Особенности зоны развивающих игр

Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.), а также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при их исследовании, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс взаимосвязанных ощущений.

В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. По мере развития тактильного восприятия, приучения его к исследовательской деятельности обогащается словарный запас, ребенок учится сопоставлять предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Незаменимым в решении этих задач стало игровое оборудование “Спектра”.

Дляразвития у детей умения классифицировать предметы по форме и цвету педагоги используют пособие “Палитра”.Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет ее в углубление рядом с этим ответом. При этом педагог проговаривает цвета и обращает внимание на два варианта форм фишек. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Таким способом у ребенка развивается умение классифицировать предметы по цвету, форме, закрепляются знания цветов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки, что позволит ему быстрее овладеть в дальнейшем навыками чтения и письма. Помочь в этом может обучающе-развивающая игра “Магнитный лабиринт”. Перед ребенком кладут квадратное поле, на котором расположены лабиринт и шарики. Его задача с помощью намагниченной ручки провести шарики по лабиринту.

Основная развивающая задача игры“Сырный ломтик” – выработка координации движений. Ребенку дается доска-основа, на которой вырезаны фигуры различной формы. Его задача провести фишку, не уронив ее в отверстия.

Пособие “Зоопарк из терамбуко” способствует развитию речи, звукоподражания и координации движений. Детям предлагается игровая ситуация: зверушки пошли гулять, играли, играли и потеряли своих мам. Задача детей помочь им найти маму. Они находят двух одинаковых зверушек, помещают в домик, ставят крышу. В процессе игры можно попросить ребенка изобразить, какие звуки издает то или иное животное.

Ощутимую пользу в работе оказывает игровой комплект “Пертра”, который используется в качестве базовой основы для формирования игровой предметно-развивающей среды. Набор состоит из пяти ящиков, так называемых кофров. В каждом из них расположен свой материал: большие и маленькие разноцветные геометрические фигуры, доска-основа с отверстиями и грибочки, которые в нее вставляются. А также кофр с бусинами разного цвета и формы, шнурок, на который они нанизываются, и др.

Благодаря разнообразию деталей набор игровых средств “Пертра” всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.

Игру с любым из наборов материалов следует начинать с исследования каждой детали. Воспитатели вместе с детьми ощупывают, обводят пальцем форму фигуры, трогают поверхность, рассматривают отверстие бусин, проверяют на совместимость детали.

Еще один важный этап работы – сравнение фигур по размеру, форме и цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой (например, по цвету), постепенно усложняя условия отбора. Дети с удовольствием выполняют задания, например, отобрать с завязанными глазами детали определенной формы, определить на ощупь форму фигур и сравнить их по размеру способом наложения.

Важно, чтобы все вышеуказанные элементы предметно-развивающей среды находились в непосредственной доступности для детей, а также располагались компактно.

Для внедрения инновационного оборудования “Спектра” и “Пертра” в воспитательно-образовательный процесс и повышения профессиональной компетентности педагогов по их использованию в ДОУ в соответствии с планом ведется методическая работа(приложение). Раз в два месяца организуются педагогические семинары-консультации, где наглядно демонстрируется эффективность применения данного оборудования. На них педагоги получают практический опыт работы с игровыми комплектами, а выполняя тестовые задания и упражнения, развивают личную креативность. С целью распространения педагогического опыта воспитателей был издан мини-сборник игр-заданий. В него вошли все игры, которые используются в повседневной педагогической деятельности и могут быть полезными воспитателю для комплексного развития детей.

Результаты работы

За три года работы с пособием педагоги разработали и внедрили в воспитательно-образовательный процесс ДОУ систему игр-заданий, которые позволяют работать с детьми не только раннего возраста, но и среднего, старшего, а также могут использоваться при подготовке дошкольников к школе.

Для определения эффективности усвоения материала с помощью пособий “Спектра” и “Пертра” педагоги провели небольшое исследование, в котором анализировалось несколько основных для детей раннего возраста процессов: развитие моторики, внимания, памяти, речи, навыков классификации и эмоциональное состояние ребенка. Игры проводились с двумя группами детей раннего возраста: в одной из них использовались пособия “Спектра” и “Пертра”, в другой – стандартные игрушки (мячи, геометрические фигуры и т. д.), предметные и тематические картинки.

Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны.
Л.С. Выготский

Согласно результатам исследований у воспитанников первой группы улучшились показатели развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, т. к. они ежедневно упражнялись в нанизывании бусин разной формы и величины на жесткую (стержень) и мягкую (канат) основу. Улучшились показатели развития зрительного внимания, т. к. дети упражнялись в нахождении сходств и различий между предметами. Также повысился уровень развития навыков классификации фишек по цвету, форме, заданному образцу. Улучшилось состояние зрительной памяти: воспитанники легко выделяют недостающий в ряду предмет. Все игры-задания носили комплексный характер, т. е. в процессе игры педагоги работали над всеми процессами. Занятия с пособиями вызывают положительный эмоциональный отклик, побуждающий ребенка к инициативе в действиях и общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Таким образом, предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

Приложение
План методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по работе с инновационными пособиями “Спектра” и “Пертра”

Срок проведения Мероприятие Ответственный
Октябрь Семинар-практикум “Инновации в предметно-развивающей среде для детей раннего возраста” Старший воспитатель
Декабрь Обучающий семинар «Игровой комплект “Пертра” как часть предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста» Старший воспитатель
Февраль Семинар-практикум «Внедрение пособий “Спектра” в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ» Старший воспитатель
Апрель Авторская мастерская «Возможности использования пособия “Спектра” для развития речи детей» Старший воспитатель
Июнь Тематическое консультирование «Внедрение пособия “Спектра” в досуговую деятельность детей во время каникул» Старший воспитатель

Наши рекомендации