Моногибридное скрещивание
Зоология
Типовые вопросы части А
A1 Кто из перечисленных животных является родственником человека?
1. морской ёж
2. морская звезда
3. ланцетник
4. офиура
A2 Каково строение сердца рыб?
1. однокамерное
2. двухкамерное
3. трехкамерное
4. четырехкамерное
A3 Чем дышит личинка земноводных?
1. носом
2. ртом
3. легкими
4. жабрами
A4 Какой класс НЕ относится к кишечнополостным?
1. гидроидные
2. жгутиконосцы
3. сцифоидные медузы
4. коралловые полипы
A5 Какой орган слуха впервые появился у земноводных?
1. внутреннее ухо
2. среднее ухо
3. наружное ухо
4. вестибулярный аппарат
A6 Признак приспособленности птиц к полету:
1. появление четырехкамерного сердца
2. образование роговых щитков на ногах
3. наличие полых костей
4. наличие копчиковой железы
A7 Представитель типа Круглые черви:
1. человеческая аскарида
2. печёночный сосальщик
3. бычий цепень
4. белая планария
A8 Мускульный отдел желудка есть только:
1. у змей
2. у рыб
3. у лягушек
4. у птиц
A9 Инфузория-туфелька передвигается при помощи:
1. жгутиков
2. ресничек
3. ложноножек
4. инфузория неподвижна
A10 В процессе эволюции кистеперые рыбы были прямыми предками:
1. земноводных
2. пресмыкающихся
3. трилобитов
4. костных рыб
Типовые вопросы части B
В1 Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных?
1. сердце трехкамерное без перегородки в желудочке
2. сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
3. один круг кровообращения
4. два круга кровообращения
5. на всех стадиях развития дышат с помощью легких
6. на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи
ОТВ.146
В2 Круглые черви характеризуются следующими признаками:
1. веретеновидная форма тела
2. полость тела - первичная
3. полость тела имеет собственные стенки
4. тело разделено на сегменты
5. есть замкнутая кровеносная система
6. сквозная пищеварительная система
ОТВ.126
B3 Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ |
1. хорошо развиты клыки 2. клыки отсутствуют 3. слепая кишка короткая или редуцирована 4. желудок имеет несколько отделов 5. кишечник во много раз длиннее тела 6. однокамерный железистый желудок | А) растительноядные Б) хищники |
ОТВ.БАБААБ
B4 Установите соответствие между признаком животных и типом, признаком животных и типом, для которого этот признак характерен:
ПРИЗНАК | ТИП |
1. большинство видов обитает в морях 2. двусторонняя симметрия 3. нервная система лестничного типа 4. мезодерма отсутствует 5. большинство видов - паразиты 6. имеют стрекательные клетки | А) Кишечнополостные Б) Плоские черви |
ОТВ.АББАБА
B5 Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белый медведь в классификации животных, начиная с наименьшей категории:
А) класс Млекопитающие
Б) вид Белый медведь
В) отряд Хищные
Г) тип Хордовые
Д) род Медведи
Е) семейство Медвежьи
ОТВ.БДЕВАГ
B6 Установите последовательность этапов развития животного мира Земли, начиная с наиболее древних:
А) млекопитающие
Б) бесчерепные
В) земноводные
Г) пресмыкающиеся
Д) рыбы
ОТВ.БДВГА
ЧАСТЬ С
C1 Почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность?
Элементы ответа:
1) дождевые черви дышат кислородом воздуха;
2) в переувлажненной почве воздух вытесняется водой , и черви выползают на ее поверхность для дыхания.
C2 Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?
Элементы ответа:
1) бычий цепень питается полупереваренной пищей в кишечнике человека и лишает его питательных веществ;
2) бычий цепень выделяет токсины, которые отравляют организм человека.
C3 Чем отличается строение костных рыб от хрящевых?
Элементы ответа:
1) у костных рыб - костная чешуя, а у хрящевых - из эмали и дентина;
2) у костных рыб жабры прикрыты жаберными крышками;
3) у большинства костных рыб есть плавательный пузырь;
4) скелет у большинства костных рыб - костный.
