РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Первое полугодие

Первое полугодие

Я — ребенок.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать ча­сти тела на себе. (Интеграция с уроками по предмету «Математи­ческие представления и конструирование», разд. «Простран­ственные представления».)

Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмопии и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бро­вей и др). Закрепление в речи детей названий эмоциональных со­стояний: смеется, плачет.

Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо назы­вать себя и откликаться на свои имена и т. п.

Мои игрушки.Предметные игры с учащимися: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушка­ми. Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака).

Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, иг­ры-имитации, игры на звукоподражание.

Уточнение представлений учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом. Обучение совместному с учителем рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и не­вербальные средства общения.

Моя семья.Совместное с учащимся рассматривание фото­графий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).

Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «де­душка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых).

Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих учащим­ся с помощью вербальных и невербальных средств общения вы­ражать радость от достижения своих целей, побуждение учени­ков вступать в общение друг с другом (парное).

Мойдом. Игры и игровые упражнения, в которых учащиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (по­суда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества). Игровые ситуации, в которых учащиеся Узнают о целевом назначении предметов быта (посуда, мебель), показ предметов и их изображений по словесной просьбе учите­ля, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Я— в школе.Экскурсии по школе для формирования ори РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Первое полугодие - student2.ru ентировки в классе, коридоре, на лестнице, в столовой. Продол­жение знакомства учащихся со взрослыми, работающими в шко­ле (их имена, основные занятия). Стимулирование учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам).

Совместные игры (парные) учащихся на полоролевую иден­тификацию: мальчики и девочки (по двое). Обучение составле­нию двухсловных предложений, включающих усвоенные уча­щимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный па­деж существительного (Вот девочка. Это мальчик.).

Вовлечение каждого учащегося, независимо от особенностей его интеллектуального и речевого развития, в общие праздники, игры и развлечения (вместе со взрослыми): новогодний, спортив­ный и другие праздники. Побуждение учащихся к общению с окружающими по ситуациям на празднике.

Явления природы.Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком в столе-ванне: скатать мокрый песок в комочки (лепка шариков из песка); заполнить мокрым пес­ком формочки, а затем, перевернув их, выложить песок так, что­бы получился куличик; пересыпать песок совком, ложкой или 1 другими предметами из одной емкости в другую; указательными пальцами сделать углубления в песке, оставить на песке следы от ладоней и т. д. Показ (называние) учащимися по словесной просьбе учителя предметов для упражнений с природными мате­риалами.

Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных усло­вий).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение I представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о 1 явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся вдоступные народные игры.

Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Графика и пись­мо».)

Второе полугодие

Я— ребенок.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания учащимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.

Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи учащихся названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.

Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении

со взрослыми.

Мои игрушки.Предметные игры: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками. Задания на узнавание новых игрушек по описанию.

Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями с последующей ориентацией на обыгрывание их (вместе с учителем) в ролевых играх. Проигрывание вместе с учащимися простых сюжетов (две цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналога­ми реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон и др.). Называние (показ) картинки с изображе­нием соответствующего предмета.

Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «пробле­мы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. Побуждение учащихся объ­яснить свои действия с помощью вербальных и невербальных средств общения (вместе с учителем).

Я— в школе.Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридо­ре, на лестнице, в столовой и др. Продолжение знакомства уча­щихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование желания учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам).

Совместные игры учащихся (парные игры) на полоролевую идентификацию. Продолжение обучения составлению двухслов­ных предложений (см. первое полугодие).

Вовлечение учащихся в праздники и побуждение их к обще­нию с окружающими в различных ситуациях на празднике.

Мир людей.Совместное с учащимися рассматривание игру­шек, отображающих транспортные средства (автобус, автомо­биль), картинок, на которых они нарисованы.

Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).

Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых учащиеся знакомятся с профес­сиями врача, шофера. Побуждение учащихся к ситуативному об­щению друг с другом. Обучение составлению двухсловных пред­ложений, включающих усвоенные учащимися существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произно­симое с вопросительной интонацией (Это врач? Это шофер?); указательное местоимение + именительный падеж существитель­ного (Вот врач. Это шофер.).

Мир животных.Совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами (воробей, ворона) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних жи­вотных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскур­сий и наблюдений.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пикто­граммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Альтернативное чтение».)

Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, гу-кар, гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представления об их размерах (в сравнительном плане) с использованием речевых и неречевых средств общения. (Интеграция с учебным предметом «Альтернативное чтение».)

Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток (рассказывает учитель), например, «Заинька, попляши...». (Интеграция с уроками по предмету «Аль­тернативное чтение».)

Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, называние их, показ пикто­грамм. Стимулирование желания учащихся повторять за учите­лем фразы о животных и птицах (с помощью вербальных и не­вербальных средств общения), подражать их голосам.

Явления природы.Совместные игры учителя и учащихся (возможно пары учеников) для демонстрации взаимодействия с водой. Обучение игре рядом (в парных играх), не мешая друг другу (не обливаться, не брызгаться). Совместные с учащимися игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур), называя (с помощью жестов и слов) состояние воды. Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с ис­пользованием вербальных и невербальных средств общения.

Показ по словесной просьбе взрослого, называние учащими­ся предметов для упражнений с природными материалами.

Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Называние их с помощью вербальных и невербальных средств общения. (Интеграция с уроками «Математические представления и конструирование».)

Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся в доступные народные игры. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» телесных имимических движений. Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка — тру­бочка, показать язык — спрятать язык (по образцу). Выполнение упражнений по словесной инструкции учителя: улыбка — трубочка, язычок вышел изо рта, язычок спрятался в рот.

«Чтение» движений, которые выполняет кукла бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком (иг­рушкой манипулирует учитель): повторение движений языком и губами или называние того, что делает кукла (перечень движений см. выше). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Движения по «тропинкам», выложенным из веревок, по сле­дочкам, по сенсорным дорожкам (с ориентировкой на образец, данный учителем, и самостоятельно по указательному жесту или словесной инструкции учителя).

Игры-имитации на передачу в движении образов животных иптиц. Показ движений взрослым и выбор учащимся игрушки, со­ответствующей образу. Выполнение имитационных движений учениками с ориентацией на игрушку или картинку (Кто это? Как говорит? Как идет?).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»: покажи, как кошка прыгает {собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит и т. д.).

«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импрови­зациях: «Бегите ко мне», «Дети и колокольчик», «Добрый зон­тик», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе9.

Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и пока-ывай на картинке»: у зайца есть ноги {хвост, глаза, уши и т. д.) с использованием картинок.

Визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри зайца и мед­ведя, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...» (учи­тель показывает на уши зайца — учащийся называет их или вы­бирает картинку с их изображением).

Аудиальные и двигательные упражнения (чтение четверо­стишия) типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и вы­полняй движения».

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (изображено каждое действие к построч­ному тексту, выбор одной картинки из двух).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учи­теля (два-три наиболее характерных признака). Нахождение иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картин­ка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по ха­рактерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки».

Знакомство с пиктограммами «кубики», «барабан» и др. Си­туационные упражнения с использованием пиктограмм: игровые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки»

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зве­рей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнава­ние их: свистулька, барабан, дудочка, Музыкально-дидакти­ческие игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гар­мошка и др.) для развития аудиального восприятия.

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг (книг, в кото­рых при раскрытии страниц звучит текст).

Второе полугодие

«Чтение» телесных и мимических движений. Закрепление умения учащихся выполнять упражнения на движения мимиче­ской мускулатуры, упражнения для губ и языка по образцу. «Чтение» движений, выполняемых куклой бибабо (кукла на ру­кавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком (см. пер­вое полугодие). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает...».

«Чтение» движений в подвижных играх и играх импровизациях: «Мы — чистюли», «Мы не скажем, а покажем», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Я — ребенок».)

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и пока­зывай на картинке» с использованием картинок, изображающих животных.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (изображено каждое действие к построч­ному тексту).

Знакомство с пиктограммами «заяц», «медведь»10.

Визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри зайца и мед­ведя, слушай и показывай»; «Называй, а я показываю» (см. пер­вое полугодие).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают», например, «Покажи, как подметают шваброй», «Возьми каран­даш, покажи, как им рисуют», «Возьми тряпку, покажи, как ею вытирают» и т. п.

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и де­лай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения» (под сти­хотворный текст).

Аудиальные и визуальные упражнения, в которых учащийся выбирает к каждой строке стихотворения одну из двух картинок.

Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», и «есть» .

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки».

Знакомство с пиктограммами «медвежонок», «ведерко» и др. Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: игро­вые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки»

«Аудиальное чтение».Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зве­рей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнава­ние их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Называние инструмента (индивидуально).

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушка­ми (свистулька, барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия.

Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с ил­люстрациями.

