Часть ix. нлп сущностных изменений
Глава 1. Психотерапия логических уровней..... 556
Краткая теория логических уровней.................. 556
Заполнение логических уровней............................ 560
Анализ и коррекция ситуации
с использованием ЛУ............................................ 562
Дизайн личностного совершенства..................... 564
Интеграция логических уровней.......................... 566
Использование логических уровней для
работы с сущностями и частями....................... 569
«Жевательная резинка консультирования»....... 570
Глава 2. Осуществление сущностных
трансформаций...................................................... 574
Цель сущностных трансформаций (СТ)............. 574
Основы теорий СТ............................................... 575
Сердцевинные мета-состояния........................... 577
Процедура сущностной трансформации........... 578
Этапы СТ.............................................................. 581
Полное описание психотехнологии сущностной
трансформации................................................... 584
Реимпринтирование родительской линии
жизни..................................................................... 591
Глава 3. Работа с символами бессознательного.... 594
Символы в контексте НЛП................................. 595
Роль и значение символов в жизни человека...... 595
Символы, которые можно использовать в ПК. 597
Основные символы интегративной
гипнотерапии....................................................... 599
Выбор символов для работы с клиентом........... 602
Создание личностной метафоры........................ 604
Работа с личностной метафорой...................... 606
Базовые символы структурированной
символдрамы........................................................ 607
Глава 4. Определение смысла жизни и миссии
человека.................................................................. 610
Прояснение жизни клиента.................................. 610
Создание нового образа будущего....................... 612
У смерти на краю................................................. 613
Смысл нашего рождения...................................... 616
Настоящее ради будущего................................... 617
КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ НЛП............................... 626
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 629
Прелисловие к третьему изданию
Прошу простить меня за последующий сарказм, но эта книга целиком и полностью посвящена Нейролингвистическому программированию— правда, в той его ипостаси, которая на Западе успела уже получить самостоятельное и официально признанное Европейской Ассоциацией Психотерапии название: Нейролингвистическая психотерапия (NLPt).Тому самому НЛП, по поводу которого обыватели, намеренно запуганные средствами массовой информации (за которыми явственно торчат рога незаинтересованных в распространении Нейролингвистического программирования как средства освобождения от тотального контроля общества служб и орган-заций), испытывает почти суеверный ужас. И той самой NLPt, в отношении которой психологи и психотерапевты брезгливо морщат носы, изрекая сентенации типа: «В семье были три сына — двое умных, а третий энел-пер...», но при этом разбираются в современном нейро-лингвистическом программировании на уровне известного анекдота:
«— И что это Карузо восхищаются? И сипит, и хрипит, и ноты неверно берет...
— А что, вы его недавно слышали?
— Нет, мне вчера Моня напел...» ,
Так вот, в данном учебном пособии речь пойдет именно об этой универсальной науке (или науках), позволяющих любому человеку достичь ох как необходимого в нашей многотрудной жизни совершенства — причем намного точнее, быстрее и эффективнее, чем с использованием чего-то другого. А заодно еще и в считанные часы (подчеркиваю: часы, а не дни, недели, месяцы или годы) решит практически все свои психологические и даже психотерапевтические проблемы...
Не скрою: более чем двадцатипятилетный период увлечения Нейролингвистическим программированием лично у меня уже прошел. Но вовсе не потому, что я в нем
разочаровался. Просто с годами количество перешло в качество, и я, возможно «индивидуализируя» НЛП, создал собственную модальность (направление) психотерапии и консультирования, именуемую Восточной версией неиропрограммирования(официально признанное в России и Европе), а также универсальный метод управления внутренней и внешней реальностями: нейротранс-форминг (ем. библиографию в конце книги). Однако и первое, и второй, основываются и базируются на нейро-лингвистическом программировании, сущность, методы и психотехнологии которого я и попытался полно, но доступно изложить в этой книге...