C4 Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде
Элементы ответа:
1) внутреннее оплодотворение;
2) большой запас питательных веществ в яйце;
3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.
.C5 Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трех факторов, которые являются причиной перелетов этих животных.
Элементы ответа:
1) насекомые становятся недоступными для насекомоядных птиц;
2) ледовый покров на водоемах и снежный покров на земле делают недоступной пищу растительноядных птиц;
3) изменяется продолжительность светового дня.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
C6 1. Кишечнополостные - это трехслойные животные. 2. Они имеют кишечную полость. 3. Наружный слой их тела называют энтодермой, а внутренний - эктодермой. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Актинии и колониальные кораллы дышат жабрами.
Элементы ответа:
1. кишечнополостные - это двухслойные животные;
3. эктодерма - это наружный слой, энтодерма - внутренний;
5. у кишечнополостных отсутствуют жабры, газообмен осуществляется через всю поверхность тела.
АНАТОМИЯ
Типовые вопросы части А
A1 Функция светочувствительных клеток сетчатки глаза:
1. образуют витамин А
2. в них возникают зрительные образы
3. содержащийся в них пигмент поглощает световые лучи
4. формируют нервные импульсы
A2 Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?
1. через них удаляется непереваренная пища.
2. через них удаляются жидкие продукты обмена
3. в них образуются пищеварительные ферменты
4. они регулируют содержание гормонов в крови
A3 Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой:
1. а
2. б
3. в
4. г
A4 Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
1. наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюсти
2. преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым
3. наличием швов между костями мозгового отдела
4. особенностью строения костной ткани
A5 При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:
1. изменяющих кривизну хрусталика
2. верхних и нижних век
3. регулирующих размер зрачка
4. изменяющих объем глазного яблока
A6 Изгибы позвоночника человека связаны с:
1. пpямохождением
2. трудовой деятельностью
3. формированием грудной клетки
4. развитием мозга
A7 Функция гормонов:
1. образование ферментов
2. обеспечение организма энергией
3. участие в образовании безусловных рефлексов
4. регуляция процессов обмена веществ, роста и развития организма
A8 При малокровии уменьшается количество:
1. гемоглобина
2. лейкоцитов
3. лимфоцитов
4. антител
A9 Какое вещество повышает активность ферментов в желудке человека?
1. слизь
2. соляная кислота
3. инсулин
4. желчь
A10 Печень относят к железам внешней секреции, так как она:
1. участвует в терморегуляции организма
2. обезвреживает ядовитые вещества
3. выводит желчь в кишечник по специальному протоку
4. накапливает гликоген
A11 Кожа выполняет выделительную функцию с помощью:
1. эпидермиса
2. капилляров
3. потовых желез
4. сальных желез
A12 Если из крови удалить форменные элементы, то останется:
1. сыворотка
2. вода
3. лимфа
4. плазма
A13 Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:
1. нервную ткань
2. нейрон
3. нервные узлы
4. нервы
A14 Сахарный диабет - это заболевание, связанное с нарушением деятельности:
1. поджелудочной железы
2. щитовидной железы
3. надпочечников
4. гипофиза
A15 Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:
1. наложении шины
2. наложении жгута
3. обработке раны йодом
4. воздействии холодом ЧАСТЬ Б
В1 Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?
