Глава I. Теоретико-методологические основания изучения социальной реабилитации клиентов социальной службы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
Кафедра: «Социальные технологии»
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой _____________
«___» ________________2010г
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Технология социальной работы»
на тему:
«Социальная реабилитация как технология обслуживания клиента социальной службы»
Выполнил студент:
группы
Проверил: Щукина Н.П.
Тольятти, 2010
Содержание
План………………………………………………………………………………………………….стр.2
Введение…………………………………………………………………………………………….стр.3
I.Теоретико-методологические основания изучения социально реабилитации клиентов социальной службы………………………………………………………………………………………………стр.8
1.1. Понятие «социальная реабилитация»………………………………………………………стр.8
1.2.Принципы и методы социальной реабилитации…………………………………………..стр.12
II. Анализ социальной реабилитации клиентов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г.о. Тольятти………………………………..стр.19
2.1. Социальная реабилитация в целеполагании исследуемой организации……………...стр.19
2.2. Социальный портрет клиента исследуемой организации………………………………стр.22
2.3. Программа социальной реабилитации как базовый инструмент социальной реабилитации инвалидов-клиентов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г.о. Тольятти……………………………………………………стр.25
Заключение………………………………………………………………………………………стр.34
Список литературы……………………………………………………………………………..стр.36
Введение
Потенциально, лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира.
В России около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями - более восьми процентов населения. Половина из них - люди трудоспособного возраста. Но реально работают всего 11 процентов из них, да и то в большинстве случаев на самых низкооплачиваемых местах.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия «инвалидность».
Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.
В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
"Имея" инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.
Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления -важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.
В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы - как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совпадении с испытаниями, вызванными инвалидностью.
Эта концепция основывается на так называемой социальной модели инвалидности, о которой стало известно в 1970-е гг. по публикациям британских ученых - активистов организаций инвалидов. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и доказывали несостоятельность традиционных патерналистских установок.
В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь. Официальное появление социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, с ограниченными возможностями. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В. Г., – для большей эффективности осуществляемой деятельности «слишком очевидной стала востребованность тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность».[1]
Исследование социальной работы с инвалидами в решении проблем их жизнедеятельности обусловлено современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Изменяется социальная политика в отношении инвалидов, изменяется роль и значение общественных организаций инвалидов в обществе, проблем у людей с ограниченными возможностями не становится меньше, в то время как увеличивается инвалидизация общества, и в связи с этим актуализируется проблема социальной реабилитации и защиты людей с инвалидностью.
В теории и практике социальной работы с инвалидами существуют следующие противоречия, решение которых делает актуальным данное исследование:
- между потребностями инвалидов в решении проблем их жизнедеятельности и отсутствием достаточного количества и качества услуг по их решению в системе социальной защиты населения;
- между изменившимся отношением к решению проблем инвалидности, основанном на социальном подходе, пришедшему на смену медицинскому – и неразработанностью научных основ организации и проведения социальной работы в соответствии с этим новым подходом;
- между готовностью некоторых социальных служб и учреждений к социальной работе с инвалидами и неопределенностью места данного вида деятельности в их организационных структурах и функциональных обязанностях;
- между стремлением государства к интеграции инвалидов в общество и сбором информации о них на государственном уровне только как о потребителях (получателях) помощи.
Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Тема данной работы выбрана не случайно, ведь в настоящее время проблема социальной реабилитации, в виду ее актуальности, широко разрабатывается. Создаются специальные форумы, появляются научные разработки, проводятся «круглые столы», посвященные данной теме.
В настоящее время проблема социальной реабилитации инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается. Можно привести работы Луценко Е.Л. «Социокультурная реабилитация инвалидов», Панова А.М. «Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы», Романова П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России», Холостову Е.И. «Социальная работа с инвалидами» и др.
Цель работы – доказать понятийный аппарат, исследовать принципы и методы социальной реабилитации, изучить типичные технологии работы с инвалидами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть содержание понятий социальная реабилитация;
- изучить принципы и методы социальной реабилитации;
- проанализировать целеполагание иследуемой организации в контексте социальной реабилитации;
- составить портрет клиента социальной службы;
- рассмотреть программу социальной реабилитации как базовый инструмент социальной реабилитации инвалидов-клиентов службы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списком литературы.
Объектом исследования является социальная реабилитация.
Предмет исследования – технология обслуживания клиента социальной службы.
Как и все в нашей жизни, под воздействие различных факторов претерпевает изменение и общественное сознание. Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему общество относится к этой проблеме как вторичной. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, отдаляется создание правового цивилизованного общества и государства.
Цель работы – доказать понятийный аппарат, исследовать принципы и методы социальной реабилитации, изучить типичные технологии работы с инвалидами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть содержание понятий социальная реабилитация;
- изучить принципы и методы социальной реабилитации;
- проанализировать целеполагание иследуемой организации в контексте социальной реабилитации;
- составить портрет клиента социальной службы;
- рассмотреть программу социальной реабилитации как базовый инструмент социальной реабилитации инвалидов-клиентов службы.
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения социальной реабилитации клиентов социальной службы.
1.1. Понятие "социальная реабилитация"
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
Термин реабилитация (от лат. Rehabilitatio) – означает изначально «восстановление в правах». Реабилитация как термин, и как обиходное слово в этом значении постепенно свели на нет. Сейчас, реабилитация связывается с другим значением этого слова, а именно реабилитация как «восстановление способностей». Именно этот смысл был заложен в слово «реабилитация» изначально, когда формировалась его языковая форма.[2]
Понятие реабилитации используется в общем для обозначения интеграции инвалидов или лиц, которым угрожает инвалидность, в общество особенно в работу или профессию. Под реабилитацией понимают при этом цель, но одновременно и совокупность услуг и мероприятий, служащих для достижения этой цели, включая и методы работы. При этом несущественно, является ли инвалидность врожденной или приобретенной в результате несчастного случая или болезни. Инвалиды, не включенные в общество, тоже имеют право на реабилитацию.[3]
Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) предусмотрены три вида реабилитации инвалидов:
- медицинская реабилитация;
- профессиональная реабилитация;
- социальная реабилитация.[4]
Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.
Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для социального здоровья общества.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.
В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества, вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.
У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации - инвалиды.
Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни.