Изменение места ценности в иерархии
1. Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше. Спросите себя, что это изменение вам дает и что произойдет в результате. Как изменится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность.
2. Определите субмодальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности.
3. Найдите субмодальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности).
4. Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3.
5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни.
Для того чтобы сущность этой процедуры стала вам понятной, представьте себе, что изучив структуру (иерархию) ценностей клиента в вышеуказанном примере, вы узнали, что он, например, хочет заняться творчеством, для чего ценность «деньги» должна быть вами перемещена на третье место в иерархии с соответствующим «поднятием» ценности «наличие свободного времени» (оно необходимо для творчества). Работая по вышеуказанной схеме клиента, вы можете обнаружить, что репрезентирующая (представляющая) ценность «деньги» картинка находится на высоте примерно двух метров, а сама она большая и яркая. Картинка ценности «необременительная нагрузка» (жаль, что мы ограничили пример четырьмя ценностями, так что у нас нет «действительного среднего») обнаруживается на высоте примерно метра, причем она в полтора раза меньше и на четверть тусклее, чем картинка ценности «деньги». Ну а репрезентация ценности «хорошие отношения с начальством» вообще находится на полу и выглядит маленькой и тусклой. Прекрасно — вы нашли ключевые субмодаль-
яости, необходимые для изменения иерархии ценностей. То, как мозг вашего клиента кодирует важность и значимость ценности: высотой, размерами и яркостью. Теперь вам осталось только уменьшить и «утускнить» картинку, представляющую ценность «деньги», одновременно «опустив» ее до уровня картинки ценности «необременительные нагрузки» или даже ниже. А после «поднять», увеличить и «осветить» картинку ценностей «наличие свободного времени».
Вы можете сделать и нечто большее: напрямую ввести в иерархию клиента ценность «творчество». Для этого нужно просто предложить ему вообразить любую картинку, воплощающую принцип «твори, выдумывай, пробуй» (первая пришедшая на ум и будет искомой), а после, если он, например, хочет, чтобы творческие порывы превалировали над материальной выгодой, поместить ее над картинкой ценности «деньги» (ну, скажем, на высоте 2,5 метра) и сделать крупнее и ярче, чем образ «презренного металла».
Позволим, однако, сделать два замечания. Во-первых, при работе с ценностями очень тщательно отслеживайте экологию. И перед тем, как приступить к изменениям, всегда требуйте от клиента, чтобы он мысленно, но как следует, обдумал и «отсмотрел» то, как изменение иерархии ценностей скажется на его жизни. Учтите, что ценности являются очень сильными мотиваторами нашей жизнедеятельности, и после их «передвижки» бытие вашего клиента существенно изменится — он может стать куда равнодушней к тому, что влекло его ранее, и наоборот, пристрастным к тому, что в прошлом не было ни важным, ни значимым (т.е. буквально наплюет на деньги и всего себя посвятит творчеству).
Во-вторых, при определении места ценностей в иерархии максимально опирайтесь на бессознательное клиента, которое куда лучше его сознания знает, что человеку надо. Например, мы, при «постановке» новой ценности в иерархию, обычно просто говорим сакраментальную фразу: «И пусть ваше бессознательное само определит, где экологичнее всего будет разместить эту Ценность». После чего обычно происходит нечто очень
интересное: репрезентация ценности сама собой начинает двигаться по иерархии, меняя субмодальностные характеристики, после чего останавливается и как бы встраивается в нее (иерархию), часто «раздвигая» «соседей». А многие клиенты утверждают, что в момент окончания встраивания этой ценности они слышали какой-то щелчок, а из глубины бессознательного приходил VAKD «Готово».
И еще одно. Проверьте экологию не только до, но и после работы с ценностями. Для этого предложите клиенту просмотреть три кинофильма о его поведении в ситуациях, где он сможет проявить свою новую иерархию (или просто новую ценность). Устроит ли его то, что он увидит? Если да, все в порядке. Если же нет, повторяйте процедуру с самого начала...
