Производственных и в вспомогательных зданиях
Проектирование новых и реконструкцию существующих судоремонтных предприятий ВТ выполняют в соответствии с ведомственными Нормами технологического проектирования, нормативными документами Госстроя РФ и стандартами системы ССБТ. Безопасность при эксплуатации зданий, сооружений и проведение работ регламентируется Правилами безопасности труда на промышленных предприятиях ВТ.
Территория судоремонтного предприятия, расположение на ней зданий и сооружении должны отвечать технологическому процессу производства, обеспечивать безопасное передвижение людей и транспорта, а также удовлетворять санитарным и противопожарным требованиям.
Минимальная ширина дорог на территории предприятия – 4,5 м; на главных дорогах предусматривается двустороннее движение транспорта, т. е. ширина их должна быть не менее 6 м. Вдоль внутризаводских, дорог и проездов устраивают тротуары шириной не менее 1,5 м.
Места работы на территории, дороги, проезды, тротуары в темное время суток должны иметь освещение.
Акваторию судоремонтного предприятия необходимо защищать от волнения и оборудовать знаками речной обстановки.
Для швартовки ремонтируемых судов устраивают причальные стенки с тумбами, рымами и т. д. Вдоль причальной стенки через каждые 50 м, а также на берегу у мест стоянки судов, доков и других плавучих сооружений устанавливают щиты со спасательными средствами. Причалы оборудуют ограждениями, которые защищают людей от случайного падения в воду. В зимнее время движение людей и транспортных средств по ледяному покрову акватории возможно только после достижения определенной толщины льда с соблюдением специальных мер безопасности, оговоренных в соответствующих правилах и инструкциях.
Производственные и вспомогательные здания и сооружения следует использовать, как правило, только по назначению. Изменение назначения помещения допускается в исключительных случаях по согласованию с технической инспекцией профсоюза – органами санитарного надзора.
Различные по степени опасности и вредности производства могут быть расположены в одном здании при условии соблюдения требований к изоляции помещений, огнестойкости конструкций, использовании противопожарных преград, эвакуационных выходов и т. д. Особо опасные и вредные производства необходимо размещать в отдельных зданиях.
Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь – не менее 4,5 м2. Минимальная площадь рабочих комнат управлений и контор – 4 м2 на одного служащего и 6 м2 на один чертежный стол в конструкторских бюро.
Высоту производственных помещений выбирают с учетом безопасного использования внутрицехового транспорта, возможности безопасного и удобного ремонта крупногабаритного оборудования и эффективной вентиляции помещений.
Вспомогательные помещения могут находиться в пристройках к производственным зданиям, но их следует надежно изолировать от воздействия вредных производственных факторов. В пристройках, где находятся вспомогательные помещения, не рекомендуется размещать инструментальные и другие кладовые, оборудовать ремонтные участки и др. Двери из вспомогательных помещений должны выходить на проходы, предназначенные для движения людей, по возможности, вне зоны проезда электрокаров и действия кранов, в отдалении от участков, где выделяются пыль и газы.
В каждом цехе и группе цехов предусматривают санитарно-бытовые помещения: гардеробные, умывальные, душевые, туалеты, для сушки специальной одежды и специальной обуви, а также помещения для отдыха рабочих во время перерывов. Состав бытовых помещений и их оборудование в зависимости от санитарной характеристики производственного процесса, а также необходимое число шкафов в гардеробах, умывальников, душевых кабин и т. д. устанавливают согласно СНиП 12.01.02.
Поскольку на судоремонтных заводах значительная часть работ выполняется на открытом воздухе и в помещениях при температуре ниже 5 °С, необходимо предусматривать помещения для обогрева. Площадь их выбирают из расчета 0,1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной, смене, но не менее 12 м2.
Безопасность эксплуатации зданий и сооружений обеспечивают тщательным надзором за их состоянием и проведением планово-предупредительных ремонтов. Общий осмотр зданий и сооружений проводят комиссии, назначенные администрацией предприятия, два раза в год (весной и осенью). При деформации или возможности деформации строительных конструкций осуществляют частные осмотры не реже одного раза в месяц.
В случае обнаружения на строительных конструкциях трещин на последних устанавливают «маяки» (кусок стекла, который укрепляют на трещине цементным раствором), за поведением которых ведут постоянное наблюдение. При разрывах «маяков» и интенсивном расширении трещин срочно выполняют временное крепление конструкций и созывают экспертную комиссию. Она принимает окончательное решение о причинах и мерах ликвидации деформаций. Повреждения аварийного характера, опасные для работающего персонала, надо устранять немедленно.
На каждом предприятии ведется технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений. Это основной документ, характеризующий безопасное состояние эксплуатируемых зданий. На основании записей в журнале составляют и при необходимости корректируют графики и сметы планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений, утверждаемые руководителем предприятия.