Научная разработанность проблемы

Особенности творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнил (а):

Студент 341 группы

заочного отделения

Иванищев В.Ю.

Научный руководитель:

Базарова А.В.

И. о. доцента кафедры СКД, к.с.н.

Улан-Удэ

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоритические основы изучения проблем творческой самореализации подростков

1.1 Творчество как средство социализации и развития личности……………………………………………………………………...11

1.2 Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность…………………………………………………………………26

1.3 Социальный портрет современной молодёжи и её актуальные проблемы..……………………………………………………………………34

Глава 2. Особенности творческой самореализации подростков в культурно - досуговых учреждениях

2.1 Досуг как средство творческой самореализации личности…………….…39

2.2 Проблемы организации молодёжного досуга и творческой деятельности по результатам социологического исследования в КДЦ «Рассвет»………….44

2.3 Совершенствование процесса творческой самореализации подростков в культурно досуговых учреждениях (проектная разработка для КДЦ «Рассвет»).

Заключение……………………………………………………………………….66

Список использованной литературы…………………………………………...67

Приложение………………..……………………………………………………..69

Глоссарий………………………………………………………………………...71

Введение

Актуальность проблемы. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.

Научная разработанность проблемы.

Психолого-педагогическая наука, а за ней и педагоги-практики вкладывают в определение феномена «творчество» зачастую разные смыслы в соответствии с разным пониманием сущности творчества. Содержание понятия «творчество» трактуется в педагогической науке по-разному: чаще всего оно рассматривается как процесс и результат создания нечто нового, оригинального, причем в процессе развития личности это может быть не только абсолютно новое (для общества), но относительно новое (для себя); в контексте личностно-ориентированной парадигмы современного образования творчество рассматривается как процесс реализации личностью своей собственной индивидуальности, обеспечивающий ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме.

Проблемами творчества в разное время занимались Г.С. Альтшуллер, Т. Амабель, А. Анастази, Ф. Баррон, М.М. Бахтин, М. Вертгеймер, Д.М. Гвишиани, X. Грубер, С. Девис, К. Дункер, А.М. Коршунов, К. Левин, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, К. Тейлор, Э.П. Торренс, З. Фрейд, Э.С. Чугунова, К. Юнг, М.Г. Ярошевский и др.

Исследование феномена творчества и разработка методов развития творческих способностей человека наиболее продуктивно осуществлены в рамках гуманистического направления в психологии и педагогике (Г. Айзенк, Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, B.Н Дружинин, А. Маслоу, В.А. Моляко, Н.Н. Никитина, Г. Олиорг, Я.А. Пономарев, С. Роджерс, Р. Стернберг, Л. Термен, Б.М. Теплов, Р. Уайсберг, Э. Фромм и др.).

Периодизацию развития творческих способностей изучали B.Н Дружинин и Н.Л. Корсунский; творчество в образовании и воспитании исследовали А.Ю. Акмалов, В.И. Андреев, Л.В. Байбородова, М. Джеймс, И.П. Иванов, С.Д. Поляков и др., развитие творческого потенциала личности – Л. Олах, Я.А. Пономарев, Н.И. Шевандрин, Е.Л. Яковлева, Т.С. Ямилева и др.; творчество как личностную черту рассматривали А. Адлер, Т. Амабайл, Д.Б. Богоявленская, М. Коллинз, А. Маслоу, А. Олах, А. Танненбаум, Э. Фромм и др.

Психолого-педагогический анализ проблемы креативности дан в работах отечественных ученых Н.Т. Алексеева, Т.А. Барышевой, С.М. Бернштейна, Д.Б. Богоявленской, Н.Ф. Вишняковой, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинина, М. Зиновкина, В.И. Загвязинского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Л.Д. Лебедевой, А.М. Матюшкина, В.А. Моляко, А.В. Морозова, Я.А. Пономарева, Н.Г. Фролова, Д.В. Чернилевского, Н.В. Шелепановой, Л.И. Шрагиной, Э.Г. Юдина, М.Г. Ярошевского и др. Из зарубежных исследователей проблемой креативности занимались А. Адлер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу, С. Медник, Дж. Рензулле, К. Роджерс, В. Смит, К. Тейлор, Э.П. Торренс, М. Уоллах, Д. Халперн, К. Юнг и др. Причем креативность как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта, общих и специальных способностей личности, рассматривали Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев и др. Диагностике креативности и творческих способностей личности посвятили свои работы Г.В. Ожиганова, Е.И. Рогов, Г.И. Симонова, Э.П. Торренс, Е.Е. Туник и др.