Ценности К и ОТ
Завершающие в этом разделе. Не поленитесь и разберитесь с тем, к какому типу относятся ценности вашего клиента — к ценностям От или к ценностям К. Ведь человека могут мотивировать и те, и другие. Например, вернемся к нашему примеру. В этом (К и От) плане в нем вызывает «подозрение» ценность «деньги» — для чего они клиенту: чтобы к чему-то прийти или от чего-то уйти? В подобных случаях мы всегда задаем уточняющий вопрос: «Скажите, что вам даст то, что у вас будут деньги?» (или «Что произойдет, если у вас это будет?»). И если в ответ клиент, например, скажет, что в этом случае он наконец-то убежит от нищеты (а не наоборот, станет богатым), значит, мы имеем дело с типичной ценностью От. Да, она тоже мотивирует данного конкретного человека — например, на тяжелую работу. Но вряд ли с ее помощью он сможет разбогатеть. Ибо, как вы уже знаете, наш мозг не понимает отрицаний, но создает (и цепляется за) образы, которые участвуют в этом самом отрицании. В данном случае это «нищета», от которой ваш клиент будет бежать всю свою жизнь — по дороге в никуда...
Так что всегда проверяйте иерархии ценностей клиентов (работы, семьи, досуга и жизни), задавая по поводу каждой из них (ценностей) вопрос «Что вам это даст?..» Все обнаружившиеся ценности От выпишите на отдельном листе бумаги и спросите клиента, не хочет ли он их изменить. Как именно это сделать, вы, возможно, уже догадались. Да, именно так: поменяв репрезентацию (картинку) ценности с От на К. Вы можете это сделать внутри старой репрезентации или, что лучше — убрав старую репрезентацию ценности От в самый конец иерархии (можете представить себе, что там находится склад старых ценностей, и поставив на ее место картинку, представляющую ценность К (разумеется — с соответствующей подстройкой субмодальностей). Только помните, что ценность От была мощным мотиватором (пусть и избегания, но временами очень энергичного). Теперь мотиватором вашего клиента должна стать ценность К. Мотивирует ли она его в достаточной степени? Проверьте это (конечно же, наряду с экологией), прежде чем завершать работу.
И последнее. Просматривая иерархию клиента, вы можете обнаружить ценности, которые явно конфликтуют друг с другом. Так, в нашем примере ценность «деньги» вряд ли является совместимой с ценностями «наличие свободного времени» и «необременительная нагрузка». Здесь нужна уже не просто перестановка, но интеграция этих конфликтующих ценностей. Техника (процедура), с помощью которой вы сможете это сделать, описана в главе 4 данной части под названием «интеграция конфликтных убеждений» (т.е. точно так же, как с противоречащими друг другу убеждениями, вы можете работать и с конфликтующими ценностями)...
Упражнение 146.
-►Объясните кому-нибудь из своих знакомых роль ценностей в регуляции и мотивации поведения человека.
Упражнение 147.
(По: В. Столяренко. «Основы психологии»)
-►«Если вам предложили в пяти словах изложить свое понимание личного счастья (успеха), то какие из приведенных ниже ответов вы используете? Отметьте цифрой 1 свое самое важное для вас, цифрой 2 — чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот же вопрос вы ответили 10 лет назад (укажите 3—5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад)?
активная деятельная жизнь
интересная работа
материально обеспеченная жизнь
наличие верных друзей
жизнь, полная удовольствий, развлечений
свобода, независимость
расширение своего образования, кругозора
мирная обстановка в стране
чистая совесть, честная жизнь
общественная активность
комфорт, покой
здоровье
любовь
наличие детей
достижение власти
уважение окружающих
творчество
равенство для всех
искусство
деньги любыми способами
успех в карьере
общение с людьми
вера
что-то другое...»
-►Проранжируйте терминальные и инструментальные ценности М. Рокича, но не по порядку, а более простым образом: как бы разместив их в шесть групп по важности и значимости (причем не обязательно по три в каждой).
Упражнение 148.
-►Выявите и путем попарного сравнения определите «рейтинг» общих своих ценностей.
Упражнение 149.
