Дефекты процесса вязания
В поперечно-вязаном - полосы будут идти поперек.
Разреженная продольная полоса получается в результате сброса петель трикотажной иглы без обрыва. Получается в результате сильного давления платины при кулировании, это разладка вязального механизма.
Набор петель (нежелательный ажур) - нарушение структуры полотна из-за получения сдвоенных или стянутых петель (пресс не полностью опускает мысок крючка в чашу, старая петля попадает под крючок, и получается петля с накидом, а на трикотаже разреженное место).
Накидки-надевки - стянутые участки полотна, расположенные в поперечном направлении и нарушающие его структуру. Причина - разладка механизма нитеподачи, то есть должна подаваться нить под определенным натяжением.
Пробивка платированного трикотажа - выход на лицевую сторону изнаночных петель (грунтовых нити) и таким образом нарушение рисунка полотна.
Штопка - поднятые специальной иглой петли, она бывает незаметна.
Замасляные нити - темные штрихи на полотне.
Сброс петель - случаетс на язычковых иглах, когда неправильно подается нить на язычковую иглу, нить может соскочить с язычка под него и тогда она повиснет в виде короткой протяжки на изнанке.
Дыры в полотне (недопустимый дефект) - мысок крючка поврежден и разрушает (рвет) нить, также при очень большой глубине кулирования и очень сильном натяжении пряжи.
Излишняя ворсистость полотна - мысок крючка в момент прессования защемляет мононить, и происходит разрыв элементарных волокон, в этом месте будет излишняя пряжа имеет большую ворсистость.
Полосатость - неравномерная плотность вдоль петельных рядов или вдоль петельных столбиков, при подаче нити на крючки.
На открытых деталях одежды эти дефекты не допускаются.
Особенности производства трикотажных изделий
Трикотажные изделия могут производиться разными способами:
1) краеные излелия производятся также, как изделия из ткани: выкраиваются детали изделий, они сшиваются и получается краеное изделие. У этого производства очень высокий процент отходов - до 25% отходов метражного полотна (межлекальные отходы), для промышленности это очень много
2) регулярные - детали изделия или целиком изделие вывязываются на трикотажной машине, очень низкий процент отходов - не более 3-5%. целиком на трикотажной машине вывязываются только чулочно-носочные, перчаточные и платочно-шарфовые изделия (береты, платки, шарфы). Верхние изделия - вывязываются отдельные детали, которые потом сшиваются.
3) полурегулярные - вывязываются какие-то детали, которые потом подкраиваются, например, полурегулярные изделия получаются из купонных полотен - трикотажная труба, потом эти полотна подкраиваются, у таких изделий как правило нет боковых швов, процент отхода 8-12%.
Проектирование одежды
Моделирование - процесс создания первичного образца для массового производства одежды. Модели делятся на модели-идеи и модели для серийного производства одежды (промышленная коллекция одежды). К ним предъявляются разные требования. Например, модель-идея должна определять направления моды на определенный период, над ними работают модельеры - разрабатывает модель одежды целиком исходя из выбранного стиля, художественного решения модели, из принципов и требования композиции, а затем стилист определяет характер конкретного изделия и всю предметную среду (вид материала, конструкция, модель, детали, аксессуары). Стилисты - придумывают коллекции одежды, тканей, аксессуаров, обуви, решают вопросы формы, цветового решения, то есть стилист и модельер (конструктор), и дизайнер одновременно.
В промышленных коллекциях одежды определяются основные материалы (вплоть до их артикулов), определяется сама модель, ее концепция, диапазоны размеров, на которые эта модель создается, сложность ее обработки, рассматриваются НД, на соответствие которым она создается.
Таким образом, требования к промышленной коллекциям более функциональны (эргономические, эстетические и требования к сырьевым материалам).
Модель - это базовый образец изделия, который изготавливается на один средний размер и средний рост и одну полноту. То есть это базовая модель, по которой потом пойдет создание одежды разных размеров, ростов и полнот.
Все модели имеют объемно-пространственную структуру и характеризуются композицией. Композиция - это важнейший организующий элемент модели, который придает ей единство и цельность, и соподчиненность ее основных элементов. Композиция характеризуется общностью замысла. В ней не должно быть нескольких деталей, одинаково привлекающих внимание. То есть должна быть одна доминанта, а остальные элементы просто выстраиваются в соответствии с этой доминантой (линии воротника и полочки должны геометрически повторять друг друга. У композиции есть основные элементы:
1) линии - ограничивают зрительное восприятие одежды, с помощью них создается модель. Они бывают силуэтные, конструктивные и декоративные.
Силуэтные линии определяют контур одежды (линии бокового среза, линии бедер, линии низа, линии плеч, талии). Конструктивные линии - то, по чему режется одежда, с помощью чего создается выпуклость груди, иногда спины, эти линии могут совпадать с силуэтными линиями.
