Социальный портрет клиента исследуемой организации

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» посещают 60 детей с нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушением центральной нервной системы. Дети, которые большую часть своей жизни проводили в замкнутом пространстве, смогли, наконец почувствовать себя нужными не только родителям, но и окружающим людям.

Состояние психического здоровья детей в ряде случаев даже невозможно определить. При необходи­мости дети могут получить помощь в специ­альных лечебных учреждениях, таких, как психиатрические больницы и местные поли­клиники, или в частных больницах. Однако проблемами психического здоровья детей за­нимается и много других служб, включая агентства семейных социальных служб, ме­дицинские пункты в школах и исправитель­ных заведениях. Необходимость и эффективность таких служб даже в специ­альных психиатрических учреждениях оста­ется проблематичной. Дело в том, что детской терапией занято крайне малое число специа­листов, а стационары, если они вообще имеются, не приспособлены к потребностям де­тей. Хотя благодаря движению общественно­сти за психическое здоровье гражданские права взрослых, находящихся в психиатри­ческих лечебницах, строго определены, дети не имеют такой специализированной защиты их прав. Помимо всего прочего, успехи, достигнутые при лечении психических забо­леваний взрослых, не гарантируют аналогич­ного результата тех же методик при лечении детей. Таким образом, многие дети, имеющие проблемы психического здоровья, могут ока­заться не только без необходимого лечения, но и без предварительно установленного официального диагноза. Отсутствует точная ста­тистика типологии заболеваний, способов проведенного лечения, количества детей, получающих помощь.[13]

Клиентами данного центра являются дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Стационарное лечение назначается детям в возрасте от 6 до 12 лет, имеющим сохраненный интеллект, владеющим навыками самообслуживания. Амбулаторное лечение назначается детям в возрасте от 0 до 18 лет.

Семья ребенка-инвалида получает направление от городского центра «Семья». Ребенок зачисляется в центр, пройдя ряд обследований у специалистов: невролог, психиатр, ЛОР, окулист, ортопед и хирург, логопед, стоматолог, педиатр и т.д. Существует определенный перечень документов для зачисления в центр:

- акт обследования жилищно-бытовых условий;

- выписка из истории развития ребенка;

- перечень прививок;

- направление;

- медицинский страховой полис;

- справка об инвалидности;

- свидетельство о рождении;

- заявление о родителей.

Не подлежат приему в Центр дети:

- с тяжелыми нарушениями опорно-двигательной аппарата, нуждающиеся в постоянном уходе;

- страдающие олигофренией в степени имбециальности и идиотии;

- с выраженными нарушениями слуха и зрения;

- с частыми судорожными припадками и эпилепсией;

- с врожденной гидроцефалией в стадии декомпенсации;

- со всеми хроническими заболеваниями в период обострения, требующие специального лечения;

- с перенесенными инфекционными заболеваниями до окончания срока изоляции;

- с бациллоносительством в отношении дифтерии и кишечных инфекций;

- со всеми заразными паразитарными болезнями глаз и кожи в период лечения и контрольного наблюдения;

- со злокачественной анемией, лейкемией и новообразованием;

- с недостаточностью кровообращения любой степени;

- с нарушением функций тазовых органов;

- с активными формами туберкулеза легких и других органов;

- с эндокринными заболеваниями, требующими индивидуальных условий ухода и лечения;

- с сифилисом в заразном периоде, гонореей в период лечения и контрольного наблюдения;

- с ВИЧ-инфецией.

Ребенок должен уметь обслуживать себя хотя бы частично – это одно из главных условий Центра.

Существуют определенные основания для вывода ребенка из реабилитационного центра:

- снятие инвалидности;

- полностью выполненная программа реабилитационных мероприятий (адаптированность к школе и др.)

- у ребенка не прослеживается динамики (нет улучшений).[14]

Как правило, все клиенты, представленного реабилитационного центра по окончанию курса реабилитации заметно улучшают свое физическое и психическое состояние, что служит хорошими показателями для дальнейшей работы Центра.

Программа социальной реабилитации как базовый инструмент социальной реабилитации инвалидов-клиентов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г.о. Тольятти.

Работа центра длится уже на протяжении десяти лет. За эти годы была проделана огромная работа по реабилитации, накоплен невероятный опыт, созданы методики и программы, помогающие детям-инвалидам адаптироваться в социуме. Для проведения социальной психолого-педагогической реабилитации в Центре созданы благоприятные условия. Группы оборудованы необходимым дидактическим материалом, вспомогательными техническими средствами. Для каждой категории детей разработаны программы воспитания и обучения. Сейчас можно отметить, что у большинства детей отмечается положительная динамика эмоционального состояния. Дети научились жить среди сверстников, стали более инициативными, самостоятельными.

