Краткий информационный материал. Основные понятия: жизнедеятельность класса, планирование дел в классе

Основные понятия: жизнедеятельность класса, планирование дел в классе, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями, состояние и эффективность воспитательного процесса в классе.

«Основные направления и дела классного коллектива» - так можно назвать один из разделов плана классного руководителя, в котором педагог должен отразить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Они определяются в соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы.

Совокупность форм и способов жизнедеятельности класса не должна представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел являлся научно-обоснованным, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся.

Целесообразно использовать системно-ролевой подход в воспитательной работе с учащимися. Он предполагает, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли.

Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно-ролевого подхода, то может избрать форму планирования дел в классе, предложенную В.Т. Кабушем.

Тематические программы Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
«Я и общество»        
«Я и природа»        
«Я и моя школа»        
«Я и моя семья»        
«Я и мое «я»        

По мнению О.С. Газмана, механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей, в создании условий для жизненного самоопределения учащихся. Для осуществления процессов самопознания и самострои­тельства личности ребенка разрабатывают целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».



Целевая программа Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
«Учение»        
«Общение»        
«Досуг»        
«Образ жизни»        
«Здоровье»        

В.А. Караковский полагает, что общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Он предлагает воспитателям направить свои усилия на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек. Воспитательные дела в плане ра­боты классного руководителя объединяют в соответствующие разделы.

Общечеловеческая ценность Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Земля        
Отечество        
Семья        
Труд        
Знание        
Культура        
Мир        
Человек        

Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.

Вид деятельности Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Познавательная        
Ценностно-ориентированная        
Трудовая        
Художественно-творческая        
Физкультурно-оздоровительная        
Коммуникативная        
Игровая        

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование их неповторимой индивидуальности, а также «лица» классного коллектива. При выборе форм и способов педагог отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс воспитания. Важный момент - правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.

Наличие в плане раздела «Индивидуальная работа с учащимися» связано с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности каждого ребенка.

Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учащимися. Классный руководитель может включить в раздел приемы и методы психолого-педагогической диагностики, материалы медицинского и психологического обследования учащихся, индивидуальные характеристики воспитанников, карты увлечений и интересов школьников и их родителей, дневники или листы личностных достижений учащихся, индивидуальные консультации и беседы, педагогический консилиум, ситуации успеха и выбора, программы коррекционной деятельности.

Раздел плана «Индивидуальная работа с учащимися» можно оформить так, как это сделала С. И. Фетисова, классный руководитель 8-го класса.

Сентябрь

1. Оформить документы на бесплатное питание Степановой Е. и Жуковой В.

2. Проанализировать включенность сильных учащихся (Егорова К., Игнатович О., Селиховской А. и др.) в деятельность ШНО и клуба интеллектуальных игр.

Октябрь

1. День профилактики в школе. Обеспечить встречу Ильина Н. с инспектором Лавринович А.Л.

2. Творческое задание Осиновой Ю. к конкурсу осенних букетов.

3. Индивидуальное собеседование по итогам успеваемости.

Ноябрь

1. Порекомендовать спортивные секции Захарову А. и Дивину Б. Консультации с руководителями секций.

2. Поручение Жукову В.: подготовить к классному часу выставку книг о самовоспитании.

3. Консультация для родителей и детей «Как готовиться к олимпиаде» (Селиховская А., Васильев А.).

Декабрь

1. Индивидуальная работа с учащимися, учителями-предметниками по предварительным итогам успеваемости.

2. Составить таблицу «Здоровье и физическое развитие учащихся» совместно с медицинским работником школы и учителем физкультуры.

3. Индивидуальное задание Каборг И. по новогоднему оформлению классной комнаты.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса -это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане появится раздел «Работа с родителями», в котором найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями: изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел класса; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Основные направления деятельности классного руководителя с родителями.

Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания, тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе, обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей и другие формы.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классного кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально-неблагополучными семьями, установление связей с шефами, окружающим социумом,

общественностью.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащегося осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной де­ятельности, ведения дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обуславливается целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе.

Раздел плана «Работа с родителями» учитель может оформить так, как это сделала К.А. Зак, классный руководитель 5-го класса

Наименование дел

Сентябрь

1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».

2. Анкетирование родителей.

3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности.

4. Формирование картотеки семей учащихся.

Октябрь

1. Посещение семей учащихся.

2. Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».

3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы «Знакомимся с нашими учителями».

4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться». '

Ноябрь

1. Анализ учебной работы за I четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.

2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».

3. Посещение семей учащихся.

4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме: «Познавательные игры в семье».

Декабрь

1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье».

2. Выставка для родителей и учащихся «Мы - люди творческие».

3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».

Последним компонентом плана работы классного руководителя является раздел «Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе». Необходимость включения этого раздела в план классного руководителя объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.

В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны: развитие личности учащихся; процесс формирования классного коллектива; отношение учащихся и их родителей к жизнедеятельности класса.

При исследовании процессов, происходящих в классном сообществе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные стороны жизни коллектива, как:

- сформированность социальной совместной деятельности;

- наличие приоритетного (доминирующего) вида деятельности;

- активность и самореализация учащихся в совместной деятельности;

- состояние эмоционально-психологических отношений;

- состояние деловых отношений;

- наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;

- развитие ученического самоуправления.

Чаще всего раздел плана «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе оформляется в виде таблицы. Раздел плана «Изучение эффективности воспитательного процесса в классе», составленный А.П. Ивановой, классным руководителем 11-го класса

Предмет изучения Приемы и методы изучения Сроки Субъект изучения
1.Состояние межлич­ностных отношений Социометрия Сентябрь Классный руководитель
2. Сформированность коллектива класса Методика социально-психологической самоаттестации коллектива Сентябрь Классный руководитель
3. Профессиональная ориентация учащихся Анкетирование Компьютерное тестирование Октябрь-январь Классный руководитель, психолог
4. Нравственная направленность уча­щихся Тест «Размышляем о жизненном опыте» Апрель Педагог-организатор
5. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе Тест А. А. Андреева и Е. Н. Степанова Апрель Психолог
6. Творческий потенциал учащихся Тест Торренса Март Психолог
7. Наличие адекватной самооценки, уверен­ности в своих силах и возможностях Опросник субъек­тивного отношения к самому себе Март Психолог

Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной работы, необходимо заметить, что планирование - дело творческое, поэтому классный руководитель может предложить свой научно-обоснованный вариант.

Наши рекомендации