Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Предмет «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельно­сти (ОБЖ)» вводится в 5-м классе. К этому возрасту в ходе спе­циального обучения по «Программе» учащиеся уже могут овла­деть элементарными навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками (с частичной помощью взрослых и самостоятельно). Они могут ориентироваться на картинки и пик­тограммы, дающие зрительный алгоритм действий. Учащиеся уже имеют первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности, сформированные на занятиях по предмету «Развитие речи и окружающий мир», в процессе жизни в детском доме-интернате или в семье.

В основу уроков по предмету «Здоровье и основы безопасно­сти жизнедеятельности (ОБЖ)» положен комплексный подход, который предполагает:

- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здо­рового образа жизни, с правилами поведения в различных ситуа­циях и необходимостью их соблюдения, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;

организацию предметно-развивающей среды для обуче­ния учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;

- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;

- формирование способности учеников к моделированию и символизации с использованием игровых аналогов реальных предметов, предметов-заместителей, картинок и пиктограмм в обучающих предметно-практических, игровых упражнениях, в

играх;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обще­нии учителя и учащегося в процессе игр и игровых упражнений;

- последовательно-параллельную работу по обучению ос­новам здорового образа жизни и правилам безопасности жизне­деятельности.

В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, развиваются и за­крепляются:

- умения и навыки учащихся называть свое имя, говорить о себе от первого лица;

- выражать свои потребности, значимые для здоровья и его сохранения, в речи, используя невербальные и вербальные сред­ства общения;

- интерес к изучению себя, своих физических возможно­стей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представления о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;

- представления о процессах и алгоритме умывания, одева­ния, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся пред­метном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования;

- положительный настрой на выполнение элементарных ги­гиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложен­ные учебные предметы, одежда и т. д.);

- умение элементарно описывать свое самочувствие, спо­собность привлечь внимание взрослого в случае недомогания;

желание разрешать проблемные игровые ситуации, свя­занные с охраной здоровья;

- устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и
безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.

Педагог учит учащихся использованию невербальных и вер­бальных средств общения в процессе самообслуживания, выпол­нения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений). Для подкрепления действий учащихся и со­блюдения их алгоритма активно используются специальные сим­волы (картинки, пиктограммы), с которыми учащиеся многократ­но знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Учащихся 7-9-х классов знакомят на доступном для их вос­приятия уровне с потенциальными источниками различных опас­ных ситуаций, связанных с социальной деятельностью человека (бытовыми приборами и оборудованием и др.), антропогенными изменениями в природе, которые нередко становятся причиной глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, изменение климата).

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельно­сти учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» воспитывает (тренирует) у них со­стояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными воз­можностями здоровья, в том числе и детей с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме по­лучают представления о том, что безопасность окружающего ми­ра — необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребенка.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:

- основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;

- навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

Наряду с формированием представлений о собственной без­опасности, учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы. Они знакомятся с не­которыми видами ситуаций, опасных для природы, узнают о правилах безопасного для природы поведения человека, у них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружаю­щему миру. Все это является элементарными предпосылками экологического сознания. Полученные в доступной для восприя­тия учащихся форме элементарные основы экологического вос­питания уточняются, закрепляются на уроках по предмету «Раз­витие речи и окружающий мир», в ходе занятий в рамках коррекционно-адаптационной области «Основы коммуникации», «Со­циально-бытовая ориентировка и основы безопасности жизнедея­тельности».

Для воспитания интереса учащихся к правилам здоровьесбе­регающего и безопасного поведения с ними организуются экс­курсии, наблюдения, проводятся сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. Важной задачей учителя является формиро­вание умений учащихся переносить в игру правила здоровьесбе­регающего и безопасного поведения.

Для поддержания интереса учащихся к практическим дей­ствиям по самообслуживанию, к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения активно используются атрибуты игро­вых комплектов «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука дорожно­го движения», «Азбука пожарной безопасности». При этом уро­ки-занятия проводятся в группах по два-три человека, что спо­собствует формированию навыков невербальной и вербальной коммуникации учащихся. Моделирование ситуаций с использо­ванием полифункциональных игровых комплектов учит учащих­ся, с одной стороны, переносить в игру правила здоровьесбере­гающего и безопасного поведения, а с другой стороны, использо­вать в реальной жизни тот элементарный игровой опыт, который они получили в совместных с педагогом играх.