Работа специалистов Центра ведется с учетом диагностического адаптационного периода. Педагогами (дефектологом, психологами, логопедами, музыкальными руководителями, социальными педагогами, педагогами Монтессори) проводится диагностическое обследование детей, после чего на каждого ребенка составляется индивидуальный комплексный план социальной психолого-педагогической реабилитации с учетом индивидуальных и физических возможностей детей. Для каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут - расписание занятий со специалистами, учителями и педагогами дополнительного образования. Это помогает правильно распределить нагрузку и занятость ребенка в течение всего дня, организовать совместную работу всех специалистов по проведению полноценной реабилитации. Все специалисты имеют определенную специфику своей работы. Врач-невролог и педиатр проводят диагностику и определяют программу медицинской реабилитации детей с нарушением ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Дефектолог оказывает консультативную помощь родителям и специалистам, работающим с детьми. Социальный педагог оказывает консультативную помощь по социально-педагогическим, социально-правовым вопросам и вопросам профессионального самоопределения детей-инвалидов. Музыкальные руководители развивают творческие способности детей.

В работе с детьми используются общие дидактические методы, такие как, наглядность, индивидуальный подход и принципы специальной доступной педагогики, а именно: принцип коррекционно–развивающего обучения и принцип практической направленности обучения. Основным направлением деятельности Центра является социальная адаптация: поддержание и развитие самоуважения и веры ребенка в самого себя, формирование активной жизненной позиции. Ребенок, выходя в большой мир не должен растеряться, а для этого необходимо научить его элементарным навыкам самообслуживания, умению ориентироваться в жизненном пространстве, дать допрофессиональное и профессиональное образование. Для этого в творческих мастерских, театральной и развивающей студии и в повседневной жизни Центра с детьми проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, осуществляется привитие хозяйственно-бытовых, гигиенических и трудовых навыков, развитие творческих способностей для более полной самореализации ребенка. Комплексная социальная психолого-педагогическая реабилитация осуществляется всеми специалистами Центра, только совместная деятельность специалистов, воспитателей, медицинского персонала и родителей может дать положительную динамику в развитии ребенка.[15]

Основные методики Центра.

Песочная терапия.

Играя с песком и миниатюрными фигурами, дети, независимо от возраста, приближают к себе внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение ситуации. И, научившись находить гармонию в песочной картине, дети получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Происходит стабилизация психоэмоционального состояния, а на «песочный лист» переносятся внутренние конфликты: обида, страх, недомогание и прочий негатив.

Занятия в столярной мастерской.

В Центре оборудована трудовая мастерская, в которой дети среднего и старшего возраста обучаются работе с деревом, инструментом, работе на станках. Дети выполняют различные виды работ. Это и резьба по дереву, изготовление кухонной утвари, различных изделий из дерева и соломки. Задания постепенно усложняются и ребенку предоставляется большая творческая самостоятельность. Развивается зрительно-моторная координация, глазомер, рука приобретает твердость, уверенность, точность. Формируются такие качества как аккуратность, усидчивость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, чувство удовлетворения, как от конечного результата, так и от самого процесса работы.

Студия "Вдохновение".

Цель создания студии - развитие чувства прекрасного у детей с проблемами в развитии посредством создания рисунков и художественных работ из природного материала. В процессе выполнения работ дети осваивают новую технику, развивается мелкая моторика, формируется эстетический вкус. Пробуждение к творчеству через активное восприятие красоты, через знакомство с миром природы с сочетанием цветовых гамм формирует вкус, создает ощущение радости от созданной картины. Занятия строятся с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.

Сказкотерапия.

Занятия направлены на снятие у детей напряжения, невротических симптомов, на достижение эмоционального равновесия, передачу положительных образов, энергии, создание «идеальных» моделей взаимоотношений, усиление и поддержание «идеального Я человека». Прорисовав свое состояние на бумаге, дети переносят свои проблемы на «песочный лист». Практически у всех детей отмечается улучшение эмоционального состояния, дети стали более уравновешенными, более общительными со взрослыми и другими детьми.

Роспись по дереву.

Организована совместная деятельность трудовой мастерской и студии «Вдохновение» по обучению детей росписи по дереву. Дети сами делают заготовки из дерева (кухонные доски, подсвечники, пасхальные яйца) и в изостудии расписывают свои поделки. С овладением техники росписи по дереву у детей развиваются пространственные ориентировки, внимание, память. Воспитывается аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость. От созерцания своей работы и работы товарищей дети получают массу положительных эмоций и еще раз убеждаются в своих силах и талантливости.