Особенности развития креативности в профессиональной подготовке рассматривали в своих трудах С.О. Авчинникова, Т.Ю. Андрущенко, В.В. Бондарева, З.Д. Заболотских, И.А. Колобутина, Е.Н. Мажар, Н.Р. Милютина, А.В. Морозов, Е.В. Нехорошева, В.Ф. Подгорный, Т.П. Савельева, Т.Е. Стародубцева, Л.А. Степанова, Г.А. Фомченкова, А.И. Щетинская и др.

В приведенных работах много ценного, полезного. Однако научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптации к практике учреждения дополнительного образования. Исходя из того, что жизнь не стоит на месте, новая эпоха ставит перед людьми новые задачи, формирует новые взгляды, ценности, идеалы. Эти изменения обусловливают новые факторы и механизмы, влияющие на творческую самореализацию детей и подростков.

Цельюданной курсовой работы является выявление специфики творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждениях города на примере КДЦ «Рассвет».

В связи с этим можно определить задачи курсовой работы:

· раскрыть понятие «творчество» применительно к процессу социализации и развития личности;

· выявить факторы, влияющие на успешность процессов самореализации подростка в культурно-досуговой сфере;

· составить социальный портрет современной молодежи;

· определить потенциал досуга в развитии социальной активности подростков;

· изучить проблемы организации досуга в КДЦ «Рассвет»

· разработать технологию реализации концепции подросткового досуга ориентированную на стимулирование творческого самовыражения и социально-значимого самоутверждения подростков

Объектом курсовой работы является культурно-досуговая деятельность подростков.

Предмет исследования: процесс творческой самореализации подростков в культурно-досуговых учреждения (на примере КДЦ «Рассвет»).

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что досуг как сфера в наибольшей степени адекватная целевым установкам и природе подросткового возраста существенно расширит объективные возможности самореализации подростков, если данный процесс реализуется через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности.

Методологическая основа исследования основывалась на восприятии личности подростка как одной из наиболее главных ценностей общества, как автономной системы, нуждающейся в соответствующих условиях самоутверждения и самовыражения. Исследование опиралось на синтез философско-культурологических (Н.А.Бердяев, М.Вебер, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.Тайлор, А.Я.Флиер, Э.Фром, и др.) и психо-педагогических (Б.Г.Ананьев, Л.В.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.М.Новиков, А.В.Петровский и др.) концепций воспитания и развития личности.

Понимание сути и природы социально-культурной деятельности и её роли в воспитании подрастающего поколения исходило из сложившейся на кафедрах социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского и Московского университетов культуры и искусств (М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Н.Д. Жарков, И.А. Ивлиева, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Н.Ф.Максютин, А.П. Марков, Б.Г. Мосалёв, И.А. Новикова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин и др.) концепции, видевшей в ней систему общественно значимой и нравственно-мотивированной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Исследование опирается на понимание досуга как деятельности, осуществляемой в свободное время, с целью получения максимальной пользы для индивида, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее развитие личности (С.Г. Стружилин, Г.А. Пруденский, Д. Дюмазедье, М. Каплан, В.И. Бестужев-Лада, Э.В. Соколов, В.Я. Ядов и др.).

Системный анализ объекта исследования осуществлялся исходя из его естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, что позволило рассматривать личность подростка в её реальных отношениях с микро и макро средой.

Методы исследования выбирались в соответствии с конкретными задачами и спецификой изучаемых явлений и процессов.