ВВЕДЕНИЕ
Нейролингвистическое программирование(НЛП) — одно из наиболее популярных направлений прикладной психологии, а по сути, вполне самостоятельная мета-наука(типа математики и кибернетики) о человеческом совершенстве— за последние несколько лет целиком, полностью и безоговорочно доказало свою состоятельность и эффективность. Достаточно вспомнить опыт успешного применения НЛП в целом ряде предвыборных кампаний, а также то, что Нейролингвистическое программирование явилось едва ли не единственной действительно эффективной системой психотерапии для лиц с посттравматическим синдромом и просто — жертв чрезвычайных ситуаций.
Область применения НЛП весьма широка и, помимо психотерапии, включает в себя педагогику, медицину, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консалтинг. В отличие от многих других практически и/или психотерапевтически направленных психологических дисциплин и теоретических школ, декларирующих, но не демонстрирующих свою действенность, Нейролингвистическое программирование обеспечивает действительно быстрые (и очень устойчивые) изменения в психике человека, а также весьма эффективное решение проблем как отдельного индивида, так и малых и больших групп и общества в целом.
В то же время НЛП ныне является одной из наиболее сложных для усвоения систем психотехнологий. В отличие от «классических» психологических дисциплин, в некотором роде представляющих собой как бы квинтэссенцию здравого смысла, парадигмы, концепции, модели и фреймы, методы и техники Нейролингвистического программирования не выводятся непосредственно из человеческого опыта, что требует от изучающего НЛП серьезной переориентации характера его умственной активности и отказа от многих стереотипов деятельности.
Подчеркнутая атеоретичность Нейролингвистического программирования, почти намеренный отказ от систематического методологического осмысления накопленного этой наукой опыта препятствуют созданию логических схем, облегчающих усвоение любого материала. А колоссальный методический арсенал НЛП, насчитывающий, например, сотни(!) техник психотерапевтических интервенций, предъявляет самые серьезные требования к памяти человека, желающего изучить Нейролингвистическое программирование.
Вышеописанные причины, ощутимо препятствующие широкому распространению НЛП, усугубляются явным дефицитом учебно-методической литературы. Здесь возникает своеобразный парадокс, поскольку на книжном рынке России ныне предлагается множество книг по Нейролингвистическому программированию. Однако большинство из этих изданий представляют собой либо довольно примитивные и научно-популярные произведения, либо достаточно сложные для понимания неискушенным читателем «высокоуровневые» монографии (мы здесь даже не упоминаем о том, что с упорством, явно заслуживающим лучшего применения, отечественные издатели печатают просто давно устаревшие книги «раннего» НЛП). Однако нам не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось мнение о том, что мы огульно отрицаем ценность и значимость печатных трудов отечественных и зарубежных коллег. Особо не напрягая память, мы можем назвать несколько десятков книг, представляющих самый непосредственный интерес и хорошо освещающих различные грани этого сложнейшего, многомерного и многоуровневого феномена, именуемого Нейролингвистическим программированием (часть из них — увы, только небольшая — приведена в «Списке рекомендуемой литературы», помещенном в конце данной работы). Однако большинство из них изначально и просто по замыслу авторов не носили учебно-методического характера и в лучшем случае выступали как своеобразные приложения к различным тренингам НЛП.
Более чем двадцатипятилетние занятия НЛП и NLPt (Нейролингвистической психотерапией) в конечном счете
привели нас к созданию собственной версии этой науки: Восточной версии нейропрограммирования (ВВН), которая в декабре 2005 года была официально признана самостоятельным методом (модальностью) консультирования и психотерапии. Сущность ВВН уже описана нами в ряде произведений (см. библиографию в конце книги). Однако до создания обобщающей монографии по этой научной дисциплине все еще далеко, в связи с чем «на повестке дня» все еще стоит необходимость в издании доступных, но опять-таки обобщающих книг по нейро-лингвистическому программированию — тем более, что именно НЛП было, есть и, похоже, будет своеобразным «краеугольным камнем» Восточной версии нейропрограммирования.