1. мышц верхних и нижних конечностей
2. сердца и кровеносных сосудов
3. органов пищеварительного канала
4. мимических мышц
5. почек и мочевого пузыря
6. диафрагмы и межреберных мышц
ОТВ.235
В2 Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой, обеспечивает сокращение
1. сердца и кровеносных сосудов
2. мышц верхних и нижних конечностей
3. органов пищеварительного канала
4. мимических мышц
5. диафрагмы и межреберных мышц
6. почек и мочевого пузыря
ОТВ.136
B3 Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них:
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ |
1. вены малого круга кровообращения 2. вены большого круга кровообращения 3. артерии малого круга кровообращения 4. артерии большого круга кровообращения | А) от сердца Б) к сердцу |
ОТВ. ББАА
B4 Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами нейронов, которые эти функции выполняют:
ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ | ТИПЫ НЕЙРОНОВ |
1. осуществляют в головном мозге передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой 2. передают нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов в мозг 3. передают нервные импульсы мышцам 4. передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг 5. передают нервные импульсы к железам | А) чувствительные Б) вставочные В) двигательные |
ОТВ.БАВАВ
B5 Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха:
А) наружное ухо
Б) перепонка овального окна
В) слуховые косточки
Г) барабанная перепонка
Д) жидкость в улитке
Е) рецепторы органа слуха
ОТВ.АГВБДЕ
B6 В каком порядке воздух проходит через органы дыхательной системы человека при выдохе?
А) гортань
Б) легкие
В) бронхи
Г) трахея
Д) носоглотка
ОТВ. БВГАД
Типовые вопросы части C:
C1 Почему происходит свертывание крови в поврежденных сосудах?
Элементы ответа:
1) при повреждении сосудов разрушаются тромбоциты, из них выделяются ферменты, спсобствующие превращению фибриногена в фибрин;
2) нити фибрина составляют основу образующегося тромба, который закупоривает сосуд.
C2 У человека, в отличие от человекообразных обезьян, кости стопы образуют свод. Объясните это различие.
Элементы ответа:
1) человеку, в отличие от человекообразных обезьян, свойственно прямохождение;
2) сводчатая стопа при ходьбе или беге смягчает толчки.
C3 Какие органы выполняют в теле человека выделительную функцию и какие вещества они выводят?
Элементы ответа:
1) через легкие из организма выводится углекислый газ;
2) через потовые железы удаляются вода, соли и небольшое количество мочевины;
3) через почки выводится вода, соли и мочевина.
C4 Какие правила надо соблюдать при накладывании жгута на конечность в случае ее ранения?
Элементы ответа:
1) жгут надо накладывать выше или ниже места ранения в зависимости от вида кровотечения;
2) под жгут нужно подложить мягкую ткань;
3) под жгут следует подложить записку с указанием времени наложения жгута.
C5 Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на легкие.
Элементы ответа:
1) по венам большого круга кровообрашения лекарство поступит в правое предсердие;
2) из правого предсердия в правый желудочек;
3) из правого желудочка по легочным артериям малого круга в легкие.
C6 Каковы функции пищеварительной системы?
Элементы ответа:
1) механическое измельчение пищи;
2) химическое расщепление пищи;
3) передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 4) всасывание питательных веществ, воды и солей в кровь и лимфу.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
C7 1. Орган слуха позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено перепонкой овального окна. 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в затылочную долю коры больших полушарий и анализируются.
Элементы ответа:
3. наружное и среднее ухо разделены барабанной перепонкой;
4. улитка и орган равновесия расположены во внутреннем ухе;
5. нервные импульсы от органа слуха поступают в височную долю коры больших полушарий.
ГЕНЕТИКА
Типовые вопросы части А
A1 Генеалогический метод основан на:
1. биохимическом анализе ДНК
2. изучении количества и структуры хромосом
3. составлении родословных
4. анализе биологических жидкостей человека
A2 Комбинативная изменчивость связана с:
1. новыми сочетаниями генов, которые возникают в результате кроссинговера, независимого расхождения негомологичных хромосом
2. изменениями в процессе индивидуального развития организма
3. генными и хромосомными мутациями
4. влиянием окружающей среды на организм
A3 В селекционной работе для создания разнообразия исходных форм применяется:
1. отдаленная гибридизация
2. экспериментальный мутагенез
3. явление полиплоидии
4. повышение продуктивности
A4 Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков и витаминов, называется:
1. биохимический синтез
2. генная инженерия
3. клеточная инженерия
4. микробиологический синтез
A5 При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
1. АА х аа
2. Аа х АА
3. Аа х Аа
4. АА х АА
A6 Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
1. аллельные
2. доминантные
3. рецессивные
4. сцепленные
A7 Набор хромосом, характерный для данного вида организмов - это:
1. геном
2. генофонд
3. генотип
4. кариотип
A8 Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа:
1. пар гомологичных хромосом
2. аллельных генов
3. доминантных генов
4. молекул ДНК в ядре клетки
A9 Чистая линия растений - это потомство:
1. гетерозисных форм
2. одной самоопыляющейся особи
3. межсортового гибрида
4. двух гетерозиготных особей
A10 У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) - над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
1. ААBb
2. Аabb
3. AaBb
4. AABB
A11 Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?