Теоретические методы исследования: междисциплинарный анализ и синтез педагогической, культурологической и социально-психологической литературы по проблеме исследования; сравнение; обобщение факторов, влияющих на процессы самоутверждения и самовыражения личности подростка в культурно-досуговой среде; прогнозирование перспектив развития культурно-досуговой сферы, способной адекватно удовлетворять потребность подростков в выражении и утверждении собственной личности.

Эмпирические методы исследования: включённое и опосредованное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений и нормативной документации.

Статистические методы исследования: количественная обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается:

а) в обосновании технологии развития социальной активности подростков посредством включения их в культурно-досуговую деятельность, стимулирования ее социально значимых мотивов и придания этой деятельности социальной направленности;

б) в выборе и обосновании методик поэтапного вовлечения подростков с различным уровнем социальной активности в общественно значимую деятельность;

в) в выявлении социально-педагогических показателей, характеризующих уровень социальной активности подростков.

Практическая значимость исследования проявилась в обобщении опыта культурно-досуговой деятельности как средства развития социальной активности подростков; в разработке показателей и уровней развития социальной активности подростков в сфере досуга; в обосновании организационно-педагогических условий эффективности стимулирования социальной активности подростков средствами культурно-досуговой деятельности; в создании технологии развития социальной активности личности подростка посредством включения в культурно-досуговую деятельность, которая обеспечивает стимулирование мотивации к социальному творчеству и поэтапное вовлечение подростков с различным уровнем социальной активности в полезную для общества деятельность. Выводы и теоретические положения исследования могут быть востребованы специалистами культурно-досуговых и общеобразовательных учреждений, для разработки специальных курсов и семинаров в средне - специальных и высших учебных заведениях.

База исследования – Культурно-досуговый центр «Рассвет».

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая концепция культурно-досуговой деятельности и досуга как явлений жизнедеятельности, которым имманентно присущи активность, свобода проявления инициативы, развитие творческих потенций, что создает благоприятные условия стимулирования социальной активности подростков.

2. Технология развития социальной активности личности подростка, основанная на стимулировании мотивации участия в социальном творчестве и поэтапном включении подростков с различным уровнем активности в полезную для общества деятельность посредством: формирования у подростков умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга; вовлечения подростков в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками; использования возможностей культурно-досуговой деятельности в целях саморазвития; придания деятельности подростков социально значимого характера; создания благоприятных условий для экспонирования результатов культурно-досуговой деятельности подростков широкой общественности; оказания организационно-методической помощи подросткам в реализации социальных инициатив.

3. Организационно-педагогические условия реализации технологии стимулирования социальной активности подростков, к которым относятся:

· разработка и осуществление федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых проектов, обеспечивающих развитие социальной активности подрастающего поколения;

· стимулирование свободы творчества и общественных инициатив подростков в сфере рационального использования свободного времени;

· расширение диапазона социальных контактов подростков, в первую очередь в среде сверстников;

· использование потенциала игровых методик в качестве ведущих в процессе развития социальной активности подростков.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений и глоссария.

Глава 1. Теоритические основы изучения проблем творческой самореализации подростков

1.1 Творчество как средство социализации и развития творческих способностей.

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов, как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными наукам и не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности - процесс длительный, сложный и противоречивый.

Личность конкретного человека, являющегося членом человеческого общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития информирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от особенностей общества, в котором этот человек живет.

То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего, связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать, сосчитав и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие программы средств массовой информации и т.д.

На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном», «трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это - возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы, которые часто дают не лучшие результаты.

В культурно - досуговом учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трёх сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности, формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.[1]

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Современные определения «творчества» можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений «творчества» и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.[2]

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства
Творчество — это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно - образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель—преобразование собственного духовного мира.

Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.[3]

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.[4]

Творчество — это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • философское
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • повседневно-бытовое и т.п.

Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».[5]

Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творчество способно приобретать различные формы — от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку. Итак, две основные движущие силы культуро - творчества — это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от разрушительных действий преступных анти - социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.[6]

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.[7]

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно — либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем.[8]

Наши рекомендации