В данном учебнике, третье (и при этом весьма существенно дополненное и переработанное) издание которого вы держите в руках, нами как раз и предпринята попытка целостного, систематического и, если можно так сказать, системного описания методов и техник нейро-лингвистического программирования, причем в наиболее близком нам «прикладном ключе»: как инструмента психотерапии, психокоррекции, личностного редактирования или создания человеческого совершенства (далее — ПК).
Хотелось бы сразу предупредить читателя о том, что эта книга создавалась на основе других наших ранее изданных работ, полные тексты и фрагменты которых здесь оказываются как бы собранными «под одной крышей». Однако «Введение в психотехнологии НЛП» является тем не менее совершенно самостоятельным произведением — как за счет внесения в него многочисленных дополнений и уточнений, так и в силу того, что свойства любой системы не сводимы к свойствам составляющих ее элементов и не выводимы из них (один из основополагающих законов Единой теории систем). Так вот, данная книга представляет собой именно такую систему, а точнее — целостное и систематизированное изложение парадигм, моделей и психотехнологий Нейролингвистического программирования (как базовых, так и весьма высокого уровня), сделанное в отчетливом учебно-методическом плане.
Давно и не нами отмечено, что в области психических процессов, поведения и деятельности людей психологи могут почти все объяснить, но мало что изменить. В этом отношении нейро-лингвистическое программирование, которое почти ничего не объясняет, но очень многое легко изменяет, может оказаться воистину бесценным даром для любого человека, профессионально работающего с людьми, универсальным инструментом или, если хотите, своеобразной «палочкой-выручалочкой» психокоррекции, личностного редактирования и построения человеческого совершенства. Однако освоение НЛП требует усвоения не столько теоретических знаний, сколько практических навыков — многочисленных, порой, весьма трудных, и обязательно как бы «пропущенных через себя». Именно поэтому данное пособие, помимо описания психотехнологий Нейролингвистического программирования, снабжено еще и системой упражнений, последовательное прохождение которых только лишь и может позволить обрести необходимые умения и навыки. Что же касается перехода от обучения НЛП к его применению, то здесь нам хотелось бы привести слова одного из наших учителей — директора ВС NLP Neuro-lingvistic programming institute M. Аткинсон, которая советует любую технику Нейролингвистического программирования осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а потом еще десять раз — на друзьях и родственниках. И утверждает, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близких, вы можете не сомневаться, что она сработает на любом клиенте. Однако не можем не заметить, что полное и полноценное усвоение премудростей НЛП в нашей его версии возможно только на специальных (и официальных) курсах, место и время проведения которых вы найдете в конце этой книги.
Часть I. МЕТОДОЛОГИЯ «КЛАССИЧЕСКОГО» НЛП
Как уже отмечалось во Введении в данную книгу, Нейролингвистическое программирование является подчеркнуто атеоретической наукой. Поэтому говорить о какой-то завершенной методологии этой отрасли прикладного психологического знания было бы, мягко говоря, преждевременно. Однако есть в НЛП вполне конкретные как теоретические, так и довольно практические постулаты и модели, без усвоения которых практическое применение Нейролингвистического программирования оказывается просто невозможным. К таковым безусловно относятся:
• основные идеи и посылки НЛП;
• наиболее важные конструкты Нейролингвистического программирования;
• раппорт и калибровка;
• искусство речи и
• определение стратегий изменений.
Именно краткому анализу эти вопросов и будет посвящена первая часть данного пособия.
Глава 1. Основные идеи и посылки
Знание основных идей и посылок НЛП важно не только потому, что любая наука начинается с теории. Просто психокоррекция с использованием Нейролингвистического программирования настолько не соответствует сложившимся в обществе «увещевающе-утешающим» стереотипам консультирования и психотерапии, что для осуществления эффективных ПК совершенно необходимо создание сознательного доверия клиента к консультанту. В контексте данной главы это доверие может быть достигнуто за счет краткого объяснения основных положений ней-
ролингвистического программирования и отличий этой дисциплины от прочих систем прикладной психологии.