-►Сделайте это также для трех сфер своей жизни
• работы
• семьи
• досуга
Упражнение 150.
-►Определите структуру своих глубинных (экзистенциальных) ценностей.
Определив, как нужно изменить и чем необходимо дополнить иерархии ваших ценностей, осуществите эти изменения и дополнения с помощью соответствующей техники. Не забудьте при этом определиться с ценностями От и К, а также теми из них, которые могут конфликтовать между собой.
Глава 3. Трансформация и использование критериев
В структуре ценностей человека есть те, которые в силу своей важности выделены в Нейролингвистическом программировании в отдельный класс. Это так называемые ценности выбора или, иначе, критерии — то, на что мы опираемся, принимая решения и вынося суждения.
Система критериев, которой руководствуются в своей жизнедеятельности клиенты ПК, в большинстве случаев являются неэкологичными (иначе данные критерии не завели бы своих «владельцев» в тупик). Именно поэтому психотехнологии сдвига важности критериев для создания устойчивой мотивации являются важными условиями ПК-работы в части оптимизации тех или иных областей деятельности клиентов, а также их жизнедеятельности в целом.
Что такое критерий
Несмотря на то, что в Нейролингвистическом программировании критерии часто смешивают с ценностями (называя их ценностями выбора), на самом деле это вполне самостоятельный феномен, определяющий стандарты, и признаки, на которые мы опираемся при вынесении суждений и принятии решений.
Как утверждает Р. Дилтс («Фокусы языка») наши критерии определяют и формируют типы желаемых состояний, к которым мы стремимся, а также признаки, по которым мы оцениваем свой успех и прогресс в достижении этих состояний. В частности, применение критерия «стабильность» к продукту, организации или семье дает основания для определенных суждений и выводов.
Применение критерия «способность к адаптации» ведет к иным суждениям и выводам относительно того же продукта, организации и семьи.
Изменяя структуру и/или иерархию критериев клиентов, можно полностью менять весьма существенные параметры их жизнедеятельности — разумеется в экологичном направлении. Практическое изучение соответствующих психотехнологий мы начнем с выявления иерархии критериев, описанию которой предшествует небольшой комментарий автора (По: Р. Дилтс- «Фокусы языка», с. 103).
«Одним из основных способов выявления иерархии ценностей человека является поиск так называемых противоположных примеров. По сути, противоположные примеры представляют собой «исключение из правил». Следующие вопросы позволяют выявить иерархию критериев человека путем подбора противоположных примеров:
1. Приведите пример того, что вы могли бы делать, но не делаете. Почему?
Например: «Яне стану пользоваться туалетом, предназначенным для лиц противоположного пола, потому что это противоречит правилам». Критерий = «Следовать правилам».
2. Что бы могло все-таки заставить вас это сделать? (Противоположный пример).
Например:«Я воспользовался бы туалетом для лиц другого пола, если бы мне было действительно необходимо это сделать и у меня не было бы выбора». Критерий более высокого уровня = «Целесообразность в критическом положении». Далее в тексте вышеупомянутого произведения следует/ то, что можно назвать уже прямой инструкцией клиенту (с. 104).
«...Чтобы определить собственную иерархию критериев, ответьте на следующие вопросы:
1. Что может подтолкнуть вас к тому, чтобы попробовать нечто новое?
2. Что может остановить вас, даже если ваше занятие отвечает условиям вашего ответа на вопрос Ml? (Противоположный пример А.)
3. Что может заставить вас вернуться к своему занятию, даже если вы остановились по причинам, указанным вами в ответе на вопрос № 2? (Противоположный пример Б.)
4. Что может заставить вас снова прекратить это занятие? (Противоположный пример В.)