Мастерская "Золушка".

В швейной мастерской дети учатся работать с тканью, иголкой и на швейной машинке. Педагогом составлена программа обучения с учетом их физических возможностей. Мастерскую с удовольствием посещают и девочки и мальчики. Работы детей неоднократно были представлены на выставке в Центре и на городской выставке. К праздникам дети изготавливают подарки для родителей (прихватки, мягкие игрушки и др.)

Опыт Центра «Виктория» показал, что одним из важнейших условий социальной адаптации ребенка-инвалида является эффективное взаимодействие с семьей, юридическая осведомленность и активная гражданская позиция родителей, воспитывающих такого ребенка.

Поэтому, ежегодно по инициативе Ассоциация родителей, воспитывающих детей – инвалидов, совместно с реабилитационным центром для детей и подростков «Виктория» проводится общегородское собрание родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на которое приглашаются представители всех учреждений и организаций, работающих с такими семьями. В этом году собрание проводилось 20 апреля в Городском Центре Культуры, присутствовали 130 родителей.

На вопросы родителей отвечали руководители и специалисты Администрации города Тольятти, федеральных, краевых учреждений: отдела по вопросам семьи Управления социальной политики Администрации города Тольятти; Пенсионного фонда; Управления здравоохранения; отдела по вопросам военнослужащих, ветеранов, инвалидов, реабилитированных и лиц, пострадавших от радиации главный специалист отдела по социальной работе; Ассоциации родителей воспитывающих детей – инвалидов.

Такие собрания являются очень эффективной формы работы с населением, так как помогают решить несколько основных задач.

С родителями детей-инвалидов проводится разъяснительная работа по вопросам законодательства, социального обслуживания и реализации программ социальной поддержки данной категории населения. Родители имеют возможность обратиться с интересующим их вопросом непосредственно к представителям социальных структур, социальных и медицинских учреждений. Коллегиально разрешаются спорные вопросы частного порядка. Осуществляется взаимодействие между социальными структурами и учреждениями, занимающимися вопросами детей-инвалидов. Выявляются проблемы, волнующие родителей детей-инвалидов, рассматриваются предложения и пожелания по усовершенствованию системы социальной поддержки данной категории граждан.

Специалисты Центра ежегодно составляют план мероприятий, который утверждается администрацией.

Веселый дельфин.

В городском плавательном бассейне состоялось очередное спортивное событие – «Веселый дельфин». В этом фестивале приняли участие дети с нескольких учреждений, среди которых были воспитанники Центра.

В «Виктории» спорт всегда был одним из основных жизненных приоритетов и на данном мероприятии викторианцы продемонстрировали свои лучшие спортивные стороны. Однако «Веселый дельфин» показал ребятам сильные и слабые стороны и это – лучшее качество прошедшего фестиваля.

Семинар.

В Центре «Виктория» 29 января состоялся семинар для родителей на тему «Эмоциональные потребности и полоролевое поведение детей инвалидов». На семинаре отмечалось, что в первую очередь необходимо для детей на эмоциональном уровне: доверие и забота, так же обсуждались особенности воспитания мальчиков и девочек.

Родителям было предложено анализировать их семейный стиль общения и воспитания. В конце семинара психологи Центра выдали рекомендации родителям.

Спортивная олимпиада.

20 января в спортивном комплексе «Волгарь» стартовал фестиваль под лозунгом «Стань чемпионом для себя». В соревновании приняли участие воспитанники Центра «Виктория» и учащиеся специальных школ. Участники были поделены на 2 команды и им были предложены несколько видов эстафет, среди которых традиционный бег с препятствиями и более сложные эстафеты на скорость, внимание и выносливость.

Участники фестиваля получили заслуженные призы и награды, а победила как всегда дружба и солидарность.

К Новому году - готовы!

Воспитанники, педагоги Центра совместно с родителями украшали и наряжали к новогодним праздникам групповые комнаты, театральный зал. Предновогодние хлопоты доставили много радости и чудесного настроения всем! На утренниках царила сказочная атмосфера и ожидания чуда... Ребята наперебой читали стихотворения Деду Морозу, пели песни, активно учавствовали в конкурсах и загадывали желания, весело смеялись над шутками и сюрпризами сказочных героев. Молодцы и родители, очень красивые костюмы приготовили для детей, сами с удовольствием и радостью участвовали в Новогоднем представлении. А еще большим сюрпризом для ребят стали новогодние подарки от Администрации города

Кроме предновогодних сюрпризов в Центре, мы традиционно поздравили на дому детей - инвалидов, которые в силу недуга не могут участвовать в праздничных мероприятиях. Дети и родители были невероятно рады приходу Деда Мороза и Снегурочки с новогодними подарками и театрализованном представлении. Можем смело сказать - Новогодние праздники удались на славу и радость всем ребятам и родителям!