Теоретические основы Нейролингвистического программирования
В настоящее время в теоретическом плане НЛП рассматривается как «...модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации» или как «...современное направление постэриксоновской психотерапии, ...разрабатываемое с 1975 г.» (По: «Психотерапевтическая энциклопедия». Под ред. Б. Карвасарского, с. 301). Как наука, Нейролингвистическое программирование трактуется как «...область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям» (По: А. Плигин, А. Герасимов. Руководство к курсу НЛП-практик, с. 42).
В практическом аспекте Нейролингвистическое программирование рассматривается как наука о человеческом превосходстве, совершенстве и личном мастерстве. В данном плане оно трактуется как «...практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы искренне стремимся в этом мире... Это — исследование того, что составляет различие между выдающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии» (По: Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор. Введение в НЛП, с. 18).
Принято считать, что классическое НЛП базируется на следующем (По: «Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Карвасарского, с. 901-902. С изменениями):
• изучении, анализе и моделировании практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлза и некоторых других американских психотерапевтов;
• современных данных о межполушарной асиммет
рии, т.е. в различиях в переработке информации
левым и правым полушарием;
• работах Г. Бэйтсона, посвященных «экологии разума»;
• трансформационной грамматике Н. Хомского;
• исследованиях кибернетики в части искусственного интеллекта;
• теории логических типов Дж. Рассела;
• разработках поведенческой психологии (от И. Павлова до К. Прибрама).
В связи с этим Нейролингвистическое программирование обоснованно рассматривается как междисциплинарная интегративная концепция необихевиористской ориентации.
Базовые постулаты классического НЛП можно свести к следующим четырем:
1. Человеческий мозг и организм (Сознание и Тело)
может быть уподоблено компьютеру, имеющему набор
программ, возникающих как следствие
• генетического программирования;
• самопрограммирования;
• внушений значимых лиц и
• программирующего воздействия психотравматических ситуаций.
2. Большая часть программы человеческого биокомпьютера не осознается и не предъявляется в речи. Однако она отражается в глубинных речевых структурах и может быть выявлена посредством целенаправленно задаваемых вопросов.
3. Любые патологические симптомы имели в прошлом (и, возможно, имеют в настоящем) адаптивную функцию (т.е. явились своеобразной уродливой формой адаптации к реальности), однако они могут быть перепрограммированы на более адаптивные и адекватные.
4. Для перепрограммирования людей необходима подстройка к ним (с созданием прочного раппорта) и использование эффективных технологий взаимодействия и воздействия. Однако любое перепрограммирование должно
учитывать самоценность человека и руководствоваться принципом «не навреди».
НЛП также как бы построена на двух фундаментальных принципах (По: Р. Дилтс. Стратегия гениев, т. 1).
1. Карта не есть территория.Согласно этому принципу, человеческие существа никогда не смогут постичь всю полноту действительности, поскольку все, что мы познаем, есть только лишь наше восприятие этой действительности. И именно «нейрологические карты» действительности, а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл.
2. Жизнь и «Сознание» являются системными процессами.То, что возникает в нас при взаимодействии с окружающей реальностью, есть системный процесс. Наши тела, сообщества людей и сама Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга и, основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараются прийти в состояние оптимального равновесия или гомеостаза.
Поскольку вышеприведенные описания Р. Дилтса выглядят несколько умозрительно, уточним, что, согласно первому принципу, человек живет в реальности своих «карт» (или в реальности, создаваемой этими картами) и, например, художник, ботаник и лесоруб, придя в один и тот же лес, увидят три разных леса. Согласно же второму принципу (точнее, его дополнению), свойства любой системы не сводимы к свойствам составляющих ее элементов и, более того, не сводимы к ним. Однако они — свойства системы — могут быть изменены за счет воздействия на системообразующие элементы, отчего даже «точечное», но точное воздействие на Сознание и Тело человека может изменить практически даже и все (в идеале) свойства этого самого Сознания и Тела.