Совместное слушание сказок, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Развитие У учащихся праксиса позы (по подражанию и самостоятельно). Выработка динамической координации движений учащихся: Движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержа­ние двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию движений с движениями учителя других учащихся.

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и со­вершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Формирование кинестетической основы движений пальцев рук учащихся при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук (сжимание, разжимание по образцу, демонстрируемому учителем); последо­вательно организованных движений и конструктивного праксиса (игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным кон­структором); составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью па­лочек (по образцу, по инструкции); складывание разрезных кар­тинок; обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и гори­зонтальная); шнуровка и т. д.

Подготовка артикуляторного аппарата учащихся к естествен­ному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подража­нию («Крокодил» — широко открыть рот, «Веселый Петрушка» — растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» — вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» — высунуть язык вперед). (Инте­грация с логопедическими занятиями.)

Формирование и уточнение движений мимической мускула­туры по подражанию.

Упражнения сприродным материалом, бытовыми предмета­ми: «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки — еловые и сосновые по корзинкам», «Поиски киндер-сюрпризов в песоч­ном ящике», «Складываем в пенал фломастеры», «Чашка и ложка на блюдце» и т. п.

«Рисуночное письмо».Рисование учителем для учащихся ме­лом на доске, кистью, фломастером, волоконным карандашом, мар­кером на большом листе бумаги предметных изображений и изоб­ражений детей с предметами. Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя: кукла, мячик, медвежонок, машинка и др. Выбор учащимися соответству­ющего предмета и действия с ним по словесной инструкции.

Рисование совместно с учащимися красками (на большом ли­сте бумаги большой и маленькой кистями): «Дорожка для маши­ны», «Светофор», «Тучи и капли дождя» и т. д.

По внутренним трафаретам рисование фломастерами, каран­дашами на альбомных листах бумаги округлых предметов (рису­ют учащиеся) и закрашивание с помощью учителя (мяч, нева­ляшка, светофор). Рисование учащимися мелом на доске округ­лых форм и линий.

Вместе с учащимися лепка из цветного теста предметов округлой формы (яйцо, яблоко, неваляшка, снеговик).

Совместное с учащимися рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях.

Жестово-образные игры.Игры, включающие противопо­ложные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, под­прыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками: «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (перекладывание фонарика из руки в руку в момент прекращения звучания музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками): остановка в момент прекращения звучания музы­ки, «Иду (бегу), кастрюлю с орехами держу». Игры проводятся с музыкальным сопровождением и без него.

Ритмические упражнения.Упражнения на создание ритми­ческого рисунка с помощью «звучащих жестов» (оркестровка «звучащими жестами»). Учитель произносит текст типа «По ров­ненькой дорожке...», «Поиграем», «Веселый паровозик» и т. п., задавая ритм: ритмическая пульсация — хлопки в ладоши (при­топы); метрическая пульсация — хлопки по бедрам.

Ходьба в заданном направлении с утяжелителем в руках, на голове (мешочки с песком) под удары деревянных ложек, метал­лофона, барабана по различным сенсорным дорожкам и коврикам (см. перечень оборудования).

Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением и страховкой учителем: хоп-хоп, прыг-прыг, чух-чух, гоп-гоп и т. п.

Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге (намочить палец в воде — поставить пальцем точку на бумаге и т- Д.) по словесной инструкции учителя (при необходимости ре­чевая инструкция сопровождается жестовой).

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упраж­нения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по подражанию и по словесной ин­струкции (отдельные, попеременные и последовательные движе­ния). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двига­тельной подражательности.

Игровые упражнения на совершенствование навыка манипу­лирования предметами, игрушками. Игровые упражнения на раз­витие умения узнавать предметы на ощупь.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики на фор­мирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по подра­жанию учителю).

Упражнения на совершенствование общей и ручной мотори­ки, развитие динамической организации движений (кинетический фактор) при последовательном их выполнении. Тренировочные упражнения на переключение учащегося с одного действия на другое по подражанию учителю.

Статические и динамические упражнения по подражанию учителю на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащихся (на материале стихов, потешек и сказок, например, «Сказки о веселом язычке»). (Интеграция с логопеди­ческими занятиями.)

Совместные с учителем и по подражанию ему упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в су­ставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Упражнения на формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организован­ных действий и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.).

Игры с пальчиками12.

«Рисуночное письмо».Рисование по внутренним трафаре­там, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами с использованием металлических рамок и вкладышей (материал М. Монтессори), внутренних трафаретов из дерева, пластмассы,

картона.

