Обеспечение безопасности дорожного движения

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Безопасность на дороге и в общественном транспорте»

для ООП «050100 Педагогическое образование

Профиль Безопасность жизнедеятельности»

по циклу Б.3. В.17 «Профессиональный цикл» Вариативная часть

Модуль «Обеспечение комплексной безопасности детей»

Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс – 2 Курс – 2
Семестр – 3 Семестр – 3
Объем в часах всего – 108 (48) Объем в часах всего – 108 (12)
в т.ч.: лекции – 20 в т.ч.: лекции – 4
практические занятия – 4 практические занятия – 4
лабораторные занятия – 24 лабораторные занятия – 4
самостоятельная работа – 60 самостоятельная работа – 96
Экзамен – 3 семестр Экзамен – 4 семестр

Екатеринбург 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Безопасность на дороге и в общественном транспорте»

ГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 18 стр.

Составитель: Костоусов Николай Степанович, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности УрГПУ

Протокол от 25 мая 2011г. №_____.

Зав. кафедрой _____________ Юрий Викторович Репин

Декан факультета

безопасности жизнедеятельности ___________ Юрий Викторович Репин

©Уральский государственный педагогический университет, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Настоящая программа разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Направлению: 050100 Педагогическое образование», «Профиль: «Безопасность жизнедеятельности», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788. В программе представлены теоретические и практические аспекты обеспечения безопасности в ситуациях, связанных с дорожным движением и пользованием общественным транспортом.

Цель дисциплины:

-формирование системы знаний в области безопасности дорожного движения, возможных опасных ситуациях на дороге и общественном транспорте и основных мерах по обеспечению безопасности;

- формирование ценностного отношения к сохранению личного здоровья и здоровья окружающих через соблюдение требований безопасности на дорогах и в общественном транспорте.

Задачи дисциплины:

- изучение видов опасных ситуаций связанных с дорожным движением, их характеристик, причин возникновения;

- изучение методов и средств обеспечения безопасности на дороге и общественном транспорте;

- формирование у студентов культуры транспортной безопасности;

- закрепление понимания неразрывной связи безопасности личности с безопасностью общества и государства;

- приобретение необходимых знаний и умений для самостоятельной педагогической работы.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» относится к профессиональному циклу, его вариативной части (Б3В. 17), и входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности детей». Студент, приступающий к изучению дисциплины «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» должен обладать следующим входящим требованиям:

а) знать:

- основные закономерности взаи­модействия человека и общества;

- основные закономерности исто­рико-культурного развития челове­ка и человечества;

- правовые нормы безопасности жизнедеятельности;

- основные способы математической обработки информации;

- основные современные технологии сбора, обработки и представления информации;

- закономерности психологического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

б) уметь:

- анализировать мировоззренче­ские, социально и личностно зна­чимые философские проблемы;

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языке в учебной деятельности;

- использовать современные информационно-коммуникативные технологии для сбора, обработки и анализа информации;

в) владеть:

- технологиями приобретения, ис­пользования и обновления гумани­тарных, социальных и правовых знаний;

- навыками рефлексии, самооцен­ки, самоконтроля;

- различными способами вербальной и невербальной коммуникации.

Студенту необходимо обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

б) общепрофессиональными (ОПК):

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в) в области педагогической деятельности:

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

г) в области культурно-просветительской деятельности:

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Изучению дисциплины «Безопасность на дороге и в общественном транспорте», которая изучается на 2 курсе в 3 семестре, предшествуют следующие дисциплины:

Б 1) гуманитарный, социальный и экономический цикл: история, философия и культура речи;

Б 2) математический и естественнонаучный цикл: основы математической обработки информации и информационные технологии;

Б 3) профессиональный цикл:

- базовая часть: психология и педагогика;

- вариативная часть: правовые основы БЖ, органы обеспечения БЖ, опасные ситуации природного характера и защита от них, гражданская оборона, безопасность на водоемах, обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» способствует изучению дисциплин: Опасные ситуации техногенного характера и защита от них, Обеспечение пожарной безопасности, Опасные ситуации социального характера и защита от них, Методика обучения и воспитания безопасности. Криминальные опасности и защита от них.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции (ОК):

- способен анализировать мировоззренческие, государственные, социально и личностно значимые философские проблемы, в том числе проблемы обеспечения комплексной безопасности детей (ОК-2);

б) общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, в том числе транспортной культуры (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в) в области педагогической деятельности:

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине ОБЖ(ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса при изучении безопасности на дорогах и в общественном транспорте (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

г) в области культурно-просветительской деятельности:

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности по вопросам безопасности на дорогах и в общественном транспорте (ПК-10);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности безопасности на дорогах и в общественном транспорте (ПК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· о взаимозависимости безопасности общества, государства и личности в аспекте обеспечения безопасности на дорогах и в общественном транспорте;

· структуру системы обеспечения безопасности на дорогах и в общественном транспорте и понимать взаимосвязи между её элементами;

· методы обеспечения безопасности на дорогах и в общественном транспорте;

·особенности России с позиций обеспечения безопасности на дорогах и в общественном транспорте;

· глобальные проблемы безопасности на дорогах и в общественном транспорте постиндустриальной эпохи;

· правила дорожного движения;

· нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность на дороге;

· виды и причины опасных ситуаций на дороге и общественном транспорте;

· методы и средства обеспечения безопасности на дороге и общественном транспорте;

· методы снижения риска на дорогах и общественном транспорте.

Уметь:

· анализировать положительные и негативные тенденции в стране по обеспечению безопасности на дорогах и в общественном транспорте с позиций комплексной безопасности детей;

· проявлять активную гражданскую позицию в комплексной безопасности детей при обеспечению безопасности на дорогах и в общественном транспорте;

· владеть методами формирования у учащихся знаний и умений использования правил дорожного движения;

· пользоваться общественным транспортом;

· оценивать дорожную обстановку и предвидеть опасные ситуации;

· применять полученные знания в самостоятельной педагогической деятельности.

Владеть:

· способами пропаганды культуры безопасности жизнедеятельности, а также соблюдения требований правил дорожного движения и поведения в общественном транспорте важности педагогической профес­сии для социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России;

· способами ориентации в профес­сиональных источниках информа­ции (журналы, сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

· способами взаимодействия с дру­гими субъектами образовательного процесса по обеспечению безопасности на дорогах и в общественном транспорте;

· способами установления контак­тов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса по обеспечению безопасности детей на дорогах и в общественном транспорте;

· способами совершенствования профессиональных знаний и уме­ний по комплексной безопасности детей, в том числе безопасности на дорогах и в общественном транспорте, путем использования возмож­ностей информационной среды образовательного учреждения, регио­на, области, страны, направленных на обеспечение их безопасности.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Виды учебной работы в процессе изучения дисциплины: - аудиторные занятия включают лекции, практические и лабораторные занятия, всего 46 часов, в том числе и в интерактивной форме, и самостоятельная работа - 62 часа.

Изучение дисциплины предполагает лекционные, практические и лабораторные занятия. Для организации самостоятельной работы в программе даны рекомендации. Аудиторные занятия проводятся в виде лекций, на которых излагается основной программный материал. В рамках учебной дисциплины предусмотрены активные и интерактивные формы проведения занятий в виде встреч с представителями научных государственных, общественных организаций, органов государственной и законодательной власти, а также, как совместную деятельность преподавателя и студентов, так и дидактически управляемую самостоятельную работу. На практических и лабораторных занятиях углубляются и детализируются отдельные вопросы программы, не изложенные в настоящее время в учебниках. Самостоятельная работа обучаемых организуется путем выполнения ими заданий для самостоятельной работы, изучения теоретических вопросов выносимых на практические и лабораторные занятия, а также изучения рекомендованной основной и дополнительной литературы. После каждой темы дисциплины предусмотрены вопросы для самоконтроля студентов.

Итоговая аттестация студентов очного и заочного отделений проводится в форме зачета.

2. Учебно-тематическОЕ планИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего трудоёмкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. и интерактивной форме Лекции Практиче-ские Лабораторные
1. Обеспечение безопасности дорожного движения
2. Опасные ситуации на дороге -
3. Безопасность в общественном транспорте
ИТОГО:

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего трудоёмкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. и интерактивной форме Лекции Практиче-ские Лабораторные
1. Обеспечение безопасности дорожного движения -
2. Опасные ситуации на дороге -
3. Безопасность в общественном транспорте -
ИТОГО:

Содержание дисциплины

Обеспечение безопасности дорожного движения

Законодательная база в области обеспечения безопасности дорожного движения. Органы, службы и организации, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения. Дорожное движение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Обязанности пешеходов и водителей. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.

Вопросы для контроля

1. Какие виды транспортных средств и их риски вам известны?

2. Какие виды водного транспорта наиболее опасны?

3. Когда была построена первая русская железная дорога?

4. Когда появился авиационный транспорт?

5. Назовите значение и опасности трубопроводного транспорта

6. Раскройте основные понятия транспорта и транспортной среды.

7. Основные понятия и термины Правил дорожного движения РФ?

8. Что должны знать участники дорожного движения?

9. Каковы обязанности и меры безопасности пешеходов?

10. Каковы обязанности и меры безопасности пассажиров?

Наши рекомендации