Обдумывая ответы, обратите внимание на то, какие вы применяете критерии и в каком порядке. Возможно, вы начнете делать нечто потому, что оно принесет вам ощущение творчества, волнения или развлечет вас. Это будет первый уровень ваших критериев. Возможно, вы прекратите свое творческое, волнующее и веселое занятие, поскольку почувствуете, что ведете себя безответственно по отношению к своей семье (противоположный пример А.). В этом случае критерий «ответственность» перевешивает критерии «творчество» и «развлечение». Тем не менее вы можете вернуться к своему «безответственному» занятию, -если почувствуете, что оно необходимо для вашего личностного роста (противоположный пример Б.). Таким образом, «личностный рост» окажется в вашей иерархии критериев выше, чем «ответственность» или «развлечение». В дальнейшем вы можете обнаружить, что
прекратите делать то, что необходимо для вашего личностного роста, если убедитесь, что это занятие ставит под угрозу вашу личную безопасность или безопасность вашей семьи (противоположный пример В.). Таким образом, критерий «безопасность» окажется в вашей иерархии критериев выше всех остальных.
Определить противоположные примеры (и, следовательно, иерархию критериев) также позволяют следующие вопросы:
1. Что подтолкнет вас к тому, чтобы попробо
вать нечто новое?
Например: «Безопасность и легкость этого занятия».
2. Что позволит вам попробовать нечто новое, да
же если оно не отвечает условиям вашего отве
та на вопрос Ml (т.е. если это небезопасное и
достаточно сложное занятие).
Например: «Если при этом я смогу многому научиться».
Сдвиг критериев
После того как вы определили иерархию критериев вашего клиента, настала пора ее экологизировать. Для этого вам следует определить критерий, который негативно сказывается на характере жизнедеятельности клиента (например, критерий «быть правым» далеко не лучшим образом «отзывается» на отношениях человека с другими людьми, а критерий «всегда оставаться спокойным» просто сделает из него сердечника), после чего осуществить отчасти похожее на описанное в прошлой главе субмо-дальностное редактирование, а именно технику сдвига критериев (По: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами).
1. Определите главную или ключевую субмодаль-ность, которая создает континуум для иерархии критериев.
2. Определите критерий, который вы собираетесь «отрегулировать» для клиента, и его нынешнее положение на континууме.
3. Определите общее желаемое положение критерия на этом континууме — т.е. место, где он должен стоять.
4. Медленно перерегулируйте критерий в направлении желаемого изменения, пока клиент не почувствует или обнаружит, что это то, что нужно.
Для того чтобы эта процедура стала вам более понятной, приведу пространную цитату из вышеупомянутого источника (с. 108-109).
«1. Сначала возьмите уже выявленные вами субмодальные кодировки и определите, как они создают континуум. У Дэвида наиболее важной субмодальностью было расстояние: чем важнее критерий, тем ближе к нему он находился.
2. Помогите вашему партнеру определить критерий, который он хочет сделать более или менее важным, и выясните, где он находится на его иерархии критериев. Не забудьте проверить экологию.
3. Определив критерий, который ваш партнер собирается сдвинуть, определите, где он хотел бы остановиться. Хочет ли он сделать его БОЛЕЕ важным, СТОЛЬ ЖЕ важным или МЕНЕЕ важным, чем некий другой критерий? Выясните, где на иерархии находится этот второй критерий.
4. Потом медленно измените критерий соответствующим образом (близость, размер, яркость, цвет и т.п.). Отрегулируйте субмодальности так, чтобы критерий был закодирован на ту степень важности, которую человек хочет иметь. Например, если передвижение вверх делает нечто более важным, и ваш партнер хочет сделать нечто более важным, пусть он возьмет репрезентацию критерия и позволит ей медленно подниматься до тех пор, пока она не займет нужное положение. Если он сортирует по размеру, он может позволить картине медленно увеличиваться до тех пор, пока она не станет в точности нужного размера, что позволит ему понять, что этот критерий так важен, как ему хотелось бы. Если он сортирует по аудиальной громкости, он может позволить звуку становиться громче до тех пор, пока тот не достигнет нужного уровня. Даже если человек не определил, по
сравнению с чем он хочет сделать новый критерий более или менее важным, когда вы просите его передвинуть критерий на «нужное место», обычно он интуитивно хорошо чувствует, где это место. Люди также сообщали, что если они передвигают новый критерий слишком быстро, то тут же знают, что дело заходит слишком далеко, и отодвигают его назад, туда, где они ощущают больший комфорт. Они могут чувствовать, когда он не на месте, и это ощущение обычно является сигналом озабоченности экологией.
