Цель и задачи изучения курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И СЕРВИСА
Утверждено на заседании УМС
Председатель УМС
_____________
______________________
«___»________2015г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Количество кредитов: 2 кредита
Доцент Атикеева С.Н.
Профессор Мырзаханов Н.М.
Кафедра: туризм и сервис
Астана 2015
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составили доцент Атикеева С.Н., профессор Мырзаханов Н.М.на основании типовой учебной программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
«Обсуждено»
на заседании кафедры «Туризм и сервис»
Протокол № _______
от «_____» _______________2015г.
«Одобрено»
на заседании УМБ ИЭФ
от «___» ____________ 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типовая учебная программа дисциплины…………………………………………………..
2. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS……………………………………….
3. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине...........................................................
4.Лекционный комплекс …………………………………………………………………………
5. Методические указания по изучению дисциплины………………………………………….
6. Методические рекомендации и указания по выполнению практических занятий ……….
7. Материалы для самостоятельной работы обучающегося с преподавателем.....……………
8. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся …………………..
9. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий. ………………………
10. Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.. ………………….
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Университет «Туран-Астана»
Кафедра «Туризм и сервис»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся всех специальностей
Астана 2015
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
Общее кол-во часов | |||
Для очного отделения | В неделю | Всего | |
Лекции | |||
Практические | |||
СРСП/СРС | 30/30 | 30/30 | |
Экзамен (Э)5 семестр | |||
Для заочного отделения | |||
Лекции | |||
Практические | |||
СРСП/СРС | |||
Экзамен (Э)-5 семестр |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель и задачи изучения курса.
Целью дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" является ознакомление студентов с основами безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основами защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.
Задачами изучения дисциплины ОБЖ являются: научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.
В результате обучения студенты должны:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕо неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности техники и защищенности человека, которая гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях;
ЗНАТЬ:
- законодательные акты Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций
- теоретические основы безопасности в системе "человек - среда обитания"
- основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональными условиями деятельности
- средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов
- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях
- методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций
- нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности
УМЕТЬ:
- контролировать параметры негативных воздействий и оценивать их уровни
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности жизнедеятельности
ПРИОБРЕСТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ - планирования и участия в спасательных работах
- применения средств индивидуальной защиты
- оказание доврачебной помощи пострадавшим с умением распознавать признаки травматических повреждений, шока, клинической смерти, острых заболеваний и особо опасных инфекций;
быть компетентным: в вопросах безопасности жизнедеятельности.
3. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Ценностно-смысловые компетенции: - иметь ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать ее достижение; самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности; решать учебно-познавательные проблемы; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи; самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации в природной среде; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни; владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
А. Знание и понимание: обучение в области ОБЖ сводится к получению студентом знаний, необходимых для создания в будущем условий деятельности, технических средств, технологических процессов и производств, строительных конструкций и т.п., соответствующих нормативным требованиям по безопасности.
В. Применение знаний и пониманий: при получении знаний по вопросам ОБЖ важно научить выпускников применять эти знания в работе и в жизни. В период обучения в вузах они должны освоить программы и получить необходимые знания, т.к. дальнейшая деятельность выпускников будет связана в основном с эксплуатацией технических средств, реализацией технологий и соблюдением безопасных условий труда в производственных помещениях;
приобрести практические навыки: планирования и участия в спасательных работах;
- применения средств индивидуальной защиты
- оказание доврачебной помощи пострадавшим с умением распознавать признаки травматических повреждений, шока, клинической смерти, острых заболеваний и особо опасных инфекций.
С. Формирование суждений: Могут интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний.
D. Коммуникативные способности: владеть широким набором коммуникативных приёмов и техник, установления контакта с собеседником, создания атмосферы доверительного общения, организации обратной связи и т.д. с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности
Е. Навыки к обучению или способности к учебе: имеют такие навыки в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности.
Пререквизиты:К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями в следующих областях: математика, экология, химия, физика.
Постреквизиты: Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы в любой из сфер жизнедеятельности для сохранения собственной безопасности и безопасности окружающих, для продления жизни и здоровья.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (для очного отделения)
№ | Название темы | Распределение часов | ||||
Лекции | Практическая/лабораторная | СРС | СРСП | Неделя | ||
1. | Законодательные акты в области безопасности жизнедеятельности | |||||
2. | Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны (ГО) в Республике Казахстан | |||||
3. | Классификация опасных и вредных факторов. | |||||
4. | Радиационная и химическая опасность. | |||||
5. | Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. | |||||
6. | Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения. | |||||
7. | Классификация чрезвычайных ситуаций различного характера. | 7-8 | ||||
8. | Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. | |||||
9. | Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях | |||||
10. | Защита от оружия массового поражения. | |||||
11. | Организационно-практические меры безопасности при землетрясениях. | 12-13 | ||||
12. | Защита населения при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и катастрофах на производственных объектах. | |||||
13. | Основы организации и проведения аварийно-спасательных работ. | |||||
Итого: |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (для заочного отделения)
№ | Название темы | Формы обучения и количество учебных часов | |||
Лекции | Практическая/лабораторная | СРСП | СРС | ||
| Законодательные акты в области безопасности жизнедеятельности | 0,5 | 0,5 | ||
| Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны (ГО) в Республике Казахстан | 0,5 | |||
| Классификация опасных и вредных факторов. | 0,5 | 0,5 | ||
| Радиационная и химическая опасность. | 0,5 | 0,5 | ||
| Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. | 0,5 | 0,5 | ||
| Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения. | 0,5 | 0,5 | ||
| Классификация чрезвычайных ситуаций различного характера. | 0,5 | 0,5 | ||
| Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. | 0,5 | 0,5 | ||
| Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях | 0,5 | 0,5 | ||
| Защита от оружия массового поражения. | 0,5 | 0,5 | ||
| Организационно-практические меры безопасности при землетрясениях. | 0,5 | |||
| Защита населения при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и катастрофах на производственных объектах. | 0,5 | 0,5 | ||
| Основы организации и проведения аварийно-спасательных работ. | 0,5 | 0,5 | ||
Итого: |