Основы модели НЛП
Рассмотрим теперь вопрос о модели НЛПболее подробно. Дело в том, что в сути своей Нейролингвистическое программирование действительно представляет со-
бой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчетливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика — как набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.
В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии Нейролингвистического программирования идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с другими людьми. Ну, а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь — человека), чтобы получить необходимые результаты.
Следует особо отметить, что, в отличие от других психологических дисциплин, НЛП редко интересуется содержанием человеческого опыта (что, собственно, и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта — тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного построения, и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые Нейролингвистическое программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.
В чисто методологическом аспекте НЛП не является, как это принято нынче считать, отраслью прикладной психологии. Скорее, его можно признать своеобразной мета-наукой: аналогичной математике и кибернетике, но ограничивающей свои интересы областью человеческого поведения и деятельности.
В теоретическом плане Нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, т.е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевио-ральная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений (по материалам семинаров Института групповой и семейной психотерапии (ИГИСП) — автором определений, по-видимому, является Э. Энтус).
В практическом аспекте Нейролингвистическое программирование — это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума (По: Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. «Введение в НЛП». С изменениями).
Смысл и предназначение НЛП можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь — телевизор, компьютер и т.д., то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся
воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно Нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению мозгом: своим и чужим.
История Нейролингвистического программирования
Нейролингвистическое программирование было создано в семидесятые годы XX века студентом(!) Калифорнийского университета Р. Бандлером и доцентом кафедры лингвистики этого учебного заведения Дж. Гриндером.
Основой для его создания в первую очередь явилось моделирование данными авторами терапевтического опыта «отца» гешальт-терапии Ф. Перлза. Результаты этого моделирования Р. Бэндлер и Дж. Гриндер опробовали в ходе серии семинаров в окрестностях Санта Круз, после чего приступили к изучению терапевтических моделей В. Сатир — уникального семейного терапевта по сути и социального работника по статусу. Чуть позднее основатели НЛП познакомились с Г. Бейтсоном, также преподававшем в Калифорнийском университете — биологом по профессии, но психологом, антропологом и психиатром по характеру своих интересов и роду занятий. Именно Г. Бейтсон порекомендовал Р. Бандлеру и Дж. Гриндеру обратить внимание на создателя так называемого нового гипноза М. Эриксона (ныне эта модель наведения и использования транса так и называется: эриксоновский гипноз).
Взаимодействие с ним, наряду с уже накопленным опытом моделирования Ф. Перлза и В. Сатир, а также Г. Бейтсона, и привело к тому, что к концу семидесятых годов был создан весьма своеобразный синтез гештальт-терапии, семейной психокоррекции, кибернетики и гипноза, который и получил название «Нейролингвистическое
программирование» (как утверждают, в начале оно было просто шуткой!).
В дальнейшем сотрудничество между Р. Бэдлером и Дж. Гриндером прекратилось, и в развитии НЛП они пошли разными путями. Р. Бандлер в восьмидесятые годы стал заниматься преимущественно субмодальностями — своеобразными оттенками наших внутренних образов, звуков и чувств, посредством которых человек (или его мозг) фиксирует собственный опыт (и целенаправленная модификация которых способна полностью изменить сущность, структуру, смысл и оценку этого опыта). Дж. Гриндер в это же время сконцентрировал свое внимание на изучении предпосылок личностной гениальности, а также создании так называемого Нового Кода Нейролингвистического программирования, в котором главное место отводилось фильтрации накопленного опыта, множественному описанию действительности и прямому использованию возможностей человеческого бессознательного.