Помните, что это изменение нужно делать медленно. Вы можете использовать жесты рук, чтобы помочь клиенту, но не идите дальше или быстрее, чем это делает он. Если он поднимает критерий, не позволяйте критерию взлететь быстро, чтобы он не стал важнее самой жизни. Если вы делаете это чересчур быстро, то «быть аккуратным» может в конце концов оказаться важнее, чем «оставаться в живых»! (смех) Это не экологично!
Когда вы просите человека «приблизить критерий», то этот критерий приближается ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ЕГО ИЕРАРХИИ КРИТЕРИЕВ. Благодаря этому метод срабатывает. Иногда я добавляю к своим предварительным инструкциям, «О'кей, теперь у вас может быть ощущение, что все остальные ваши критерии тоже находятся там и являются частью континуума». Вы больше узнаете о том, как все это работает, когда проделаете это упражнение».
Разумеется, что как и в случае работы с ценностями (и практически аналогично), вы также можете
• увеличить важность критерия
• вообще убрать его из иерархии или
• заменить другим, более экологичным критерием.
«Сцепление» критериев
Некоторые клиенты ПК могут обратится за помощью в довольно специфической области: затруднениях во взаимоотношениях с другими людьми, вызванными несходством критериев (например, главным критерием мужа может быть «безопасность», а жены «повышение
уровня жизни»). В этом случае вам нужно прибегнуть к классическому рефреймингу — переопределению каждого (или одного из критериев) (например, «безопасность» можно переопределить как «стремление к сохранению достигнутого уровня жизни», что сразу делает его куда более близким к «повышению уровня жизни». Аналогичную работу можно проводить и для групп людей — например, конфликтующих между собой приверженцев «качества», с одной стороны, и «творческого подхода» — с другой. Переопределение «качества» в «поиск удачных альтернативных решений» позволит в данном случае как увязать два этих ранее противоречивших друг другу критерия.
Для тренировки в этой технике сцепления критериев (описание ее, как вы, наверное, поняли, уже дано) воспользуйтесь следующим упражнением (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка», с. 91—92).
«...Попробуйте проделать это сами, используя оставленные ниже пробелы. Впишите очевидно противоположные критерии в пробелы, обозначенные как Критерий № 1 и Критерий № 2. Затем проведите рефрейминг каждого критерия, чтобы получить слово или словосочетание, пересекающееся по смыслу с исходным критерием, но позволяющее взглянуть на него в новом ракурсе. Попробуйте найти фреймы, которые «сцепят» два исходных критерия и сделают их более совместимыми.
Образец:
Профессионализм Самовыражение
Личностная целостность Свобода
Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2
фрейм № 1 фрейм М 2
Попробуйте найти фреймы, которые «сцепят» сле
дующие критерии:
Работа с клиентами =>____________ ______________ <= Рост прибыли
Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2
фрейм № 1 фрейм № 2
Приведите собственные примеры Критериев № 1 и № 2 и найдите несложные фреймы, которые помогут соединить их в одну цепочку.
Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2
фрейм № 1 фрейм № 2
Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2»
фрейм № 1 фрейм М 2
Создание критериального соответствия
Под критериальным соответствием в НЛП понимается совокупность специфических и очевидных признаков, с помощью которых человек определяет для себя, соответствует ли конкретная ситуация некоторому избранному им критерию. Поскольку большинство клиентов ПК живут с мета-фреймом «Все не так и не то», нижеприведенная психотехнология может реально помочь им примирится с миром.
Чтобы сделать данную технику установления критериального соответствия, необходимо прежде всего определить это самое соответствие. Для того предложите клиенту следующее (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка», с. 92). «1. Вспомните какой либо критерий (или ценность), соответствие которому для вас достаточно значимо (качество, творчество, уникальность, здоровье и т.д.). 2. Как именно вы определяете, насколько вы соответствуете этому критерию? Вы можете это увидеть? Услышать? Ощутить? Это состояние целиком и полностью основано на вашей внутренней оценке, или вам требуется подтверждение со стороны (т.е. мнение другого человека или соответствие объективному показателю?)» Далее нужно просто усилить обнаруженное соответствие (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка», с. 93—94).