"Удивительные пальчики"

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе. Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с раннего возраста.Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.

Развитие навыков мелкой моторики происходит в определенной последовательности:

1.От рождения до двух лет. В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия.

2. От двух до четырех. Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы.

3. От четырех до восьми лет. В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает период обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма.

Данная работа проводится в игровой форме. Игры можно проводить сидя, стоя, за столом, в движении, когда пальчиковые действия сочетаются с общеразвивающими упражнениями. Продолжительность занятий зависит от возраста детей : младший возраст (до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 7 до 10 минут в день.

"Спасибо лагерь"

В течение 10 лет дети – инвалиды отдыхают в оздоровительных учреждениях.

Лагерь для детей с ограниченными возможностями - это не просто отдых - это приобретение социального опыта, формирование нравственных привычек, расширение представлений об окружающем мире. Лагерь – это особый новый мир, настоящая новая жизнь.

Дети не только отдыхали, но и принимали оздоровительные лечебные процедуры, которые назначались с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Широкопрофильная лечебная база, оснащенная с учетом последних достижений науки и техники, позволила для каждого ребенка составить курс оздоровительных процедур.

"Твори добро"

Идея акции состоит в том, что ребята, которые подчас сами нуждаются в помощи (дети инвалиды, дети – сироты) оказывают друг другу поддержку и заботу.

Благодаря проекту «Твори добро!» у ребят появилась уникальная возможность проявить себя во многих добровольных движениях – забота о ветеранах, пожилых людях и инвалидах. Все это формирует у детей активную жизненную позицию и учит делать шаг навстречу тем, кто в этом нуждается.

"Старик и плут"

В течении трех месяцев ребята из студии «Умка» репетировали театральную постановку «Старик и плут». 7 мая состоялась премьера спектакля. Необычные декорации и костюмы «востока», изготовленные педагогами и воспитанниками Центра, способствовали погружению в атмосферу древнего Китая. Хотя и ребята волновались, но спектакль получился ярким и поучительным.

И несмотря на то что еще есть над чем поработать, у нас есть желание пригласить воспитанников других учреждений на просмотр спектакля.

"День победы"

Воспитанники «Виктории» уже не первый год приглашают ветеранов в гости на праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы. Ребята с большим уважением и трепетом узнают о Великом Подвиге каждого из ветеранов. «Викторианцы» всегда очень волнуются на таких встречах, готовятся, репетируют, стараясь сделать каждое выступление незабываемым. В этом году наши ребята вместе с ветеранами вспоминали вехи становления нашего города, его историю, которая стала историей каждого из норильчан, пели песни о Норильске – песни молодости ветеранов.

9 мая воспитанники Центра «Виктория» приняли участие в торжественном параде, посвященном Дню Победы. Мероприятие получилось очень масштабным и интересным.

День Победы – это Великий Российский праздник, в «Виктории» никогда не забывают об этом, изучают историю той страшной войны и почитают ее героев!

«Искусство быть в гармонии со своим ребенком»

Нарушения в развитии любой сферы ребенка вызывает у родителей, в первую очередь у матерей, сильнейший стресс. Многие родители внутренне, психологически не подготовлены к тому, чтобы оказывать своему ребенку необходимую помощь и чувствуют себя беспомощными. Для того, чтоб рассказать родителям об особенностях развития детей с ограниченными возможностями, чтоб научить родителей принимать ситуацию и оказать им психологическую помощь, в Центре «Виктория» начал работу «Родительский клуб». Группа специалистов Центра (психологи, дефектолог, логопед) проводят специальные коррекционно-образовательные занятия с родителями наших воспитанников. Нам не дано прочувствовать, насколько тяжело быть мамой ребенка с ограниченными возможностями. То, с каким усердием мамы начали работать над собой, учиться быть мамой «особого» ребенка – показатель правильности выбранного пути.

Для организации досуга детей в Центре проводятся праздничные мероприятия. Праздники организовываются как специалистами Центра, так и совместно с общественной организацией «Виктория», Городским Центром Культуры, детскими дошкольными учреждениями, лицеем искусств.

