыта должны сложить в организованные последовательности сложных инстинктивных актов.

Некоторые ранние инстинктивные движения, по-видимому, играют ключевую роль для дальнейшего формирования поведения. Это продемонстрировано на примере милхтритта (реакции массажа лапками молочной железы матери), характерной для детеныша млекопитающих 9в том числе и ребенка).

РОЛЬ МИЛХТРИТТА В ФОРМИРОВАНИИ АДУЛЬТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ВОЛКА)

Грузинский исследователь Я.К. Бадридзе занимался проблемой реинтродукции волка в естественную среду обитания (на Кавказе, в Западной Европе, Великобритании этот хищник уже давно полностью истреблен, но в последнее время стало понятно, что именно волк является ключевым элементом в лесных сообществах, обеспечивающим их видовое разнообразие и стабильность). В ходе этой работы он выращивал волчат и формировал группы для возвращения их в природу, так как в одиночку молодой волк не выживает. Многих волчат приходилось вскармливать искусственно, но оказалось, что стаи, сформированные из «искусственников» обладали резко сниженными способностями к адаптации на воле: они распадались и животные, как правило, погибали. В ходе экспериментов Бадридзе выяснил, что причины этого заключаются в следующем.

В течение первой недели вскармливания питание волчат идет не потому, что они голодны, а за счет сильной потребности в сосательной активности, т.е. сосание имеет собственную мотивацию, а пищевая появляется лишь в конце недели.

При естественном вскармливании волчата опираются лапками на живот матери в области соска. При перебирании лапками происходит последовательное сокращение реципрокных мышц передних конечностей, поэтому в мозгу кратковременно возникают чередующиеся очаги возбуждения и торможения.

При искусственном вскармливании волчатам не на что опираться, и в передних конечностях одновременно развиваются тонические напряжения всех групп мышц (растопыривание пальцев, одновременное напряжение сгибателей и разгибателей), поэтому в мозгу возникают постоянные очаги высокого напряжения. У таких животных:

1. Развивается эмоциональная неуравновешенность вследствие постоянного психического напряжения (фрустрации). Для них характерны конфликтность, более низкий порог оборонительной реакции, нарушение социальности, что ведет к конфликтам в группе.

2. Не формируется координированная манипуляторная активность при разделке мяса. В норме при переходе на мясную пищу волчата уже при первом предъявлении правильно разделывают кусок мяса (удерживают его передними лапами и отрывают куски зубами). Эта реакция формируется на основе милхтритта. Выкормленные из бутылочки особи такой способностью не обладают и должны учиться разделывать мясо «с нуля», теряя три-четыре дня, что снижает адаптивные возможности организма.

3. Гиперфагия (стремление к перееданию). В норме детеныш для получения порции молока должен приложить физические усилия. При искусственном вскармливании желудок может наполниться после двух-трех сосательных движений. Так как в начале жизни питание определяет не голод, а потребность в сосании, то волчата сосут больше, чем надо для насыщения; желудок переполняется и растягивается. Поэтому после формирования пищевой мотивации искусственники продолжают переедать. Когда в группе находятся особи, склонные к перееданию, для нее потребуется больше пищи, и возникают внутригрупповые конфликты из-за пищевой конкуренции.

4. не формируется поведение запасания пищи. Механизм пока непонятен, возможно, из-за гиперфагии стремятся съесть все сразу. Если в группе есть животные, не запасающие пищу (обычно оставляют от двух до пяти кг), то потомство будет недополучать корм, что сделает будущее стаи весьма проблематичным.

Все перечисленные поведенческие особенности резко снижают адаптивные возможности группы волков, выпущенных в природу, не говоря уж о том, что такая группа вряд ли удовлетворится охотой на диких животных и не попытается нападать на домашний скот, что вовсе не поспособствует их выживанию.

Выход Бадридзе нашел в снабжении бутылочек для искусственного вскармливания волчат специальными дисками для упора лапок и приспособлениями, затрудняющими быстрое опорожнение.

Учитывая, что у такой простой реакции как милхтритт оказались столь далеко идущие последствия, можно думать, что многие проблемы психики и поведения человека тоже имеют свои истоки в искусственном вскармливании.

ВРОЖДЕННОЕ УЗНАВАНИЕ

Врожденное узнавание – не зависящее от индивидуального опыта видоспецифическое избирательное отношение к определенным компонентам среды, ситуациям, признакам, имеющим важное биологическое значение (пища, мать, враг, ситуации тревоги, особи своего вида, место для убежища, строительный субстрат и т.п.). Основу такого узнавания составляют таксисы, объекты опознаются по элементарным признакам – ключевым раздражителям, реакция запускается врожденным пусковым механизмом. Таким образом, оказавшись в биологически значимой ситуации животное как бы преадаптивно узнает то, с чем еще никогда не сталкивалось. Примеров очень много:

– детеныши птенцовых птиц, будучи еще слепыми, узнают о прилете родителей с кормом по легкому сотрясению гнезда и затемнению фона и реагируют вытягиванием шеи, открыванием клюва и писком – реакцией выпрашивания.