Наряду с этим во все те же восьмидесятые годы Р. Дитлс осуществил тщательное исследование сущности, роли и способов кодирования человеческих убеждений, что привело к созданию целого ряда новых психотехнологий НЛП, а также реализовал в конкретных методологических и методических моделях идею Г. Бейтсона об иерархии логических уровней человеческой жизнедеятельности. Л. Камерон—Бандлер обнаружила существование метапрограмм — своеобразных тенденций в содержании бессознательного человека — и разработала ряд методов, позволяющих с помощью этого паттерна изменять эмоции и образ жизни человека. Э. Роббинс создал так называемую рабочую форму «применения НЛП к себе» (в отличие от уже существующей формы «воздействия посредством НЛП на клиента»), что существенно расширило возможности использования нейро-лингвистического программирования. А. Т. Джеймс постулировал наличие феномена линии времени — индивидуального способа организации человеческого опыта в контексте связи прошлого, настоящего и будущего — и создал ряд новых психотехнологий НЛП, позволяющих
видоизменять прошлое и программировать будущее индивидуума. Девяностые годы развития Нейролингвистического программирования в основном были связаны с разработкой Р. Дилтсом концепции системного НЛП; открытием К. Андреас метода сущностных трансформаций (использования так называемых корневых или сердцевинных состояний в решении проблем человеческой жизнедеятельности); работами М. Холла по исследованию и использованию мета-состояний («состояний над состояниями», т.е. вторичных, а не исходных); а также созданием Р. Бандлером системы «инженерного Проектирования Человека» (Design Human Engineering).
К числу наиболее интересных событий, случившихся в Нейролингвистическом программировании в конце XX — начале XXI века можно отнести возникновение Нейролингвистической психотерапии (NLPt); создание С. Андреасом оригинальной системы трансформации «Я», основывающейся на открытом им феномене баз данных; применение Р. Дилтсом НЛП в коучинге; разработку В. МакВинни и П. Янгом концепции четырех реальностей (унитарной, сенсорной, социальной и мифической) с одновременным выделением четырех самостоятельных моделей Нейролингвистического программирования (конативной, когнитивной, аффективной и имажинативной); а также создание Восточной версии нейропрограммирования и нейротрансформинга.
Подход НЛП к человеческой деятельности и возможностям Сознания
В подходе к человеческой деятельности НЛП исходит из четырех важнейших условий ее эффективности, которые хорошо переданы еще одной метафорой: трехминутного семинара. Согласно этой метафоре, для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы следующие четыре вещи:
• Во-первых, быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ);
• Во-вторых, знать то, что вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (РЕЗУЛЬТАТ);
• В-третьих, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ);
• В-четвертых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите (ГИБКОСТЬ).
Данные принципы представляют собой своеобразные четыре столпа Нейролингвистического программирования.
В анализе возможностей человека НЛП намерено отказывается от теоретического анализа структуры психики и динамики психических процессов, также предпочитая аналогию.
С точки зрения НЛП, человеческое Сознание (единство его бессознательных и сознательных компонентов) можно уподобить уникальному биокомпьютеру совершенно фантастической мощности, который, однако, работает в холостую. Как тот же «Pentium» у начинающего пользователя, который применяет его исключительно для того, чтобы играть в компьютерные игры. Энэлперы сильно расходятся в вопросе о том, насколько именно человек использует возможности своего мозга. Но даже самые оптимистичные из них утверждают, что не более чем на 10%! Однако, скорее всего, с десятипроцентным «коэффициентом полезного действия» работает только мозг гения. Обычный же человек не использует и 3% своих возможностей...