«1. Представьте, что вы уже достигли той цели или того результата, которые соответствуют выбранному вами выше критерию, и получаете от этого настоящее удовольствие. Сосредоточъ-
тесь на том, что вы видите, слышите, делаете и чувствуете, наслаждаясь преимуществами нового положения. 2. Настройте сенсорные характеристики вашего переживания так, чтобы оно стало еще более привлекательным и мотивирующим. Увеличится ли привлекательность переживания, если вы, добавите цвет? Яркость? Звук? Слова? Движение? Что будет, если приблизить образ или увеличить расстояние до него? Что произойдет, если вы увеличите или уменьшите звук? Что вы чувствуете, замедляя или ускоряя движение? Определите, какие именно качества делают ваше переживание наиболее привлекательным».
Мотивирование с использованием критериев
Существует и еще одна (далеко не последняя) возможность использования критериев в НЛП — для создания мотивации клиента на нечто весьма полезное для него, что он никак не может осуществить (например, вести трезвый образ жизни). Это так называемая «техника иерархии критериев» Р. Дилтса, которую мы приводим здесь в несколько упрощенной форме (По материалам семинара П. Врицы «Работа с убеждениями» — ИГИСП).
1. Положите на пол четыре листа бумаги, обозначив каждый из них как позиции 1—4 и, может быть, даже надписав так, как это приведено в таблице (сделав, однако, между листами проме-жуток, равный небольшому шагу).
Позиция 4 | Позиция 3 | Позиция 2 | Позиция 1 |
То, что замотиви- | То, что оста- | То, что | То, что ты |
рует тебя делать | навливает | тебя мо- | хотел бы. |
это несмотря на | тебя, застав- | жет замо- | делать, но |
то, что тебя ос- | ляя не делать | тивиро- | не делаешь |
танавливает | это (лимити- | вать де- | |
(высшие критерии, | рующие кри- | лать это | |
превышающие или | терии) | ||
превосходящие ли- | |||
митирующие) |
2. Попросите клиента войти в позицию 1 (стать на соответствующий лист) и предложите определить то, что ему хотелось бы делать, но что он, к сожалению, в настоящее время не делает. В данном случае, в соответствии с предложенным нами примером, речь пойдет о действиях, связанных с трезвым в широком смысле этого слова образом жизни.
3. Предложите ему перейти в позицию 2 и определить критерии, которые мотивируют его в желании этого нового поведения. Например, такими критериями могут стать «быть здоровым» или «нормально жить». Попросите «клиента» определить субмодальностные характеристики для каждого из этих критериев — т.е. предложите ему подумать о «быть здоровым» или «нормально жить» и описать, что (и как) он при этом видит, слышит и чувствует. Запишите эти характеристики.
4. Теперь пусть он перейдет в позицию 3 и определит критерии, которые буквально не дают ему измениться. Например, это может быть крайне распространенный критерий, как «не хватает силы воли». Опять-таки определите субмодальностные характеристики, репрезентирующие (представляющие) этот самый лимитирующий критерий.
5. А теперь в позиции и выявите критерии еще более высокого уровня, которые превосходят лимитирующие критерии и прошлого шага, спросив вашего клиента: «Что может быть достаточно важным, чтобы ты смог проявить силу воли. Таковым, например, может оказаться критерий «ответственность за жену (мужа) и детей». Однако если это вообще «внесемейный» субъект, ищите что-нибудь другое, но тоже важное. Так же определите субмодалъностные характеристики найденного высшего критерия.