Детеныши выводковых птиц, напротив, при затемнении фона над головой проявляют реакцию затаивания.

Крольчата в первый же день после рождения на каждое тактильное раздражение тянутся к его источнику и так находят соски матери. Новорожденный ребенок реагирует на легкое прикосновение к щечке поворотом головы в ту сторону (то же самое). То же и у других детенышей млекопитающих.

Утята, воспитанные курицей, при первой встрече с водой немедленно идут в нее и начинают плавать, хотя их приемная мать всеми силами протестует против этого.

Детеныши большой песчанки (роющий вид) при воспитании крысами (не роют) уже с 17-го дня проявляли роющую деятельность и стремились к рыхлому субстрату (песку), «узнавали» объект приложения своих усилий. Крысята же, воспитанные большими песчанками, проявляли слабую роющую деятельность лишь с 52-го дня, хотя имели перед глазами активный пример приемных родителей. Врожденное узнавание, как и инстинктивные движения проявляется лишь при созревании соответствующих нервно-мышечных структур (например, детеныши песчанок стали проявлять интерес к песку лишь когда у них сформировались роющие движения конечностей), но нередко сопрягается с научением по типу привыкания.

Примеры: у выводковых птенцов сначала происходит затаивание на все объекты, пролетающие над головой, а затем – только на силуэты хищных птиц.

У рыб – уплывание от любого крупного объекта, затем только от хищных рыб. В обоих случаях главный критерий – частота появлениястимула. Безопасный стимул появляется чаще опасного, и детеныш к нему привыкает.

РАННИЙ ОПЫТ

Включает:

· облигатное научение;

· факультативное научение;

· импринтинг

ОБЛИГАТНОЕ НАУЧЕНИЕ

К облигатному научению относятся все формы научения, необходимые для выполнения основных жизненных функций. Оно видоспецифично, сближается с врожденным поведением (его результаты критически важны для выживания) и тесно с ним связано.

Особенности

· Способности к облигатному научению и формы их проявления генетически фиксированы.

· Осуществляется только на протяжении «критических» (= чувствительных=сенсибильных) периодов. Чаще всего они начинаются в раннем возрасте, их продолжительность варьирует, (чаще непродолжительны), начало и конец могут быть «смазаны».

· Во многих случаях последствия облигатного научения необратимы (невозможно переучить или забыть).

Облигатное научение, прежде всего, важно для установления связей с родительскими особями (см. выше) и других социальных отношений.

Например, самцы певчих птиц запоминают песню своего отца, которую воспроизводят во всех подробностях значительно позже, в период размножения.

Другая важнейшая функция облигатного научения – формирование пищевого поведения в следующих аспектах:

А. Распознавание типичных признаков пищевых объектов.

Примеры: детеныши морской свинки с первого по девятый день жизни должны иметь возможность контакта, как со съедобными, так и с несъедобными объектами. Если такого опыта у них не было, не смогут сформировать предпочтение съедобных объектов, и до конца жизни без разбора будут пробовать все «на зуб». Кстати, и наши дети сначала «тащат в рот», все подряд, потом – только съестное.

У щенков, незнакомых с мясной пищей ее первое предъявление вызывает только ориентировочную реакцию, но даже однократное сочетание вкуса и запаха мяса с едой вызывает стойкий условный пищевой рефлекс, который И.П. Павлов назвал натуральным условным рефлексом. Натуральными называют те условные рефлексы, которые формируются в естественных условиях на стимулы, действующие одновременно с безусловным раздражителем (например, пища и ее вкус и запах).

Имаго насекомых ориентируются на запахи, которые они ощущали на определенных стадиях жизненного цикла. Так, самки дрозофил откладывают яйца на субстрат с запахом мяты, если они ощущали его на личиночной стадии.

Б. Формирование пищедобывательных приемов, обеспечивающих захват и само потребление пищевых объектов. В основе своей эти движения являются врожденными и созревают независимо от индивидуального опыта. Но их достройка, совершенствование и модификация происходят в результате облигатного научения.

Примеры: белка должна научиться наиболее эффективным способом вскрывать орехи, хотя необходимые для этого движения являются врожденными.

Детеныши хищников (кошачьих, мангустов, хорьков и т.д.) способны к выполнению движений для ловли и умерщвления добычи, но их координация и последовательность требуют контакта с добычей, которую приносит мать. Если котенок в критический период (6-я – 10-я недели) будет лишен контакта с добычей, то реакция «смертельного укуса» не проявится должным образом.

Наши рекомендации