На уроках в 5-9-х классах расширяются и уточняются пред­ставления учащихся о состоянии своего здоровья (здоров или бо­лен, что именно болит), а также о состоянии здоровья окружающих (детей, подростков, взрослых). С помощью учителя, используя пиктограммы, картинки, жесты, они учатся описывать некоторые симптомы болезненного состояния. Для этого учащиеся в доступ­ной для них форме знакомятся с особенностями внешнего и внут­реннего строения тела человека, узнают о правилах сбережения здоровья и его профилактике. Учащиеся овладевают навыками без­опасного поведения в подвижных играх, в играх со спортивным инвентарем. Педагоги демонстрируют приемы правильного обра­щения с ним, рассказывают, показывают на иллюстрациях, в ви­деофильмах и проигрывают с учениками ситуации, которые могут привести к травмам. Вместе с учителем учащиеся обсуждают по­годные условия, выясняют, как следует одеваться в соответствии с ними, к чему может привести переохлаждение или перегрев орга­низма из-за неправильного выбора одежды. Для этого рассматрива­ется одежда учащихся, соответствующие картинки и пиктограммы, проводятся игры и игровые упражнения, в ходе которых учащиеся знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными и несъедоб­ными грибами, ягодами, травами, учатся элементарным правилам поведения в природе.

Важным аспектом формирования представлений о сохране­нии здоровья является обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения, в экстремальных ситуациях при возникновении пожара. Учеников 5-9-х классов знакомят с раз­личными общеупотребительными знаками пожарной безопасно­сти, дорожного движения, предупреждающими, информацион­ными и др.

Работа педагогов по формированию представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни согласуется с психокоррекционной работой по воспитанию эмпатии, поддержанию веры ребенка (подростка) в свои возможности и собственные силы, ко­торую осуществляет педагог-психолог. Психокоррекционные за­нятия (см. учебный план, «Коррекционно-адаптационная об­ласть») проводятся специалистами с использованием технологий сказкотерапии, работы в «темной сенсорной комнате».

Реализуя задачи обучения предмету «Здоровье и основы без­опасности жизнедеятельности (ОБЖ)», нужно стремиться макси­мально сформировать у учащихся представления о том, как можно предотвратить опасные ситуации, сохранив тем самым свое здоро­вье, а зачастую и жизнь. Поэтому такое огромное значение имеет своевременное обучение учащихся правилам поведения в кризис­ных ситуациях. Овладение учащимися основами безопасности жизнедеятельности напрямую связано с формированием у них социальных представлений, к которым относятся представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них.

Обучение учащихся правилам поведения в опасных, чрезвы­чайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку у них привычки выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в простран­стве улицы, помещения и т. д.

Депривационные условия детского дома-интерната, где вос­питываются учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью, которые являются частью контингента учащихся специ­альных (коррекционных) школ VIII вида, определяют повышен­ные требования к методически грамотной организации работы педагогов, поскольку именно от них зависит эффективность обу­чения основам безопасности жизнедеятельности не только в иг­ровых ситуациях, но и в реальных условиях помещения, в при­родной среде: во время прогулок, экскурсий, совместных с педа­гогами походов в общественные места.

В «Программе» рекомендуется обучать учащихся правилам безопасности комплексно с использованием упомянутых выше игровых комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и другого дидактического игрового и литера­турного материала, что предполагает:

- постановку и решение различных воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих задач с учетом воз­раста, особенностей интеллектуального и сенсомоторного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

- создание соответствующей предметно-развивающей сре­ды;

- организацию обучающих игр, исходя из окружающих условий жизни учащихся (город, поселок, село, микрорайон), бы­товой среды дома-интерната и школы.

Результативность освоения учащимися содержания уроков-занятий по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедея­тельности (ОБЖ)» оценивается не столько по приобретаемым ими вербальным знаниям, сколько по их усвоению, овладению приема­ми элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Ос­новное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обраще­ния с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения с травмоопасными предметами, ядо­витыми растениями и плодами и выполнение всех этих правил.

Важное место при проведении комплексных игр-занятий, уроков, досуговых мероприятий отводится ознакомлению уча­щихся с доступной их восприятию художественной литературой. Одно и то же произведение учащиеся могут слушать, вместе с педагогом рассказывать, используя картинки и пиктограммы, проигрывать в разных образовательных ситуациях.

В ходе дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических и театрализованных игр по основам без­опасности жизнедеятельности педагоги знакомят учащихся со знаково-символическими средствами общения — пиктограмма­ми. К ним, прежде всего, относятся знаки дорожного движения, знаки пожарной безопасности, знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе. Пиктограммы ис­пользуются, чтобы пробудить и развить элементарные когнитив­ные возможности детей, стимулировать и активизировать их дея­тельность, в том числе и коммуникативную. Таким образом, наряду с овладением смысловой стороной знака, учащиеся рас­ширяют свой словарный запас.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Наши рекомендации