Упражнения на соотнесение величины кусков цветного теста, глины, подготовленных заранее учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный ком — надо взять большой кусок глины»).

Составление узора в полоске без наклеивания (совместные действия ученика и учителя).

Предметная аппликация из готовых деталей с использовани­ем приемов рваной аппликации на основе предварительного ана­лиза образца или обследования натуры (совместно с учителем).

Совместное с учащимися выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления целого из фраг­ментов («Мальчики и девочки гуляют», «Собака бежит» и др.).

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учите­лем, объектами, выполненными в технике аппликации («Белочка собирает орешки», «В небе летят птицы», «С дерева падают ли­стья», «Снежинки падают на землю», «Цветные шарики в руках у девочки» и др.).

Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию (мяч, яблоко, лента) совместно с учителем. Учитель «опредмечивает» — называет изображение, уточняя так ли он «прочитал» рисунок учащегося, стимулируя его отвечать «да» или «нет», называть объект, ис­пользуя вербальные и невербальные средства общения.

Совместное с учениками рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи, сушки) с использованием в качестве вспомогательного средства для создания изображения предвари­тельного обводящего движения. Включение получившихся изоб­ражений в сюжетный рисунок (рисует учитель), например: «Мя­чи в сетке», «Сушки на шпагате», «У мамы красивые бусы», «Шары на елке» и др.

Совместное с учащимися рисование человеческого жилья, например деревенского дома с длинным или коротким забором. Обязательное дорисовывание (или наклеивание на рисунок) фи-гУрок людей (под деревом, рядом с домом) учителем с привлечением к практическим действиям учеников.

Стимулирование учащихся максимально самостоятельно ис­пользовать приемы раскрашивания карандашами, красками, вос­ковыми мелками контурных изображений.

Обрисовывание тел учеников, а затем дополнение совместно с ними получившегося изображения деталями, раскрашивание, сравнение с натурой.

Совместное с учащимися «рисование» большой кистью, губ­кой, рукой цветных пятен и ассоциирование их с реальными объ­ектами (животные, тучи, солнце, растения).

Совместное с учащимися создание композиций с помощью штампов («В саду поспели яблоки и груши», «Ежи собирают гри­бы на поляне», «На грядках выросли овощи» и др.).

Совместное с учащимися рисование и дорисовывание знако­мых изображений, например «Играем с мячом».

Упражнения по освоению учащимися основных приемов ра­боты с пластичными материалами: разминать двумя руками, раз­рывать на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мел­кие куски пальцами, раскатывать прямыми и круговыми движе­ниями, расплющивать.

Жестово-образные игры.Игры с музыкальным сопровож­дением и без него на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя: «Я несу тяжелое ведро, я несу легкое ведро», «Перейди речку по камешкам», «Дождь», «Замерзли — согрелись», «Поездка на поезде» и др.

Подвижные игры-импровизации (см. перечень первого полу­годия).

Ритмические упражнения.Упражнения на общую мотори­ку, на развитие умения падать и вставать, садиться и вставать под ритмичные звуки музыкальных инструментов, звукоподражания: «Гололедица» (бух); «Кошка» (опора на руки и колени, спинка выгнута) — мяу-мяу; «Собачка» (опора на руки и колени, спинка прямая) — гав-гав.

Двигательные речевые упражнения, в процессе которых уча­щиеся выполняют движения, ориентируясь на двигательный об­разец учителя и на его словесную инструкцию .

Упражнения в перешагивании через незначительные препят­ствия, например веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя и самостоятельно), сопровождающиеся хлопками или уда­рами музыкальных инструментов в момент перешагивания.

Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмичными хлопками, ударами в барабан, по металлофону, в бубен, на прока­тывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предме­тами. Ловля мяча, брошенного учителем, бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

«Письменные упражнения».Знакомство с точкой. «Пись­мо» точек: пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости (на поднос, в миску и т. п.); фломастерами, маркерами на листе бумаги. «Письмо» точек пальцем (с использованием раз­личных техник) под ритмичные удары музыкальных инструмен­тов или хлопки учителя.

Знакомство с линией — «дорожка».

«Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости.

«Письмо» горизонтальных линий фломастерами, маркерами на листе бумаги, на грифельной доске (безотрывно, с отрывом карандаша, мела от поверхности, на которой пишут).

«Письмо» горизонтальных линий (с использованием различ­ных техник) за определенное время под ритмичные удары: хлоп­ки, удары в барабан, удары деревянным (музыкальным) молоточ­ком по столу и т. п.

Наши рекомендации