Конструктивные линии определяют покрой одежды. В связи с этим покрой - это то, из каких деталей какой конструкции состоит одежда. Покрой делится на покрой спинки и полочек, покрой рукавов, покрой застежки, покрой карманов и воротника.
И спинка, и полочки по покрою могут быть цельнокроеные, могут быть разрезные по линии талии, кокетки, с отрезными бочками, с рельефными швами, со шлицей и т.д.
Покрой застежки - застежка по покрою бывает распашная и глухая. Распашная застежка режется сверху донизу (сквозная), бывает однобортная и двубортная в зависимости от того, насколько одна головка заходит на другую. Глухая застежка имеет разрез, но не до конца, или без него.
Воротник - деталь одежды, обрабатывающий ворот. Он может быть разный по покрою. Он может быть отрезной и вточной в горловину, может быть цеьнокроеный с полочкой (шалевый воротник, воротник апаж). Есть воротник-стойка, отложной на стойке, пиджачный воротники т.д. У воротника по-разному могут быть оформлены отлеты воротника (закругленные, острые) в зависимости от решения модели.
Покрой рукавов: рукава бывают цельнокроеные с лифом (летучая мышь), отрезные и вточные в кройму, реглан - рукав кроется вточную к спинке, комбинированный рукав - комбинация разных рукавов. По конструкции рукава бывают одношовные и двухшовные, с манжетой и без нее. Рукав может иметь шлицу (обработанный разрез).
По покрою карманов бывают прорезные и накладные. И те, и другие могут быть обработаны. Накладной карман может иметь клапан, прорезной карман может быть обработан в рамку. Может быть обработан листочкой, иметь подзор.
Декоративные линии - линии, которые определяют фасон изделия. Фасон - это внешняя форма изделия. У фасона есть признаки, он характеризуется стилем, покроем и силуэтом. Декоративные линии могут определь линию косого среза, линию складок, манжет, линию кокетки полчеркнутой строчкой.
2) пропорции: соотношение деталей одежды должны быть по правилу золотого сечения (3/5, 8/13, 5/8)
3) материалы - материалы не должны вносить эклектику в общее решение модели, и создании модели модельер должен учитывать волокнистый состав, переплетение, характер поверхности материала, рисунок, как материал работает в динамике (как он проявляет себя в готовом изделии), как поверхность влияет на форму, как материал сочетается со стилем одежды, то есть материал в значительной степени определяет тектонику формы. С его помощью можно подчеркнуть эстетическую ценность модели, а можно наоборот разрушить.
4) цветовое решение - цвет - основное средство художественной выразительности, вся одежда по цвету делится на однотонную (близкие цветовые тона) и контрастную. Однотонная одежда создает ощущение статики, это подходит для деловой одежды. Колорит - ощущение в одежде от цветов, он создает эмоциональный настрой в одежде (чем чище и ярче цвет, тем более интенсивные реакции у человека он вызывает, сложные ненасыщенные цвета вызывают слабые и неустойчивые реакции, самые разнообразные ассоциации вызывает желтый и зеленый цвета). С помощью цвета одежды можно оказывать психологическое воздействие. Полярные цвета (контрастные) создают ощущение динамики, движения, используются для создания яркого впечатления, но такие динамичные расцветки утомляют
5) объемы (зрительное восприятие от объемно-пространственной структуры одежды) - соответствует ли одежда пропорциям тела человека, акцентируются ли отдельные детали или линии одежды
6) отделка - должна подчеркнуть ценность всей композиции, она может быть самой разнообразной (разные материалы, фурнитура), она не должна утяжелять общее впечатление.
и т.д.
Все элементы композиции должны создавать единое целое и повышать эстетические свойства модели. При формировании композиции не должно быть эклектики (смешение разных элементов, которые противоречат друг другу и доминируют).
Связываются все элементы вместе с помощью средств художественной выразительности. К ним относятся ритм, контраст, подобие, симметрия, асимметрия, нюанс.
Ритм в одежде - это чередование определенных элементов. Простейшим элементом ритма является, например, юбка в складку. С помощью ритма можно регулирвоать зрительное ощущение от одежды. Например, метрический ритм характеризует покой, равновесие, а ритмический порядок создает динамику.
Подобие заключается в повторении какого-то определенного элемента формы. Например, принцип подобия иногда соблюдается при создании костюмов (если форма пиджака прямоугольная, то должны быть прямые брюки, если пиджак приталенный, то брюки должны быть клеш).
Контраст - резкое отличие одних элементов от других. Он может быть в материалах (кружево и мех), в цвете, в направлении кроя, но в пределах художественного вкуса, не снижая эстетическую ценность модели.
Симметрия - соответствие одежды пропорциям тела человека, асимметрия - наоборот. Симметрия создает ощущение статики, асимметрия - динамики. Симметрия должна быть в одежде классического стиля.
Нюанс - воздействие определенных элементов композиции с постепенной сменой общего композиционного решения.
Этапы моделирования, методы моделирования, муляжный метод, организация процесса моделирования - кто занимается, как происходит, кто утверждает и т.д. (в учебнике).