Всего за период работы Центра было проведено 62 культурно-массовых мероприятий. Праздники проводятся как в Центре так и на городских площадках. На праздники приглашаются не только дети, посещающие Центр «Виктория», но и дети, которые в силу своих физических возможностей не могут принимать участие в других общегородских мероприятиях. Дети Центра принимают самое активное участие в проведении выставок. В Центре проводятся и выставки персональных работ детей-инвалидов.

Жизнь детей, которые посещают Центр, не ограничивается его рамками. Осуществляются поездки на экскурсии, мероприятия города. Конечно не просто было переломить отношение окружающих, но сейчас ребят воспринимают как равных. Это одно из главных достижений.

Заключение

Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности самого человека. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «инвалид – общество - государство». Суть этого изменения состоит в следующем:

Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.[16]

Основным способом решения проблем инвалидности является реабилитация. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности…Необходимо изменить общество, с тем чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества.[17]

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов с людьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности, его социальной реабилитации и адаптации в обществе.

В курсовой работе были выявлены проблемы в работе с людьми с ограниченными возможностями. Были подчеркнуты, проблемы социально – психологической адаптации инвалидов. Исследованы принципы и методы социальной реабилитации. Проаналзированны практические меры социальной реабилитации, на основе исследуемой организации.

Однако современная система социальной защиты не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению инноваций в отношение инвалидов. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности человека, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

При написании курсовой работы основная сложность заключалась в получении документации, исследуемой организации.

От чисто медицинского подхода постепенно происходило движение к социальному подходу; от представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошел переход к признанию приоритета особых нужд инвалида перед потребностями общества в целом. Социальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и неотменимой обязанностью общества перед инвалидом.

Список литературы

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001.

2. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции – М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.

3. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. N 38. 2000.

4. Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. Технологии социальной реабилитации: методические рекоменда­ции /Под ред. М.М. Исхакова, Уфа, 2002.

5. Жанна М. Джованнони. Психическое здоровье. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2.: Пер. с англ.—М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

6. Инвалиды: язык и этикет. -М.: РООИ “Перспектива”, 2000.

7. Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов

Хабаровск: Изд-во «Научная книга», 2007.

8. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Владос, 2003.

9. Осадчих А. И. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации. - М., 1999. Т. 1.

10. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 2003.

11. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России, Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

12. Финагеева Е. В. Справочник для семей с детьми. Тольятти, 2008г.

13. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

14. Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Холостова Е.И. «Социальная работа с инвалидами», - М., «Дашков и К», 2006.

16. Храпылина Л.П.Основы реабилитации инвалидов. М., 1996.

17. Щукина Н.П. Технология социальной работы/Учебное пособие часть I, - Самара, Издательство «Самарский университет», 2006 г.

18. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. «Социальная работа с инвалидами», СПб., 2004.

19. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Социологические исследования № 10., 2005.

20. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г. (с изменением на 20 декабря 1993 года).

21. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (с изменением на 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года).

22. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.

23. Декларация о правах умственно отсталых лиц –М., Юристъ, 2001.

24. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org); (с изменением на 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года).

25. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993); (с изменением на 14 сентября 2008 года).

26. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318; (по состоянию на декабрь 2009 г.)

27. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563; (с изменениями на 28 апреля 2009 года).

28. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" // СЗ РФ от 19 августа 1996г. N 34, ст. 4127; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247).

[1] Бочарова В. Г. «Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы». Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003, стр.50

[2] П.В. Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России, Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

[3] Холостова Е.И. «Социальная работа с инвалидами», - М., «Дашков и К», 2006.

[4] Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563; (с изменениями на 28 апреля 2009 года).

[5]. Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 54.

[6] Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993); (с изменением на 14 сентября 2008 года).

[7] Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001. С.40

[8] Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / По ред. А. И. Осадчих. М., 1999. Т. 1. С. 11.

2 Храпылина Л.П.Основы реабилитации инвалидов. М., 1996. С. 12

[9] Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Владос, 2003. С. 56.

[10] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

[11] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» (с посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ

[12] Справочник для семей с детьми / под ред. Е.В. Финагеевой. Тольятти, 2008г. С. 20.

[13] Жанна М. Джованнони. Психическое здоровье. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2.: Пер. с англ.—М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.— С. 179.

[14] Справочник для семей с детьми (из постановления №2628 от 03.10.2000) / под ред. Е.В. Финагеевой. Тольятти, 2008г.

[15] Справочник для семей с детьми (из постановления №2628 от 03.10.2000) / под ред. Е.В. Финагеевой. Тольятти, 2008г.

[16] Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России, Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

[17] Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993); (с изменением на 14 сентября 2008 года).

Наши рекомендации