Весьма любопытно, что, говоря о возможностях мозга, специалисты по НЛП вовсе не имеют в виду только лишь «скоростные» его характеристики (быстродействие человеческого биокомпьютера, позволяющие ему за минуты делать то, на что у обычных компьютеров уходят годы). Речь идет еще и о колоссальном, дарованном любому человеку запасе информации, который он практически не использует: как ребенок, обладающий энцикло-
педией, но упорно и глупо старающийся все узнать самостоятельно... По утверждению энэлперов, в 1998 году британские неврологи обнаружили, что мозг человека уже содержит весь объем сведений о мироздании. Но это как бы негатив, который надо спроецировать на «фотобумагу» нашего сознания и должным образом проявить. К сожалению (продолжим вышеприведенную аналогию), мы все представляем собой бракованные фотографии. Кому-то не хватило выдержки в «засветке» позитива, кому-то — во время проявления отпечатка. А кто-то просто не удосужился как следует зафиксировать то, что уже начало проявляться...
Основные причины эффективности Нейролингвистического программирования
В настоящее время НЛП считается (даже его оппонентами) одной из самых эффективных психотехнологий личностных изменений. В качестве основных причин этой эффективности специалисты по данной дисциплине обычно называют следующие четыре:
• стратегичность Нейролингвистического программирования, его нацеленность на результат;
• опора НЛП на очень «экологичную» (буквально: помогающую жить) систему убеждений относительно масштабов человеческих возможностей и многого прочего;
• ориентация в работе на всю или, по крайней мере, большую часть потенциала человеческого мозга, заключенного в Бессознательном. И использование языка и кодов, доступных и понятных этому самому бессознательному;
• использования высокоэффективных психотехнологий, опирающихся на язык и коды этого самого бессознательного.
Рассмотрим все это более подробно.
Итак, во-первых, Нейролингвистическое программирование стратегично по самой своей сути. Безоговорочно нацелено на результат. И всегда идет не от негатива (плохого), а к позитиву (хорошему). Это только кажется,
что разница между этими последними «от» и «к» не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна. Избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведенного на природе уикэнда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели свое время. Вам обязательно нужно идти к остановке автобуса, станции электрички или припрятанной неподалеку машине. Самолет, летящий от аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута — другого аэродрома, на котором он сможет приземлиться, — летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, человек — это, конечно же, не самолет. Но если он идет от чего-то, не зная, к чему он собирается придти, вероятность успеха «путешествия» становится минимальной. Специалисты по Нейролингвистическому программированию, моделируя эффективность и совершенство, давно уже установили, что единственно действенным является именно движение к, а не от; приближение к позитиву, а не удаление от негатива. Так, в условиях нынешнего базара, который мы ошибочно называем рыночной экономикой, миллионы людей занялись бизнесом. Примерно восемьдесят процентов из них — чтобы уйти от нищеты. И только двадцать — чтобы прийти к богатству. Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?
В качестве главной причины, по которой движение к позитиву куда эффективней удаления от негатива, энэл-перы обычно указывают на своеобразную, но почему-то малоизвестную многим особенность работы нашего мозга, который как бы не понимает частицы не и заложенного в ней момента отрицания. В результате употребляющие это отрицание люди сплошь и рядом программируют себя с точностью до наоборот. Например, сейчас, пожалуйста, не думайте о хромой белой- обезьяне. Ни под каким видом! Никоим образом! И никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Потому что для того, чтобы не думать об этой самой мартышке или другой разновидности четвероруких, вы сначала должны были о ней подумать. Как-то представить ее, после чего — если вы, конечно же, были честны перед самим собой — она
накрепко засела в вашем сознании. А теперь, продолжая не думать о белой хромой обезьяне (она опять появилась?), подумайте о розовом медведе. Что, все? Обезьяна исчезла? Естественно. Но весь этот фокус нужен был только для того, чтобы подчеркнуть единственное, но колоссальной важности положение (идею). Что уходя от чего-то, вы, как это ни странно, именно к этому и при--ходите. Вы не хотите быть бедным? Как это понятно и естественно! Но только лишь уходя от бедности, вы периодически, непременно и непреложно думаете именно о ней — о том, от чего вы уходите. И по сути программируете свой мозг на поддержание и воспроизводство столь ненавистного вам состояния, близкого к нищете.