Концепция потребностей А. Маслоу
Методы исследования в современной психологии.
Использование психологических методов в педагогической практике.
Беседа - вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает.
Анкетирование - сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.
Тестирование - сбор фактов с использованием тестов. Тест - метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности.
Общее понятие о личности.
Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Факторы социализации, формирования и развития личности.
Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием.
Человек - это представитель биологического вида живых существ, отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Индивид - человек как неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной сфере, интересах и потребностях. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности.
Факторы социализации, формирования и развития личности:
Макросреда - это развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;
Микросреда - это взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив;
Воспитание - организованный процесс формирования и развития человека. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое;
Деятельность - игра, учебная, производственно - трудовая, научная деятельность;
Социальное взаимодействие - общение с другими людьми;
Системно - структурное представление о личности.
Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову).
Соотношение биологического и социального в структуре личности.
Структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура представления о личности складывается постепенно в процессе ее социального развития.
Структура личности К.К. Платонова:
1) Направленность - данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания;
2) Социальный опыт - эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения;
3) Индивидуальные особенности психических процессов - данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни;
4) Биопсихические свойства – это половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Потребности как источник активности личности.
Классификация человеческих потребностей.
Концепция потребностей А. Маслоу.
Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
Классификация потребностей:
1) По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные). Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории.
2) По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний и т.д.
3) В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными и групповыми.
Концепция потребностей американского психолога А. Маслоу:
1) Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека;
2) Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.), в этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании
3) Потребности в принадлежности и любви когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма
4) Потребности в самоуважении делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других;
5) Познавательные (когнитивные) потребности – это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей;
6) Эстетические потребности;
7) Потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.