6. Теперь, вернувшись в позицию 1, заякорите желаемое поведение (пусть клиент о нем подумает
и ассоциируется с этим желаемым), а затем переведите своего подопечного в позицию 4, минуя позиции 2 и 3. И примените обнаруженный критерий высшего уровня для преодоления лимитирующего возражения, сказав буквально следующее (для вышеприведенного примера). «Поскольку твое поведение является моделью для твоей (твоего, твоих) жены (мужа) и детей, не проявишь ли ты больше ответственности, если найдешь в себе и проявишь силу воли, чтобы быть здоровым и нормально жить, поддерживая трезвый образ жизни?»
Сразу же после этого переведите своего подопечного из позиции 4 в позицию 3 и предложите ему найти способ достижения желаемого поведения так, чтобы оно удовлетворяло критериям всех трех уровней и не нарушало бы критериев лимитирующих. Например, спросите его «Есть ли какая-нибудь программа трезвого образа жизни, которая не требовала бы большой силы воли и в которой могли бы участвовать твои жена (муж:) и дети?». А после перенесите субмодалъ-ностные характеристики критериев высшего уровня на аналогичные свойства лимитирующих критериев и желаемого поведения.
Упражнение 151.
-►Определите иерархию собственных критериев, взяв за основу стремление попробовать нечто новое.
Осуществите сдвиг или замену тех критериев, которые вы сочтете неэкологичными.
Упражнение 152.
-►Поупражняйтесь в сцеплении противоположных критериев — например, на материалах фракций Госдумы или на чем-нибудь еще.
Создайте у себя критериальное соответствие по достаточно важному критерию или ценности.
Упражнение 153.
-►«Замотивируйте» себя на что-то «разумное, доб-рое и вечное» с помощью техники «сдвиг критериев».
Упражнение 154.
-►Объясните кому-нибудь различие между ценно-стями и критериями.
Упражнение 155.
-►Не используя пока формальную психотехнологию, обдумайте, по каким критериям вы оцениваете
— жизненный успех
— оптимальные семейные отношения
— хорошую работу
— привлекательный досуг.
Глава 4. Модификация убеждений
При всей бесспорной и весьма важной роли в регуляции человеческой жизнедеятельности мета-программ, ценностей и критериев, все они, тем не менее, оказываются как бы подчиненными к следующему, более высокому уровню «регуляторов», а именно системе убеждений человека. Ибо библейское «каждому по вере» давно уже расшифровывается энэлперами как «каждому по его убеждениям», и любой человек получает в этой жизни только то, во что верит и в чем он убежден. Поэтому в Нейролингвистическом программировании.как исходный и базовый принят принцип П. Вацлавика «убеждение — это самореализующееся пророчество» (или «самоисполняющееся предсказание»), а ПК-работа по определению и экологизации человеческих убеждений давно уже стала самостоятельной и очень важной частью современного НЛП.
Роль человеческих убеждений
По некоторым данным и мнениям, убеждения следует отнести к важнейшим регуляторам человеческого по-
ведения и «главнейшим» элементам его туннеля реальности.
По своей сути они представляют собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру.
Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т.е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т.д.
Согласно Нейролингвистическому программированию, к основным функциям убеждений относятся следующие (по материалам мастерского курса X. Бренера и X. Кон-гсбах — ИГИСП).
Убеждения функционируют как фильтры.
Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергнете то, что неважно. Ваши убеждения говорят вам, что вы можете делать, а что нет — в настоящем и в будущем (но опять-таки — с вашей собственной точки зрения).
Убеждения определяют вашу реакцию — причем в любой момент времени.
Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше.
Убеждения заполняют разрывы в знаниях.
Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши переживания целостными.
Убеждения придают смысл вашей жизни, помогают вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.
Однако все это весьма полезное они делают для нас только до тех пор, пока не перейдут в разряд ограничивающих убеждений, которые точнее всего можно было бы назвать убеждениями неэкологичными — т.е. не соответствующими сути, естеству и течению человеческой жизни.
Определение ограничивающих убеждений
В качестве своеобразных индикаторов «выхода на поверхность» клиента убеждений (того, что вы на них наткнулись), в Нейролингвистическом программированиии обычно выступают следующие паттерны (по материалам семинаров П. Врицы — ИГИСП).