1. 25%
2. 50%
3. 75%
4. 100%
A12 При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении:
1. 3 : 1
2. 9 : 3 : 3 : 1
3. 1 : 1
4. 1 : 2 : 1
A13 В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
1. скрещивают особи двух чистых линий
2. скрещивают родителей с их потомками
3. кратно увеличивают набор хромосом
4. увеличивают число гомозиготных особей
A14 Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной:
1. носит обратимый характер
2. передаётся по наследству
3. характерна для всех особей вида
4. является проявлением нормы реакции признака
A15 При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?
1. все особи имеют одинаковый генотип
2. все особи имеют одинаковый фенотип
3. все особи имеют сходство с одним из родителей
4. все особи живут в одинаковых условиях
Типовые вопросы части B В1 Примерами взаимодействия неаллельных генов являются: 1. множестаенный аллелизм 2. полимерия 3. плейотропия 4. комплементарность 5. кодоминирование 6. эпистаз ОТВ. 246 В2 К искусственно выведенным популяциям организмов относятся: 1. сорт 2. вид 3. порода 4. тип 5. класс 6. штамм ОТВ. 136 B3 Установите соответствие между признаками изменчивости и её видом:
B4 Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом:
ОТВ. АВАБВБ
B5 Установите последовательность этапов постановки эксперимента для определения характера наследования признака: B6 Установите последовательность событий, приводящих к появлению потомства с измененным признаком: ОТВ.ГВДАБ Типовые вопросы части C |
Моногибридное скрещивание
Избирательная смертность гомозигот
C1 Наличие хохла у уток наследуется как доминантный аутосомный признак. Гомозиготы по этому признаку погибают на ранних стадиях развития, а гетерозиготы жизнеспособны. Отсутствие хохла определяется рецессивным аллелем этого гена. Хохлатых уток скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, соотношение генотипов и фенотипов ожидаемых и родившихся потомков.
Схема решения задачи должна включать:
1) генотипы родителей – Аа, гаметы – А, а;
2) генотипы ожидаемого потомства: 25% АА, 50% Аа, 25% аа;
3) гомозиготы АА нежизнеспособны, следовательно, среди родившихся 2/3 хохлатых (Аа), 1/3 без хохла (аа).
Неполное доминирование
C2 При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании белоплодной – белые. В результате скрещивания этих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при скрещивании растений с розовыми плодами между собой? Составьте схему решения задачи. Какой генетический закон проявляется на этом примере?
Схема решения задачи должна включать:
1) генотипы родителей – Аа, гаметы – А, а;
2) генотипы ожидаемого потомства: 25% красноплодных (АА), 50% с розовыми ягодами (Аа), 25% белоплодных (аа);
3) закон неполного доминирования, или промежуточного наследования.
Сцепленное с полом наследование
C3 Дальтонизм (цветовая слепота) наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. В семье отец и мать различают цвета нормально, но отец женщины был дальтоником. Составьте схему решения задачи, определите вероятность рождения в этой семье детей – носителей гена цветовой слепоты.
Схема решения задачи должна включать:
1) генотип жены – ХАХа, гаметы – ХА, Ха; генотип мужа – ХAУ, гаметы – ХА,У;
2)генотипы потомства: 25% ХАХА; 25% ХАХа, 25% ХАУ; 25% ХаУ;
3) 25% детей – носители гена, все девочки – ХАХа .